Диана Маратканова
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения программам технического творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения программам дополнительного образования по техническому творчеству
Современное время требует решений нынешних проблем образования. Быстрое развитие техники лишь выдвигает перед нами всё новые требования к специалистам. Настоящий профессионал своего дела должен:
• сам ставить перед собой цели;
• проектировать и производить анализ путей для их осуществления;
• постоянно изучать что-то новое;
Публикация «Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения программам технического творчества» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
• развивать умения, навыки;
• ориентироваться в меняющемся мире.
Образование и общество в целом меняется с каждым годом всё с большей скоростью. На сегодняшний момент современные компьютерные технологии плотно вошли в нашу жизнь. Одни из последних образовательных тенденций – цифровизация, геймификация, адаптивное обучение.
В особенности актуальным инструментом, который помогает привить использование не только готовых чужих решений, но и лично разработанных, является трехмерное моделирование. Направление набирает все большую популярность у школьников и даже дошкольников. Наиболее новым считается обучение 3D-моделированию детей с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом число, обозначающее количество таких детей, всё растет. Причин данного увеличения очень много. Начиная с уровня развития медицины, современное медицинское оборудование позволяет производить лучшую диагностику, а также сокращает детскую смертность. Заканчивая социальными аспектами, понижением демографии.
Для ребят созданы новые образовательные стандарты, специальная инфраструктура. Стандарты всемирной организации здравоохранения позволяют гораздо шире и полнее взглянуть на участие особенных детей в жизни общества с новой стороны.
Участие детей в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Особенно важно считать обучение техническому творчеству – элементом профориентации. Данное направление способствует самореализации, приобретению творческих способностей, навыка созидания, трудолюбия и опыта успешности.
Скорость жизни возрастает, а мозг людей подстраивается под огромные информационные перегрузки. Существует необходимость в поиске новых нестандартных путей, их разработке, для решений задач, связанных с образованием. В Российском образовании постоянно происходят изменения.
Его основополагающий акт - Федеральный закон № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, который регулирует процесс образования. В данный документ периодически принимают поправки, вносят изменения, добавляя определенные новшества. В 10 главе 74 статьи дается определение, что такое дополнительное образование. Оно является неотъемлемой самостоятельной частью модели современного российского образования детей.
О дополнительном образовании также говорится в Азбуке права, где предлагается уже более развернутое определение. Дополнительное образование детей – это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Оно не сопровождается повышением уровня образования.
Главная его задача состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей развития каждой личности, тем самым развивая у детей самостоятельность, ответственность, мобильность, умение анализировать, принимать решения, творить и изобретать, стимулировать их тягу к знаниям.
Дополнительное образование ориентировано на:
1. Развитие творческих способностей.
2. Удовлетворение индивидуальных потребностей.
3. Развитие культуры здорового и безопасного образа жизни.
4. Формирование умений организовывать свободное время.
Обеспечивает:
1. Приспособлению к жизни в обществе.
2. Профориентации.
3. Выявление и развитие выдающихся способностей.
Дополнительные программы включают в себя : общеразвивающие и предпрофессиональные. Они не предъявляют никаких требований к уровню образования, для допуска к их освоению, но в них должны учитываться особенности обучающихся лиц по возрасту, способностям, потребностям, мотивам. Разрабатывает и утверждает программы образовательная организация самостоятельно в соответствии с требованиями, которые описаны в федеральных документах.
В статье 79 Федерального закона № 273–ФЗ прописано, что основой образовательного процесса является создание условий для подготовки детей к полноценной жизни в обществе, оказание помощи в их социальной реабилитации. В законе подробно описывается порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Дополнительное образование играет немаловажную роль в профилактике детского девиантного поведения. Личности, не имеющие интересы, с кучей свободного времени, подвержены негативному влиянию со стороны, различных организаций, движений, криминальных структур.
Разносторонне развитый ребенок, имеющий разнообразный спектр интересов, как правило, имеет уже сформированный характер. Такой человек легче воспринимает систему социальных ценностей, не склонен к каким–либо отклонениям.
Согласно статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», о которой упоминалось выше, адаптированное дополнительное образование имеет особенности:
1. Вариативность. Право на выбор направления и вида деятельности, педагога, содержания программы, а также темпа и объёма её освоения.
2. Доступность. Право прохождения обучения в любое время календарного года.
3. Многообразие видов. Право выбрать любую программу по его интересам, склонностям.
4. Личностно-ориентированный подход. Для каждого ребёнка создается «ситуация успеха». Достижения стимулируют ребёнка к дальнейшему развитию. Темп, стиль и качество работы не подвергаются критике.
5. Практико-ориентированный подход. Ребёнок обучается программе, направленной на социализацию и профориентацию.
6. Адаптивность к возникающим изменениям.
7. Право ребёнка на непрерывный поиск проб и ошибок, на самоопределение.
Основной задачей для педагога является воспитать веру ребёнка в свои силы и стремление к индивидуальной деятельности, без помощи самого педагога.
Благодаря изменениям скорости жизни, возрастанию числа лиц с определенными возрастными ограничениями, определенным изменениям в потребностях людей появляется необходимость в разработке новых решений образования. Детям с ОВЗ полезно познакомиться с техникой прототипирования и аддитивными технологиями. Правильно составленный процесс дает положительные результаты в развитии речи и психологии ребенка. Его коммуникации, адаптации в социуме, а главное профориентации, реализации себя.
Список источников:
1. Березина, В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования : учебно-методическое пособие / В. А. Березина – Москва: Диалог культур, 2007. – 512 с. Текст: непосредственный.
2. Иванченко, В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей : учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 341 с. Текст: непосредственный.
3. Кулакова, Е. В. Методические рекомендации по нормативному регулированию в субъектах Российской Федерации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е. В. Кулакова, Е. И. Адамян, Е. Б. Колосова, Г. А. Ястребова; [и др. ] – Москва: РУДН, 2019. – 56 с. Текст: непосредственный.
4. Ланская, И. Врачи объяснили, почему в России резко выросло число «особенных» детей. Текст: электронный / И. Ланская // Общественная служба новостей. URL : https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/vrachi-obyasnili-pochemu-v-rf-rezko-vyroslo-chislo-osobennyh-detej/ ( дата обращения: 15.01.2023).
5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат, – Москва: Академия, 2008. – 368 с. Текст: непосредственный.
6. Рудинская, В. В. Особенности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации ДООП : методические рекомендации / В. В. Рудинская, Т. В. Моисеенко // Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021 – 28 с. Текст: непосредственный.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023). Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/ ( дата обращения: 17.01.2023).
8. Электронный журнал «Азбука права». Что понимается под дополнительным образованием детей и взрослых. Текст: электронный // СПС КонсультантПлюс. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/ ( дата обращения: 17.01.2023).