Лилия Юсупова
Развитие ассоциативного мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Курс на АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Ассоциация, в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти.
Все дело в том, что наши память и мышление ассоциативны. Это значит, что мы склонны привязывать знания, полученные только что к уже известной информации.
Публикация «Развитие ассоциативного мышления» размещена в разделах
Вы мне сразу назовете множество прямых ассоциаций. Например, русский писатель – А. С Пушкин; домашняя птица – курица; белый – снег; черный – земля; фрукт – яблоко; часть лица – нос. Попробуйте с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Ассоциации являются стимулом, воздействующим на мышление. Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Благодаря ему, человек (ребенок в том числе) становится способным к созданию новых оригинальных идей, смысловых связей. Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция. Ассоциативное мышление – особенное.
Не новость, что у человека два полушария. У каждого своя задача. Левое мыслит словами, правое – образами. Так вот ассоциативное мышление соединяет их деятельность в нечто единое. И от этого получается совершенно новое качество, что тоже очень полезно для развития.
Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Каждый раз они поднимают с ее дна множество всяких сведений, казалось бы, давным-давно забытых, и таким образом активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации. А кроме этого значительно расширяется активный словарь маленького человека.
Помимо традиционных известных упражнений, таких как «Ассоциативные цепочки», «Найди лишнее», «Что общего?», «Найди противоположность», «Мнемотаблицы».
Я вам предлагаю некоторые интересные, на мой взгляд, упражнения. Первое - метод ментальных карт (карт памяти). А также диаграмма связей, интеллект карта, карта мыслей или ассоциативная карта, лэп–буки, бизи-борды – это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы.
Расскажу о другом интересном упражнение - разгадывание Друдлов. Слово образовано от англ. слов: каракули, рисунок, загадка.
Суть упражнения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Мы знаем, что наше восприятие субъективно, какая ассоциация возникнет у вас, не знает никто.
Есть еще одно упражнение, очень любимое детьми. Это «Звуковые ассоциации». Создано оно в программе «Смарт Нотебук» для интерактивной доски. Суть в том, чтобы узнать предмет и явление по звуку. Сначала мы рассуждаем, могут ли предметы на экране издавать звуки? Потом дети закрывают глаза и отгадывают звуки какого технического устройства или животного, предмета или явления они слышат.
А могут ли вызывать ассоциации запахи? Еще как, с чем ассоциируется аромат блинчиков с пылу с жару?
С ароматом блинчиков конечно сложнее, но аромат мяты, апельсина, сосны и многие другие у меня есть. Я только начала собирать коллекцию ароматов, но в будущем ожидается богатое собрание.
Вывод:
Ассоциации помогают нам познавать мир, находить связи между независимыми на первый взгляд утверждениями, что позволяет увидеть новые связи. Это приводит к появлению нестандартных решений. АМ является достаточно важной и нужной задачей развития человека, как личности. Ассоциативное мышление
следует развивать!