Александров Даниил Денисович
Развитие артистических способностей младших школьников в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы развития артистических способностей у младших школьников на занятиях театрального объединения обусловлена тем, что театрализованная деятельность касается не только вопроса техничности исполнения роли, но и требует навыков сценического движения, подачи голоса, воплощения художественного образа. Поэтому среди всех задач педагога, существующих в подготовке детей к сценической деятельности, особо выделяется развитие артистизма исполнителя.
Публикация «Развитие артистических способностей младших школьников в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вопросом развития артистических способностей и понятия артистизма занимались многие деятели театрального искусства, театральные педагоги (К. С. Станиславский, Б. Е. Захава, С. В. Гиппиус, М. А. Чехов, М. О. Кнебель) и современные учёные, исследователи в научных областях философии и культурологии (О. А. Кривцун, Р. К. Бажанова, многие исследователи рассматривали проблему необходимости артистизма в педагогической деятельности в целом (Ж. В. Ваганова, О. С. Булатова).
Подавляющее количество трудов об артистизме освещает его особенности, основываясь на работе с уже профессиональными актерами, а рекомендации по улучшению артистических способностей нацелены на зрелую аудиторию. При этом, вопросы об артистизме детей, в частности, детей младшего школьного возраста, в научном и научно-педагогическом наследии, предложены в малом количестве.
Развитие артистических способностей в раннем возрасте создает благоприятное влияние на всю последующую жизнь ребенка в целом. Формирование артистизма, в будущем, дает человеку открытость к диалогу, делает его более общительным и коммуникабельным, интересным собеседнику, помогает увереннее отстаивать свое мнение и убеждать.
Одним из незаменимых средств формирования и развития артистических способностей является занятие театральной деятельностью в рамках театральной студии в системе дополнительного образования. Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Доступность и популярность театрального искусства привлекает подрастающее поколение и оказывает на нее свое влияние. Юных актеров притягивает сцена, прежде всего, своей яркостью, впечатляющей зрелищностью, а также возможностью раскрыть себя. Но за кажущейся внешней простотой и легкостью подобного «превращения» скрывается трудоемкий и сложный процесс воспитания юных актеров. Актерское исполнительство соединяет в себе множество навыков: предполагает полную свободу и раскованность, умение владеть не только голосом, но и телом, умение передавать публике смысл пьесы, доносить до зрителя ее эмоционально-чувственный образ. Для формирования этих необходимых каждому исполнителю навыков, их отработки и закрепления, ребенку требуются систематические занятия. А для этого педагогам необходимы различные методические рекомендации по проблеме развития артистических способностей у детей на занятиях театрального объединения, но в педагогике таковые рекомендации представлены недостаточно, разработанные и проверенные на практике приёмы не находят полной реализации при применении, так как не учитывают психологических и иных особенностей детей именно младшего школьного возраста.
Из этого следует противоречие между необходимостью развития артистизма у обучающихся и недостаточностью методических рекомендаций по развитию артистических способностей у детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс развития артистических способностей у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования – условия развития артистических способностей младших школьников в театрализованной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить условия развития артистических способностей младших школьников в театрализованной деятельности.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности артистические способности развиты недостаточно, их необходимо постоянно развивать.
Задачи:
1. Изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме развития артистических способностей детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.
2. Рассмотреть особенности развития артистических способностей детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.
3. Выявить уровень развития артистических способностей детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.
4. Подобрать комплекс игр и упражнений для развития артистических способностей на занятиях театрального объединения с младшими школьниками.
Методы исследования:
- теоретические (анализ, обобщение, сравнение, систематизация)
- эмпирические (тестовые задания).
База исследования: МБУ ДО «ДДТ» г. Можги.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке театрализованных игр для развития артистизма на занятиях театрального объединения с детьми первого года обучения. Данная разработка будет интересна педагогом дополнительного образования в области сценической деятельности.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АРТИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «артистизма», «артистические способности»
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театральную деятельность любят дети, а педагоги всего мира широко используют ее в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребенка.
Театральная деятельность – излюбленный вид занятий как для малышей, начиная с двух лет, так и для школьников и взрослых. В театральных занятиях ребенок любого возраста может наиболее полно выразить себя, свои чувства, переживания. Он учится выражать их мимикой, жестами, движением, и конечно –это самое важное –речью. В то же время он учится понимать чувства других, отраженные в драматургических, прозаических, поэтических произведениях. Мир человеческих чувств –главный предмет театрального искусства, поэтому оно становится прекрасным и неизменимым средством развития и собственного эмоционального мира ребенка, и его способности к эмпатии, сопереживанию другим. Театральное действие завораживает. Дети с большим удовольствием выступает в диалог с героями, помогают им, отвечают на их вопросы. Для каждого ребенка театр представляется в двух видах: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованное действие, в котором он сам участвует [3, с. 89].
Одним из интересных видов деятельности является театральное искусство. Искусство начинается там, где вдохновение художника органически сочетается с жизнью, с действительностью, ибо только там и появляется чувство правды – основа художественности. Будучи помноженным на профессиональное мастерство, оно дает возможность создать подлинные произведения искусства. Основной проблемой, непосредственно вытекающей из единства искусства и жизни, является перевоплощение актера в образ [4].
Необходимо вспомнить высказывания Б. М. Теплова, о том, что способности – это индивидуально-психологические особенности человека. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является признание динамичности, развития способностей. «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления – это стало общепринятым утверждением в педагогике и психологии [5, с. 89].
Артистические способности – это способности человека, своим умением перевоплощаться, передать то или иное настроение.
Много времени и сил уделил решению этой проблемы К. С. Станиславский. Основываясь на законах, управляющих высшей нервной деятельностью человека, он в своей практике и теории создает систему, дающую возможность актеру и режиссеру сознательно управлять творческим процессом создания роли и спектакля в целом. К. С. Станиславский всячески оберегал актера и режиссера от всевозможных театральных ассоциаций, требуя пользоваться только одним источником вдохновения – реальной действительностью. Он рассуждал так: «человек –это все его поступки, все его мысли, взаимоотношения, желания, замыслы, это логика его поступков, причем логика конкретная, неповторимая, индивидуальная и вместе с тем типичная». Поэтому одним определением характера далеко не исчерпываются внутреннее содержание образа. Внешнее решение, внешнее изображение вытесняют глубину и подлинность сценического поведения актера. Оно подменяет истинную правду видимостью правды. Роль превращается в подражание жизни, в то время как при верном ее решении она становится самой жизнью – вечно живой, развивающейся от спектакля к спектаклю. Отсюда требование К. С. Станиславского: не делать роль, а выращивать ее. Отсюда и сравнение двух различно подготовленных ролей: одна как искусственный цветок, другая –живой. Выращивание роли, превращение актера как бы в новое существо, органическая жизнь в образе – вершина актерского искусства по системе К. С. Станиславского. Развитие человека как артиста уже возможно с дошкольного возраста, а именно в театральной деятельности, которую мы подробно рассматриваем в данной работе.
Артистизм – это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация; умение надеть произвольную маску, "личину", особое изящество манер, грациозность движений; способность к выражению эмоций; утонченность восприятия и художественная одаренность [14].
Артистизм является важнейшим профессионально важным качеством артиста. Вместе с тем, артистизм, несомненно, находит свое проявление во множестве профессиональных сфер: в менеджменте, педагогике, спорте, торговле и т. д.
В качестве культурно-эстетического явления артистизм представляет собой интересный и на сегодняшний день недостаточно изученный объект исследования. Понятийное толкование артистизма сводится, в основном, к следующим моментам: это явление определяется как художественная одаренность, как высоко развитый навык исполнительской деятельности и как виртуозность мастерского владения профессией. Кроме того, под артистизмом нередко понимают особую форму самовыражения и самоутверждения, то есть эстетическую манеру поведения «на публике». Не случайно, начиная с эпохи Возрождения, одной из тем искусства становится «артистическое поведение» и артистизм как момент «соперничества искусства и жизни».
Артистизм и как одно из понятий эстетики и как специфический принцип творчества не сводим только к этим художественным явлениям. Так, уже романтики обратили внимание на творческий потенциал артистизма «созерцания и вчувствования». Именно поэтому расширение границ эстетического анализа феномена артистизма носит актуальный характер. Кроме того, актуальность исследования артистизма обусловлена и постмодернизмом, для которого характерны множественность проявлений игрового начала культуры и культивирование артистических форм пародирования.
В качестве эстетического принципа различных видов деятельности артистизм привлекал внимание не только исследователей, но и деятелей искусства. Тема артистизма возникала и в литературе, и на полотнах живописцев, и в театральных постановках и кинофильмах. Это и «Кола Брюньон» Ромена Роллана (о «мастере из Кламси» в пору Возрождения, и картины Александра Бенуа («Итальянская комедия», «Итальянская комедия: billet doux», «Маскарад при Людовике XIV», и пьесы А. С. Пушкина «Дон Гуан» и Дюма-сына «Кин, или гений и беспутство», и фильмы Феллини «8 1/2» и «Клоуны». В этих произведениях артистизм предстает не только как высокое мастерство, но и как эстетическая форма самовыражения личности. Да и разнообразие эстетических вызовов футуристов, их «пощечины общественному вкусу» – тоже вид артистизма [3, с. 300].
Таким образом, как эстетическое явление артистизма синтезирует в себе ряд тех параметров, которые заслуживают специального изучения. К таким параметрам относятся, с нашей точки зрения, характер одаренности; высокий уровень владения навыками и умениями; импровизационность; развитый вкус; творческое воображение; состояние творческого удовлетворения («чувства удовольствия», по Канту) от исполнительской деятельности.
Ряд ученых связывают данное понятие только с актерской профессией, хотя артистизм присущ и другим видам специализированной деятельности. В своей статье Р. М. Кирсанова прослеживает путь изменения смыслового содержания слова «артист». Автор указывает на то, что вплоть до середины XIX века термин «артист» применялся к самым разным проявлениям, в том числе и к ремесленному мастерству [10, с. 216].
В повседневной жизни артистизм используется как средство для разнообразных манипуляций. Например, родители часто изображают притворные эмоции ради воспитательного воздействия на людей. Разумеется, артистизм часто используется мошенниками, можно даже утверждать, что среди более-менее успешных мошенников почти все обладают значительными артистическими способностями.
В повседневной (не профессиональной) жизни артистизм является частью коммуникативной компетенции (общей способности). Сам он включает в себя такие частные способности, как:
- владение мимикой,
- владение пантомимикой,
- владение голосом (тембром, интонациями и пр. ,
- изобразительные умения (способность использовать себя для иллюстрации другого человека,
- способность вжиться в другого человека, понять его изнутри,
- владение собственными эмоциями,
- речевая грамотность, языковое чутье и др.
Артист в любом деле добивается потрясающих успехов, потому что результатом его деятельности является художественный образ, он любое проявление способен довести до произведения искусства. Его творение заполняется его богатой личностью, поэтому после смерти художника остаются его произведения, они несут отпечаток его личности. Яркий художественный образ продолжает жить помимо исполнителя. Наиболее мощное впечатление от явления возникает, когда происходит встреча артистичного исполнителя и артистичного потребителя. Артистичное восприятие жизни – это тоже творчество. Посредством принципа и навыков артистизма человек реализует себя в общении, поведении и деятельности, реализует себя на творческих началах [7, с. 34-35].
Артистизм как способность развивается весьма хорошо : на актерских курсах, на психологических тренингах. Близким по смыслу понятием артистизму является притворство. Как известно, многим животным это притворство присуще. Поэтому, очевидно, и в человеке даже самой природой заложен некоторый артистический потенциал, который с помощью специальных упражнений, самостоятельной тренировки можно раскрыть [3, с. 223].
1.2. Психолого-педагогические особенности развития
артистических способностей у младших школьников
Развитие артистических способностей, в настоящее время, является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс проходит сквозь все этапы развития личности ребенка, пробуждает в нем инициативу и самостоятельность в вопросах принятия решений, формирует привычку к свободному самовыражению, развивает уверенность в себе.
Для того, чтобы определить уровень развития артистических способностей детей младшего школьного возраста необходимо выделить определенные параметры. Ученные предлагают разные варианты параметров для их определения, но мы придерживаемся точки зрения Д. Б. Богоявленской и считаем их наиболее подходящими для детей младшего школьного возраста.
Итак, Д. Б. Богоявленская выделяет следующие параметры развития артистических способностей : беглость мысли (количество идей, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, оригинальность (способность производить идеи, любознательность, фантастичность [5].
Опираясь на мнение исследователей, которые определяют креативные способности как самостоятельный фактор, выделим компоненты артистических (креативных) способностей младших школьников такие как : артистизм, воображение, мышление, применение методов организации театральной деятельности [18, с. 113].
Рассмотрим особенности развития артистических способностей детей младшего школьного возраста. В данном возрасте у ребенка впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, которую он осуществляет ради удовольствия, которое он получит в процессе самой деятельности. Данное разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью младшего школьного возраста.
Дети младшего школьного возраста значительную часть своей активной познавательной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – это плод их буйной работы фантазии, из-за чего они с большим увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой является творческое воображение. Ведь когда в процессе обучения ребенок сталкивается с необходимостью осознать абстрактный материал и ему необходимы аналогии при общей нехватке жизненного опыта, то на помощь ребенку приходит именно воображение [6].
В младшем школьном возрасте ведущее значение отдается именно артистизму, так как именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается артистизм особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если педагоги и родители в этот возрастной период не будут специально развивать артистизм, то в последующем у ребенка наступает быстрое снижение активности данной функции. Ведь вместе со снижением способности человека подражать и воображать обедняется его личность, снижаются его возможности творческого мышления, угасает интерес к искусству, науке [3, с. 48].
Таким образом, значение функции артистизма в психическом развитии ребенка младшего школьного возраста достаточно велико. Однако стоит отметить, что подражание, как форма психического отражения, должна иметь позитивное направление на развитие. Она должна способствовать наиболее лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для достижения данной задачи педагогам нужно помогать ребенку использовать свои возможности артистизма в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников.
Необходимо отметить, что для развития ребенка младшего школьного возраста важное значение имеет формирование многих интересов, так как для него вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая интересующаяся направленность имеет объективную целесообразность. Разносторонний интерес расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с различными видами деятельности, активизирует его разные способности.
Дети младшего школьного возраста, в отличие от взрослых, способны активно проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста.
Младший школьный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этот период через отношения со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Ребенок продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение.
В этом возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). Возникающее неудержимое, естественное для этого возраста стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение [12, с. 112-113].
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Он чрезвычайно зависит от отношения, которое ему демонстрируют взрослые. Дети этого возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может вести себя неправильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение. Мы должны помнить, что реальным субъектом развития, конечно, является ребенок, а не его отдельные психические процессы сами по себе.
Долгое время в процессе общения ребенок ориентируется не на словесный состав речи, а на предметную ситуацию, которая и определяет для него понимание слов. Общаясь с другими людьми, ребенок в речи проявляет свое эмоциональное отношение к тому, о чем он стремится рассказать, или к самим участникам общения. Подражая родителям, близким людям, педагогу, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Поэтому педагогу нужно быть особенно внимательным в этом отношении и следить за правильностью и грамотностью своей речи, а также за тем, как он ее произносит [8].
Таким образом, раскрывая особенности развития артистических способностей детей младшего школьного возраста, мы приходим к выводу, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих, а значит и артистических способностей у детей. В данный возрастной период происходит разделение видов деятельности ребенка, активно работает воображение, фантазия, которые позволяют быстрее развиваться творческому мышлению. Художественное творчество, театрализованная деятельность являются одними из ведущих видов деятельности, способствующих развитию артистических способностей у детей младшего школьного возраста.
Заключение
Развитие артистических способностей у подрастающего поколения, в частности – детей младшего школьного возраста далеко не новый предмет исследования. Человек, имеющий осознанный интерес к искусству, который может реализовать свои артистические возможности, способен к более успешной социализации в любом коллективе, ведёт правильный образ жизни, тем самым участвует в процессе оздоровления современного общества в целом. Дети должны научиться аккамулировать артистизм и эмоции, впитывая в себя духовные ценности поколений.
Система работы по развитию артистических способностей в процессе театрализованной деятельности, дала хорошие результаты. Главное для нас то, что ребята младшего школьного возраста понимают некоторые эмоциональные состояния другого человека и умеют выразить своё состояние. У большинства детей появилась уверенность в себе, в своих возможностях, сформировалась привычка к свободному самовыражению. Необходимо отметить, что развитие артистических способностей у детей младшего школьного возраста будет эффективным лишь в том случае, если сами педагоги будут заинтересованы в процессе развития артистических способностей, а не ссылаться на нехватку времени и не целессобразность данного вида деятельности.
На основании проделанной работы, можно утверждать что развитие артистических способностей у детей младшего школьного возраста меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, воле интересам коллектива. Мы наблюдаем воспитание взаимопомощи и взаимовыручки ребят.
Таким образом, развитие артистических способностей младших школьников в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей. У детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Развитие артистических способностей обогащает внутренний мир детей, их переживания, участвует в формировании сознания, личностных качеств