Зарема Шартан
Развитие аналитического мышления посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление - это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного. Для того, чтобы познать цельную картину мира человек должен уметь мыслить. Все виды мышления направлены на познание связей и отношений между объектами, которые отражаются в сознании посредством практической и интеллектуальной деятельности. Аналитическое мышление в общем смысле – это логический анализ поступающей информации с целью принятия того или иного решения.
Публикация «Развитие аналитического мышления посредством игры» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошкольника с общим недоразвитием речи будет получен, если проводить ее через многообразие игр, которые способствуют аналитическому мышлению.
Игра «Что я загадал?»
Цель: Формировать у ребенка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.
Условие игры :
I вариант: один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать. Если ответ "Нет", ход переходит к следующему игроку.
II – вариант: игроки пишут на листочках имя персонажа и приклеивают друг другу на лоб (например, писать можно на кусочке малярного скотча). Все видят имя твоего персонажа, но ты-то сам нет! И тебе нужно отгадать, кто ты, при помощи тех же самых вопросов с ответами "Да-нет".
Игра «Стол находок»
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей путем составления простого описания предмета. Развитие словесно-логического мышления. Описание игры : взрослый говорит ребёнку, рассеянные люди, случается теряют вещи и забывают их названия. В каждом городе есть «Стол находок», где собирают потерянные вещи. Человек, потерявший вещь может обратиться в «Стол находок». Представить себя рассеянным человеком, позвонить по телефону и описать потерянную вещь.
Пример:
Рассеянный – «У меня потерялся» :
- голубой, в горошек, сделан из шёлка и металла;
- с длинной металлической ручкой;
- он открывается и закрывается; - под ним я не промокаю.
Отгадывание поэтапное, чем меньше попыток, тем успешнее процесс отгадывания. В игре можно использовать песочные часы.
Дидактическая игра «Похож — не похож?»
Дидактическая задача: Формировать умение у детей сравнивать животных, находить в них признаки различия, сходства, узнавать животных по описанию. Игровые правила: Для сравнения животных по представлению брать только двух животных; отмечать их признаки сходства, так и различия.
Игровые действия: Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать двух животных, отгадав их по описанию товарища.
Ход игры : Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож – не похож?». Каждый задумает не два предмета, а двоих животных, вспомнит, чем они отличаются друг от друга, и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать. Получивший камешек загадывает загадку.
Пример:
Два животных, у одного тонкие ветвистые рога, у другого рога широкие, у одного длинные ноги, а другого короткие, один живет в лесу, другой в тундре, оба питаются травой. (олень, лось)
Два животных, один рыжего цвета, другой белого цвета, один живет в тундре, другой живет в лесу. Один охотится за мышами, зайцами, другой охотится за птицами, леммингами. У обоих пушистая шерсть, пушистый хвост. (лиса, песец)
Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен правильно ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.
Игра «Логические связи»
Цель: Игра развивает логическое мышление дошкольника, помогая ему объединять предметы между собой на основе какой-либо логической связи между ними. В каждом задании дается ключевое слово и набор слов, которые объединены определенным смыслом. Ребенку нужно подумать, что связывает эти картинки и на основе этого подобрать разнообразные слова, которые логически с ним могут быть связаны.
Пример:
- рыбки и аквариум, то есть смысл этой пары в том, что для рыбки аквариум является домиком, в котором она живет.
- лиса- хитрая, рыжая, заяц, заметать, хвост, осторожная, мышь, прятаться, подкрадываться, нора и т. д.
- дождь- теплый, холодный, мелкий, гроза, гром, прятаться, зонт, крыша, дом, одежда, лужа, туча и т. д.
Используемая литература:
1. Александрова Ломоносовская энциклопедия дошкольника / Александрова, Ольга. - М. : Эксмо, 2017.
2. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. - М. : Педагогика, 2014.
3. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева. - М. : АРКТИ, 2017.