Цыганкова Марина
Развернутое комплексно-тематическое планирование в старшей группе «Формирование целостной картины мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
ОО Познавательное развитие
Тема недели КТП Осень. «Здравствуй, детский сад». Осень. Времена года. Золотая осень. Деревья, кустарники. Во саду ли в огороде. Как выращивают хлеб. Труд людей на полях и в садах. Осень. Лес, грибы и ягоды. Как готовятся насекомые к зиме.
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Тема недели (НОД) Детский сад. Прогулка по лесу. Во саду, ли в огороде. Грибы.
Программное содержание
Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся, ухаживают за ними, как за растениями в саду).
Публикация «Развернутое комплексно-тематическое планирование в старшей группе „Формирование целостной картины мира“» размещена в разделах
Показать общественную значимость детского сада родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться. Расширять представление детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: хвойный, лиственный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе.
Расширять представление детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах и ягодах. Учить узнавать их и называть правильно овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями.
Познакомить с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов и ягод – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом некоторым насекомым. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы.
Учебно - методическая литература к НОД Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа, стр. 17 Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, стр. 42 Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, стр. 36 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч1, стр. 55
ОКТЯБРЬ
ОО Познавательное развитие
Тема недели КТП Осень. Перелетные птицы. Мой город. Калининский район. Домашние животные и их детеныши. Дикие животные и их детеныши.
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Тема недели (НОД) Пернатые друзья. Что нам стоит дом построить? Домашние животные. Берегите животных!
Программное содержание Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах. Познакомить детей с разными строительными профессиями и профессиональными действиями: архитектора, каменщика, плотника, маляра, плиточника. Рассмотреть историю развития строительства домов с древних времен до наших дней. Рассмотреть особенности конструкции домов в зависимости от природных условий. Закрепить названия домашних животных и их детенышей, знания об их назначении и пользе для человека. Объяснить, что домашних животных не может заменить машина. Рассказать о пище домашних животных. Объяснить происхождение слова «домашние». Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимодействиях животных со средой обитания. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представление о том, что человек часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Развивать творчество и умение работать в коллективе.
Учебно - методическая литература к НОД Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, стр. 49 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 62 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч1, стр. 71 Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, стр. 41
НОЯБРЬ
ОО Познавательное развитие
Тема недели КТП «День народного единства». Я и мое тело. Я вырасту здоровым. Дом, в котором я живу. Мебель. Посуда. Дом, в котором я живу. Электроприборы.
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Тема недели (НОД) О дружбе и друзьях. Я прививок не боюсь. Мебель. Что такое интерьер? Путешествие в прошлое лампочки (пылесоса, телефона).
Программное содержание Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, всегда помогай, друзей выручай. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему. Рассказывать детям о профилактике заболеваний. Расширять представления о профессии врача, медсестры. Объяснить детям значение слова «интерьер». Рассказать об истории создания различных предметов мебели. Объяснить назначение различных предметов мебели. Обсудить, из каких материалов сделаны те или иные предметы интерьера и люди каких профессий принимали участие в их создании. Познакомить детей с историей электрической лампочки. Вызвать интерес к прошлому предметов; подвести к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения труда. Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона.
Учебно - методическая литература к НОД Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа, стр. 25 Л. А Абрамова, И. Ф. Слепцова Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа, стр. 69 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 79 Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа, стр. 41, 45,49
ДЕКАБРЬ
ОО Познавательное развитие
Тема недели КТП Зима спешит к нам в гости. Как живут звери зимой. Моя семья и Новый год. Зима. «Новый год». Что такое праздник? «К нам приходит Новый год, встали дети в хоровод».
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Тема недели (НОД) Покормим птиц. Зимние явления в природе. Моя семья. К нам приходит Новый год! Старинные русские обычаи.
Программное содержание Расширять представление о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Укреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц, развивать эмоциональную отзывчивость.
Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи. Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Познакомить детей с традициями встречи Нового года в разных странах. Воспитывать у детей интерес к познанию культурных обычаев разных народов (на примере праздника Нового года). Знакомить детей со старинной русской жизнью. Повторить с детьми правила поведения в гостях, приема гостей, правила жизни в обществе и работы в коллективе. Вместе с детьми порассуждать о том, много ли от старинных обычаев осталось в нашей современной жизни.
Учебно - методическая литература к НОД Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, стр. 53, 57 Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа, стр. 22 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч1, стр. 147 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч1, стр. 140
ЯНВАРЬ
ОО Познавательное развитие
Тема недели КТП Каникулы. Зима. Зимние виды спорта. «Россия - родина моя». Блокада Ленинграда.
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Тема недели (НОД) Игры во дворе. Мы живем в России.
Программное содержание Знакомить детей с элементарными основными правилами безопасной жизнедеятельности; обсудить возможные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома или в черте города. Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта. О том, как они могут влиять на здоровье человека. Обогатить знания детей о России, о стране, в которой мы живем. Объяснить значение слова «Родина». Познакомить с государственными символами – гербом и флагом России. Познакомить с пословицами и поговорками, отражающими отношение народа к своей Родине.
Учебно - методическая литература к НОД Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа, стр. 32 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 5
ФЕВРАЛЬ
ОО Познавательное развитие
Тема недели КТП Путешествие в жаркие страны. Животные и птицы жарких стран. Путешествие на Север. Животные и птицы Севера. День Армии. Профессии. Трудовые действия. Инструменты.
1 неделя 2 неделя 4 неделя 3 неделя
Тема недели (НОД) Вот так Африка! Животные полярных районов Земли. Российская армия. Что из чего и для чего (Инструменты и материалы).
Программное содержание Объяснить детям, что мы понимаем под словами «жаркие страны» - это пустыни, и жаркие равнины – полупустыни, и плодородные тропические степи – саванны, и влажные тропические леса – джунгли. Познакомить с самым жарким континентом – Африкой. Объяснить, как животные особо жарких районов земли приспособлены к жизни при высоким температурах и с малым количеством воды. Рассказать о большом разнообразии животных «жарких стран». Познакомить детей с животными полярных районов Земли, систематизировать знания об этих животных. Рассказать об Арктике и Антарктиде, климатических условиях в полярных районах Земли. Рассказать, как животные полярных районов приспособлены для жизни при низких температурах. Воспитывать у детей любовь к природе, развивать любознательность и воспитывать интерес и стремление изучать природу. Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Познакомить детей со свойствами предметов, сделанных из железа и дерева. Объяснить, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы. Закрепить знания детей о различных профессиях людей. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Учебно - методическая литература к НОД О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч1, стр. 86 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч1, стр. 96 Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая групп, стр. 38 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 71
МАРТ
ОО Познавательное развитие
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Тема недели КТП Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. 8 марта. Город: виды транспорта. Неделя здоровья. «Водное царство».
Тема недели (НОД) Ранняя весна. О любимой маме. Наземный, водный, воздушный транспорт. Вода в жизни человека. Водные ресурсы Земли.
Программное содержание Систематизировать знания детей о приметах ранней весны. Воспитывать у детей любовь к природе.
Объяснить детям, что в наши дни мамы не только воспитывают детей и занимаются домашними делами, они работают на работе и занимаются многими другими полезными делами.
Закрепить названия различных видов наземного, водного, воздушного транспорта. Закрепить знания о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения. Рассказать о труде людей, создающих различные транспортные средства и эксплуатирующих их. Рассказать о значении транспорта в жизни современного общества. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни, вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека, источники питьевой воды, некоторые виды природных водоемов. Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и д. т., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
Учебно - методическая литература к НОД О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 88, 98 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч1, стр. 103, 112, 121 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 104 Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, стр. 69
АПРЕЛЬ
ОО Познавательное развитие
3 неделя 1 неделя 2 неделя 4 неделя
Тема недели КТП Книжкины именины. «Весна». «Весна-красна». Наша планета. День Земли. «Страна мастеров» (Народная культура и традиции).
Тема недели (НОД) Коллекционер бумаги. Весенняя страда. Покорение Космоса. В гостях у художника.
Программное содержание Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах. Совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Развивать любознательность, творчество, инициативу.
Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство». Объяснить, что собой представляет Солнечная система. Ввести понятия «звезды», «планеты», «кометы», «спутники», «Вселенная». Рассказать о мечтах людей о покорении космоса и о том, как эти мечты превращаются в реальность. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Формировать представления об общественной значимости труда художника, его необходимости; показать, что продукты его труда отражают чувства, личностные качества, интересы
Учебно - методическая литература к НОД Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа, стр. 27 Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, стр. 73 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 116 Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Старшая группа, стр. 43
МАЙ
ОО Познавательное развитие
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Тема недели КТП Великий День Победы. Комнатные растения. Насекомые. Виват Санкт-Петербург.
Тема недели (НОД) Мир комнатных растений. Шестиногие малыши. Санкт-Петербург – северная столица нашей Родины.
Программное содержание Расширять представления о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения. Рассказать о профессиях, связанных с уходом за комнатными растениями. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений с учетом их особенностей. Совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями. Формировать желание помогать взрослым по уходу за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать эстетическое отношение к природе. Закрепить знания детей о разнообразии насекомых, выделив их отличительные общие признаки (всех насекомых отличает наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков). Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Рассказать, почему Санкт-Петербург называют «северной столицей России». Познакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его памятными местами, памятниками архитектуры древности, его площадями и улицами. Рассмотреть вместе с детьми фотоиллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга. Объяснить детям значение слова «патриотизм». Воспитывать у детей интерес к изучению исторического прошлого Санкт-Петербурга.
Учебно - методическая литература к НОД Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа, стр. 66 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 146 О. А. Скоролупова. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО. Старший возраст. Ч2, стр. 15
ИЮНЬ
ОО Познавательное развитие
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Тема недели КТП Здравствуй солнечное лето.
Солнце, воздух и вода – лучшие друзья человека и природы. Мы – Петербуржцы.
Во саду ли, в огороде, на лугу и в поле.
Программное содержание Уточнить знания детей о погоде, природе в летний период. Способствовать формированию у детей целостной картины окружающего мира. Продолжать знакомство детей с растительным миром нашего региона (цветы и травы). Воспитывать любовь к живой и неживой природе. Показать значение солнца, воздуха и тепла для человека и природы. Показать возможности использования природных факторов для оздоровления организма. Закреплять правила безопасности при нахождении на солнце и на воде. Дать элементарные представления об оказании первой помощи. Показать детям связь изменений в природе и жизни растений в летний период времени. Расширить и уточнить словарь по теме «Санкт-Петербург». Уточнить знания детей о достопримечательностях города Санкт-Петербуга. Совершенствовать грамматический строй речи (навыки словообразования). Воспитывать у детей любовь к родному городу. Воспитывать умение слышать и слушать взрослого и товарищей. Вызывать у детей чувство гордости за свой город, воспитывать интерес к его героическому прошлому. Развивать умения выделять признаки сходства и отличия растений. Закреплять представления о полезных и ядовитых растениях, правила поведения в природе. Показать детям значимость лекарственных растений в жизни человека и животных. Формировать навыки труда в природе. Развивать навыки бережного отношения к природе, воспитывать трудолюбие.