Елена Киселёва
Разучивание новой подвижной игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать
Подвижные игры проводятся воспитателями часто, но в одни игры дети играют с удовольствием, а другие угасают и своего развития не получают. Почему? Потому что выпадает один или несколько этапов развития подвижной игры (см. Хухлаева Д. В.)
Прежде чем приступить к объяснению правил новой игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатель должен представлять
- как он вызовет у детей интерес к ней
Публикация «Разучивание новой подвижной игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- как распределит детей на период объяснения,
- достаточно ли будет площади игровой зоны, насколько эта зона безопасна,
- как организует участников перед началом игры.
Ознакомление с новой игрой должно проходить чётко, лаконично, образно, эмоционально в течение 2-3 минут, включая объяснение игровых правил.
Лучше, если перед объяснением дети уже расположатся так, как следует встать для начала игровых действий.
Объясняя несюжетную игру («Ловишки», «Мы весёлые ребята» и т. д.) необходимо раскрыть
- последовательность игровых действий: сначала игроки встают в круг и договариваются о правилах, затем выбирают ловишку и звучит сигнал на начало игры, по сигналу на окончание игры все снова встают в круг. Тот, кого поймал ловишка, отходит на одно проигрывание в правый угол площадки.
- игровые правила: на сигнал «Раз, два, три – лови!» ловишка начинает ловить игроков. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» игроки возвращаются в круг. Все игроки бегают в разных направлениях, избегая столкновений друг с другом. За пределы игровой площадки убегать нельзя.
- сигналы на начало и конец игры (сигналы должны быть обязательно
разные).
После объяснения обязательно следует закрепить эти правила.
Например: - когда «ловишка» начинает ловить детей,
- по какому сигналу «ловишка» прекращает ловить игроков.
Или что делает играющий, стоящий вторым, если к их паре присоединился «убегающий» (игра «Третий лишний»).
Недопустимы вопросы типа «Вам понятно?». В таких случаях дети дадут утвердительный ответ независимо от понимания действий и правил.
Объяснение сюжетной игры («Зайцы и волк», «Волк во рву», «Пожарные на учении» и т. д.) проводится по подобию несюжетной,
отличие – уточнение до начала игры действий игроков, соответствующих сюжету. Важно накануне провести ознакомлению с окружающим по предполагаемому игрой сюжету.
Объясняя спортивные игры и подвижные игры с элементами соревнования (эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон и т. д.) вы должны уточнить
- правила,
- игровые приёмы,
- условия соревнования.
Обязательно надо выразить уверенность в том, что дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий.
Обратите внимание на распределение игроков на площадке до начала игровых действий: следует создать выгодные условия для всех детей, особенно для тех, кто отстаёт в физическом развитии.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит и в распределении ролей. Водящего можно назначить не только с помощью считалки, можно предложить детям самим выбрать водящего, а потом объяснить, почему возникло такое предложение.
Будет удачно, если для выбора водящего вы используете игру «Флюгер». Все встают в круг, в центре находится один из игроков с закрытыми глазами и вытянутыми прямыми руками (на уровне плеч, по условному сигналу он начинает вращаться, по сигналу стоящих в кругу - «Стоп»- останавливается. На кого показывают вытянутые руки, тот и становится водящим.
Педагогический анализ игры проводится сразу после окончания, вам необходимо задать вопросы детям, например:
- Какой ловишка был самым ловким? Почему вы так считаете?
- Кто из игроков может считаться самым ловким в сегодняшней игре?
(Тот, кто не попался ни одному ловишке.)
И применить одну из нематериальных наград: аплодисменты всех игроков или фраза воспитателя – «Молодцы! Вы сегодня самые ловкие игроки!», произнесённая торжественным и радостным голосом.