Гасанова Елизавета
Разработка урока Победы по русскому языку в 3 классе «Великая Победа, давшая право на жизнь». Обобщение знаний о глаголе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Великая Победа, давшая право на жизнь».Обобщение знаний о глаголе.
Цель урока: развивать умения определять время, число, лицо глагола, разбирать предложения по членам предложения;
показать значимость Победы для каждого россиянина, познакомить учащихся с родами войск;
развивать словарный запас по данной теме, воспитывать чувство патриотизма, гордости за российский народ-победитель.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Разработка урока Победы по русскому языку в 3 классе „Великая Победа, давшая право на жизнь“, Обобщение знаний о глаголе» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Уроки, классные часы
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
– обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу;
– развивать умения определять время, число, лицо глагола, разбирать предложения по членам предложения;
Развивающие:
– развивать умение применять теоретические знания на практике;
– развивать умение работать в парах, активность обучающихся, внимание.
– развивать орфографическую зоркость, мышление, обогащать словарный запас.
Воспитывающие:
– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность.
Формирование УУД:
- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
- регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
- познавательные действия: уметь определять глаголы, определять время, число, лицо глагола, использовать их в речи и письме.
- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь посредством глаголов.
Тип урока: обобщение пройденного материала
Межпредметные связи: литературное чтение, технология
Технология: технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии.
Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.
Средства обучения: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник «Русский язык» для 3 класса начальной школы в 2 ч., авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г., Москва, «Просвещение», 2018 г.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Ожидаемый результат: учащиеся получат знания о глаголе, продолжат работу над умением находить глагол в тексте, задавать вопросы, определять число глагола.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, задания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Один, два, три, четыре, пять,
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.
II. Психологический настрой на урок.
Я желаю Вам успехов и удачи, и везения!
И прекрасного настроения.
III. Актуализация знаний и целеполагание
Словарный диктант: солдат, герой, воин, война, победа, праздник, праздничный, память, памятник, Москва, Россия, Отечество, медаль, орден.
- Назови орфограммы в словах.
- Какое слово лишнее? (Праздничный. Это прилагательное)
- К каждому существительному подберите подходящий по смыслу глагол.
- Какой общей темой можно объединить эти слова?
Проверка словарной работы в парах.
IV. Постановка проблемы.
- Отгадайте загадку. Это слово тоже можно отнести к этой группе слов.
Небо светом озарится.
Загрохочет там и тут.
И над нами заискрится
Яркий, праздничный ….(САЛЮТ)
- А знаете ли вы, что такое салют? Это приветствие выстрелами, ракетами в честь важного события.
- Может быть вы знаете другое значение этого слова (Фейерверк, огненная забава, потешные огни; здравствуй (те, чао, наше вам приветствие, привет).
-Произнесите слово с ударение. Мы можем проверить безударную гласную? Какое это слово?
- Приходилось ли вам видеть когда-нибудь салют? Когда? Где? (На празднике.)
- Подберите к этим словам однокоренные слова, которые являлись бы глаголами? (Салютовать, праздновать)
- Вспомним, что мы знаем о глаголе?
- Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы при помощи приставки.
- А теперь образуйте глаголы прошедшего времени во множественном числе.
V. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какой суффикс у глаголов прошедшего времени?
- Как называются глаголы, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать (Неопределенная форма глагола)
- Что значит неопределенная форма глагола (Это начальная форма глагола).
- Что еще можете рассказать о глаголах неопределенной формы (Оканчиваются глаголы неопределенной формы - ть, ти, чь. Если в глаголе неопределенной формы есть приставка, то этот глагол отвечает на вопрос что сделать, а если нет приставки- что делать?
- Как вы думаете, над какой темой мы продолжим с вами работу?
(Сегодня мы продолжим работать над глаголами и будем распознавать их в предложениях).
VI. Работа по теме урока.
Практическая деятельность.
1. Работа в парах. Игра «Найди пару».
- На партах лежит карточка со словами, надо будет к каждому существительному подобрать подходящие по смыслу глаголы и соединить их стрелками.
Подвиг Совершить
Герои будем помнить
Мир защищать
Жизнь беречь
Радость ликует
Счастье завоевали
Ветераны живут
- Прочитаем, что получилось, начинаем с 3 ряда, по цепочке.
- Найдите глаголы неопределенной формы? Назовите их. (Совершить, защищать, беречь).
- Докажите.
- Что можно сказать о глаголах одержали, завоевали? Прош. вр.
будем помнить? буд. вр.
ликует, живут? наст. вр.
- Найдите глаголы во множественном числе. Одержали, завоевали.
- Поставьте их в неопределенную форму. Одержать, завоевать.
2. Словообразовательная работа, разбор слов по составу.
- Какие рода войск защищали Родину от врага?
- Рядом с каждым словом запишите однокоренное слово, от которого, по вашему мнению, образовалось данное.
Пехотинец, артиллерист, танкист, разведчик, летчик, минометчик.
3. Самостоятельная работа в тетрадях (письмо по памяти).
- Прочитайте, запомните текст, записанный на доске:
Да будет светлой наша память, как материнская слеза.
Забывчивым, напомнит камень о том, что забывать нельзя!
4. Чтение стихотворения учащимся.
- Отступая из деревни Поповки, немцы сожгли ее дотла. Работоспособное население они угнали с собой, а стариков и детей - расстреляли. Единственным жителем Поповки, уцелевшим после ухода немцев, был трехлетний Петя.
С. Я. Маршак
Мальчик из села Поповки
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок -
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
5. Работа над деформированным текстом. Работа в команде.
- Создаем команду из 5 человек. Возьмите желтый листок. Задание. Слова разбросаны. Надо будет составить предложение из данных слов. Подчеркнуть глаголы, и укажите время, определите падеж слов «Ветеран и герой».
1) поздравляют, Днем Победы, Ребята, с, ветеранов.
Ребята поздравляют ветеранов с Днем Победы. Р. п.
2) помнить, Мы, героев, будем, своих.
Мы будем помнить своих героев. Р. п.
3) одержала, Наша, и дошла до Берлина, победу, армия.
Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.
Проверка.
Запишем первое предложение под диктовку.
Ребята поздравляют ветеранов с Днем Победы.
Подчеркните главные члены предложения.
Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?
(Ученики отвечают, рассуждают.)
Мы должны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.
6. Рассказ детей о своих родственниках- участниках Великой Отечественной войны.
Акимова Анастасия
Мой прадедушка, Сидеряков Илья Тудиярович. Родился 20.07.1909 году в селе Аксубаево Аксубаевского района республики Татарстан. На фронт призвался в июле 1941 года. В 1944 году сражался в битве за освобождение Белоруссии, получил тяжелое ранение, в результате которого комиссовали. Был награжден медалью «За отвагу» и орденом «Красная звезда».
Рузова Маргарита.
Это мой прадедушка, Хованов Яков Иванович. Родился он 22 августа 1918 года в селе Усинское Сызранского района Куйбышевской области. В 1936 году был призван в ряды Красной Армии, а 1941 году отправлен на фронт. Воинское звание прадедушки- сержант. Он имел следующие награды: орден Отечественной войныII степени; медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; медаль Георгия Жукова. Я считаю, что мой прадедушка - настоящий герой.
7. Словарно-орфографическая работа.
- Как вы понимаете слово герой?
- Откройте учебник на стр. 152 и почитайте в толковом словаре, что обозначает слово герой.
1) люди, совершающиеся подвиги, 2) главное действующее лицо произведения; 3) тот, кто привлекает к себе внимание общественности, вызывает интерес.
- А кто такой ветеран – участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат, человек, долго проработавший на одном предприятие; старый, заслуженный работник.
- А вы знаете, что слово «герой» заимствовано с французского «hros» - «герой». А оно, в свою очередь, образовано от древнегреческого, что в переводе означает «богатырь, витязь; полубог».
- А слово ветеран произошло от латинского слова ветус, что значит старый.
- Как вы думаете, эти два слова подходят друг другу? Почему?
8. Игра «Углы».
- На стене указан фонетический разбор.
- Каждый из вас должен выбрать подходящий для вас разбор. Подумайте 3 секунды.
- Кто выбрал себя разбор под номером 1 – пройдите в этот угол, 2 – в другой угол.
1) [г'ирой']- 5б, 5зв., 3 согл, 2гл.
2) [г'ирой]- 5б, 5зв., 3 согл, 2гл.
Почему встали к этой таблице?
VII. Домашнее задание. разберете слово полностью.
VIII. Физкультминутка под мелодию песни «Наша армия»
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
IX. Продолжение работы по теме урока.
Война шла 4 года. Длилась 1.418 дней. Погибло более 20 000 000 советских людей. Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 13 человек каждую минуту.
В годы Великой Отечественной войны из нашего села Пискалы на фронт ушло 480 жителей, домой вернулось только 200, 14 человек пропали без вести.
В честь 75-ой годовщины со дня Победы в городе Самара буден установлен монумент «Город трудовой и боевой Славы» в одном из скверов «рабочей Безымянки» и создан музейно- образовательный центр «Куйбышев – запасная столица».
X. Подведение итогов урока.
9 мая 1945 г. притихший после сражений Берлин, взорвался салютом долгожданной Победы. Советские воины обнимали друг друга. В полночь в Москве грянул невиданный доселе салют. Было дано 30 залпов из 1000 орудий.
И сейчас мы с вами тоже составим Салют. Задание всему ряду. Каждой команде я дам лист, на котором приклеена звездочка с ключевым словом, а рядом красненькие звездочки. На них напишите прилагательные и глаголы, соответствующие данному слову.
1р. – ветеран, 2 р. – мир, 3 ряд – Победа.
Время 1минута.
Ветеран
Храбрый, немолодой
Воевал, боролся, победил
Мир
Долгожданный, радостный
Удивляет, заинтересовывает, увлекает
Победа
Долгожданная, радостная
Помним, любим, благодарим
- Проверяем. Молодцы. Покажите нашим гостям.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, вспомните какие задания, мы выполняли, с чем работали.
Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Что было легко?
- А когда возникли трудности?
Скажите, что помогло нам преодолеть трудности и достичь успеха?
Покажите, какое настроение в конце урока у вас?
Вы, ребята, молодцы!