Татьяна Халитова
«Грибы — чудо природы» — конспект урока по предмету «Живой мир» для учащихся 8 класса с умеренной умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Автор разработки урока - Халитова Татьяна Михайловна, учитель МБОУС (К)ОШ №57 г. Челябинска, Металлургического района
Предмет – Живой мир, 8 класс
Тема: «Грибы - чудо природы»
Продолжительность урока – 40 минут
Учебно-методическое обеспечение: набор фотографий с грибами
Оборудование: лист А4, простой карандаш для обводки шаблонов, ластик, мультимедийный проектор, компьютер для демонстрации презентации, муляжи грибов (сделанные руками учащихся)
Публикация «„Грибы — чудо природы“ — конспект урока по предмету „Живой мир“ для учащихся 8 класса с умеренной умственной отсталостью» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программы: Н. Б. Матвеевой Живой мир/Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под редакцией: И. М. Бгажноковой
Авторский медиа продукт: презентация «Грибы - чудо природы»
Методы и приемы: диалогический, игровой
Деятельность учащихся : групповая, индивидуальная
Технологии: здоровьесберегающая
Урок по теме : «Грибы - чудо природы» является 5 уроком во второй четверти и проводится после изучения видов лесных ягод: съедобных и несъедобных. Данный урок проводится с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Использование ИКТ является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Также происходит развитие наглядно – образного мышления за сет повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий. Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующей цели и задач:
Цель урока : познакомить учащихся с разнообразием грибов; прививать навыки умения отличать съедобные и несъедобные грибы
Задачи:
Развивать речь учащихся через составление предложений и отгадывания загадок
Развивать элементы наблюдательности, через определение съедобных и несъедобных грибов; развивать мелкую моторику рук, через обводку шаблонов.
Воспитывать элементы бережного отношения к природе (к грибам)
Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.
Краткая характеристика класса
В классе 10 человек 14-17 лет. Класс сформирован из воспитанников ЧДДИ (Челябинский детский дом – интернат). Все учащиеся с интересом ходят в школу, занимаются с учителем. Учащиеся хорошо усваивают программу для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Большинство ребят общительные и активные на занятиях.
Урок разделен на 7 этапов:
На первом этапе происходит включение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. На втором этапе происходит озвучивание темы и задач урока. На этом этапе ученики самостоятельно подходят к постановке темы урока. На третьем этапе происходит беседа учеников с учителем по теме урока. Следующий этап рассматривает правила сбора грибов и просмотр слайда с презентации. Пятый этап включает в себя динамическую паузу, которая дает возможность детям не только отдохнуть и сменить вид деятельности, но и закрепить изучаемый материал. На следующем этапе происходит закрепление изученного материала, который включает в себя: отгадывание загадок, обводка грибов по шаблонам, игра «Съедобный – несъедобный гриб». В конце урока проводится последний этап – итог урока и рефлексия.
Домашнее задание у детей не предусмотрено.
Ход урока
1. Организационный момент
Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот? СЛ. 1.
- А что приносит с собой осень?
На ветру шумят осинки
И березки шелестят.
Мы с утра возьмем корзинки,
Позовем с собой ребят:
- Кто пойдет, ребята, с нами
Золотым осенним днем?
За грибами, за грибами,
За грибами мы идем! (Е. Трутнева)
- О чем, ребята, это стихотворение? СЛ. 2.
- Кто из вас собирал грибы?
2. Сообщение темы и задач урока
- Мы сегодня совершим прогулку в лес. Давайте представим, что мы очутились в осеннем лесу. Ребята, мы пришли на лесную поляну. Как вы думаете, кто нас здесь встречает?
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы СЛ. 4
- Сегодня мы узнаем про то, какие бывают грибы, какую пользу они приносят людям и научимся распознавать грибы.
3. Беседа по теме урока :
- Лесные грибы – это живые организмы и относятся они к царству грибов. В этом царстве живет много разных грибов. Люди с давних времен любили грибы. Они наблюдали за ними и сочинили много пословиц, поговорок, загадок про грибы.
- давайте послушаем пословицы и поговорки о грибах. СЛ. 5
- Отгадайте загадки… СЛ. 6-8
- Ребята, какие это грибы?
- как мы употребляем съедобные грибы?
- Итог: Съедобные грибы собирают, варят, солят, их можно употреблять в пищу…Действительно, ребята, в них много витаминов и полезных веществ.
- Ребята, а у нас на полянке еще кто-то притаился, посмотрим? СЛ. 9-11
- Что вы можете сказать об этих грибах?
Ребята, мы увидели, что грибы можно разделить на две группы: съедобные и несъедобные. Получилась у нас одна часть грибного царства полезная, а другая плохая - ядовитая.
Итог: зачем нам нужна плохая часть? Может нам ее совсем уничтожить?
Вывод: их ни в коем случае уничтожать нельзя. Эти грибы лечат некоторых животных, помогают дереву добывать питание, служат домом некоторым насекомым.
- ребята, кто из вас знает, что такое охота?
- А кто из вас знает, что такое тихая охота?
Посмотрим, как выглядит «тихая охота» просмотр клипа про сбор грибов
А теперь давайте, ребята, вспомним, что грибники берут с собой в лес, когда идут за грибами?
Объясните, для чего нужны все эти вещи?
Гриб нельзя просто взять и сорвать, так как грибница нарушится. Посмотрим, как устроен гриб Сл. 12
Из чего он состоит?
- Верно, это то, что мы видим над землей, а в земле у гриба есть грибница. Грибница очень нежная и похожа на паутинку
4.«Правила сбора грибов»
Просмотр и разбор с детьми «Правила сбора грибов» Сл. 13
5. Динамическая пауза:
Меж еловых мягких лап
Дождик кап-кап-кап!
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох
Где листок к листку прилип
,
Вырос гриб, гриб, гриб
Кто нашел его друзья?
Это я, я, я! Сл. 14
6. Закрепление материала Игра: «Узнай гриб по описанию
1. Название этого гриба начинается с буквы Г. Он растет в лесах и степях. Шляпка белая, плоская, ножка короткая, толстая. Его обычно солят. Сл. 15
2. Этот гриб очень вкусный. Коричневая шляпка, ножка крепкая. Хорош он и на жарку, и на засол, и на сушку. Его называют – царем грибов. Сл. 16
3. Этот гриб очень дружен с березой. Его жарят, сушат, солят и Сл. 17
4. Какой гриб одет в красное пальто с белыми хлопьями «снега» Сл. 18
5. Этот гриб названием похож на животное. Обычно желтого цвета. Этот гриб лучше всего жарить. Сл. 19
Теперь ребята поиграем в одну: «Съедобное – несъедобное»
У вас на партах лежат карточки с зелеными кругами – они обозначают съедобные грибы, красные круги – несъедобные грибы. Я буду называть и показывать гриб, а вы должны поднять нужную карточку Сл. 20-21
Следующее задание: обвести гриб по шаблону
7. Итог урока Вот и заканчивается наш урок. С какими видами грибов мы сегодня познакомились? С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Понравился ли он вам?
Показ грибов, обведенных по шаблону