Получи документы

Разработка урока по биологии 8 класс на тему «Пищеварение в желудке»

Валентина Карева
Разработка урока по биологии 8 класс на тему «Пищеварение в желудке»
▼ Скачать + Заказать документы

План-конспект урока в 8 классе

На тему «Пищеварение в желудке»

Цель: Познакомить учащихся с процессами пищеварения в желудке

Задачи урока :

- образовательные: систематизировать знания о строении и функциях пищеварительной системы, раскрыть особенности работы ферментов;

- развивающие: развивать умения анализировать и обобщать, закрепить знания о взаимосвязях функций организма;

- воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся потребности вести здоровый образ жизни.

Публикация «Разработка урока по биологии 8 класс на тему „Пищеварение в желудке“» размещена в разделах

Тип урока : урок-изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные (рассказ, работа по схеме строения пищеварительной системы, беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: плакат «Строение пищеварительной системы человека», презентация «Тяжелые металлы и их влияние на здоровье человека», карточки-задания.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

Ход урока

1. Проверка знаний учащихся

Опрос (письменный) - терминологический диктант.

1. В ротовой полости, в большей мере происходит … обработка пищи (механическая или химическая)

2. В ротовой полости расщепляются. .(углеводы)

3. Пищевые соки организма, это.

4. У человека. .зубов

5 . Зубы делятся на три типа:.

6. Реакция слюны.

7. Три пары слюнных желез.

8. Дырка в зубе - это заболевание.

9. Какой химический элемент входит в состав всех зубных паст?

Карточки – задания (индивидуальные).

1. Почему в стоматологическом кабинете врач кладёт ватный валик под язык и к щеке?

2. Почему рот заполняется слюной при мысли о лимоне?

3. Молочные зубы выпадают легко, без боли. Почему?

4. Зарисовать строение зуба и подписать его составные части.

5. Почему у курильщиков наблюдается значительное выделение слюны

и они вынуждены ее сплевывать.

2. Подготовка к восприятию новой темы

Вопрос учителя. Почему при постоянном жевании жевательной резинки у человека может развиться болезнь желудка?

Итак, органические вещества пищи - углеводы, белки и жиры перерабатываются и усваиваются в разных отделах пищеварительного тракта : - в ротовой полости - углеводы: в желудке – белки : в 12 п/кишке – жиры. Так как белка с пищей получаем больше, чем жиров и углеводов, то и переваривание пищи, богатой белками, происходит дольше и с участием многих ферментов. Рассмотрим этот процесс.

3. Изучение новой темы.

Сообщение учителя с демонстрацией слайдов.

Желудок в процессе эволюции возник как орган, депонирующий пищу и осуществляющий начальные стадии гидролиза (кислотная денатурация пищи). Этот орган имеет толстые, мускульные стенки, гофрированную внутреннюю оболочку. Стенки желудка способны сильно растягиваться. Функции желудка многообразны и он имеет сложное строение. Например, различные поля желудка выделяют различный пищеварительный сок. Верхняя часть желудка выделяет быстро очень кислый сок, нижняя часть - менее кислый и длительно, пилорическая часть - щелочной и все время. Теперь ясно, почему на верхней части желудка чаще всего возникает язвенный процесс и злокачественные образования.

Желудок выполняет важную двигательную функцию, обеспечивающую: превращение пищи в химус в пилорической части и эвакуацию ее в 12-типерстную кишку. В нем осуществляется выделительная функция ряда веществ (мочевина, мочевая кислота, креатинин и др.) При болезнях почек выделение их значительно повышается. Эти вещества выделяются слизистой желудка.

В желудке пища задерживается до 11 часов (поэтому нельзя есть на ночь, здесь идет долгий процесс пищеварения. Пищевой комок еще пропитан слюной, и ее ферменты продолжают действовать и расщеплять углеводы, но начинает свою работу желудочный сок

Внутренняя поверхность желудка имеет огромное количество желез

(на 1мм. 2 - до 100 протоков). Железы делятся на три типа: главные - выделяют ферменты, обкладочные - выделяют соляную кислоту, добавочные - выделяют слизь.

Ферменты: пепсин - расщепляет белки, химозин или сычужный фермент - вызывает створаживание молока, липаза — расщепляет эмульгированные жиры. Под действием этих ферментов в желудке расщепляются белки пищи и, частично - жиры, в частности, жиры молока.

Соляная кислота выполняет важную роль. Она обеззараживает продукты питания, убивает попавшие с пищей микроорганизмы. Кроме того, соляная кислота является катализатором, т. к. ферменты желудочного сока работают только в кислой среде.

Слизь также выполняет важные функции: предохраняет стенки желудка от агрессивного действия собственной кислоты, т. к. она имеет нейтральную или слабокислую реакцию; облегчает скольжение пищи по направлению к кишечнику. Суточное количество желудочного сока у человека - 1,5 - 2,5 л. При смешанной еде у человека за один прием выделяется 700-800 мл. сока.

Вопрос: почему нельзя все время жевать жевательную резинку?

(Учащиеся формулируют ответ, учитель обобщает информацию и акцентирует внимание на экологической обстановке и ее влиянии на здоровье человека).

Вопрос: Может ли полезная пища быть вредной?

Сообщение учителя.

Кроме белков, жиров и углеводов организм человека нуждается в и микроэлементах. Мы уже знаем, что в состав крови входит железо, костей - фосфор и кальции, зубов - кальций и фтор.

Доказано, что в организме человека присутствуют почти все элементы таблицы Менделеева.

Как в организм попадают эти элементы? Все это попадает в организм из окружающей среды: через пищу, воду и воздух.

Сейчас созданы новые химические вещества, которые также могут проникать в организм человека, вызывая отравления. Особенно опасны чужеродные химические вещества: ксенобиотики, канцерогены и мутагены.

К ксенобиотикам относятся химические вещества, которые содержатся в нефтепродуктах (бензин, хлорорганических соединениях (отбеливатели, дезинфицирующие вещества, краски и др.).

Особенно опасны мутагенные вещества, способные вызывать мутации. К ним относятся как естественные природные вещества - нитраты, нитриты, гормоны, алкалоиды, тяжелые металлы, так и синтезированные - пестициды, бенз (а)пирены и пр.

К канцерогенным могут быть отнесены тяжелые металлы, кипяченые растительные масла, копченые продукты, яды табака и др.

Влияние некоторых тяжелых металлов на организм человека

Тяжелые металлы Источник загрязнения Пути поступления в организм Поражение органов и тканей человека

Свинец транспорт Дыхательная и пищеварительная система Нервная ткань, нарушение памяти, поражение мозга, распад личности, разрушение эритроцитов, импотенция, угнетение пищевых ферментов

Ртуть химическая промышлен-ность С пищей Болезни органов дыхания, центральной нервной систем, печень, почки, болезнь Минамата.

Ванадий Дыхательная система Аллергия, экзема, астма, заболевание крови, нарушение психики.

Кадмий Промышлен-ность, местами есть в почве С водой Накапливается. Болезни нервной системы. Размягчение костей - болезни коряжная, "итай-итай", кривые конечности, постоянные переломы.

Медь Цветная металлургия Через кожу, воздух Мутаген. Расстройство психики, гипертония. Болезни печени и легких

Бериллий Дыхательная и пищевая система Аллергия, поражение кожи и слизистой

Хром Легкая и тяжелая промышлен-ность Через кожу, пищу Канцероген, аллерген. Болезни кожи, дыхательных путей, органов зрения и нервной системы, расстройство психики. Онкология.

Бензпирен Транспорт, пищевая промышлен-ность Выхлопные газы, копченые и жареные продукты, чипсы Канцероген

Винилхлорид Пищевая промышлен-ность Пластиковые бутылки При нагревании бутылок на солнце - яды из них проникают в продукт \сок\ и вызывают отравления.

Вопросы учащимся:

- Что является основным «поставщиком» химических загрязнителей, которые попадают в организм с пищей : в городе, в сельской местности.

- Почему нельзя собирать ягоды и грибы вдоль дорог? Для чего вдоль дорог создают лесополосы?

- Почему в продаже сейчас так много концентратов, бульонных порошков, сухого молока, искусственных соков, если все это вредно?

-«Американцы помешаны на своем здоровье, и часто можно увидеть такую картину: На двух точках продают клубнику. В одном месте ягоды крупные, блестящие, красивые и дешевые. В другом - мелкие, с червоточинами и дорогие. Покупатели стоят в очереди за дорогой клубникой. Почему? ( Ответ простой: что ест червь - можно и человеку. Черви не едят ягоды, выращенные в экологически неблагоприятных условиях).

Вопрос: какой вывод можно сделать по экологически правильному питанию?

Домашнее задание.

1. Составить меню на один день, используя только экологически чистые и максимально полезные продукты (см. табл. «Продукты с наиболее удачным соотношением необходимых микроэлементов») и подсчитать стоимость всех блюд.

2. Творческое задание (индивидуальное) : сделать сообщение на следующем уроке по гастритам – болезни желудка и предложить набор продуктов для диеты по разным видам гастрита. (см. Приложение 1).

3. Творческое задание (индивидуальное) : использую информацию из приложения 2 пояснить физиологические процессы при переходе с белковой пищи на растительную.

Приложение 1

Содержание кислоты у всех людей неодинаково. Повышенное содержание кислоты ведет к раздражению слизистой желудка и к образованию язв и гастритов. Такие гастриты называют гиперцидными. Пониженное содержание кислоты приводит к гипоцидному гастриту, при котором малое количество кислоты не способно активизировать работу ферментов, они работают вяло, пища перерабатывается плохо и надолго задерживается в желудке. Здесь она подвергается брожению, образуются газы, яды. Таким людям необходимо постоянно употреблять в пищу продукты, содержащие кислоту для повышения кислотности сока.

Но есть еще очень редкое заболевание – анацидный гастрит - желудочный сок совсем не имеет кислоты. Больные вынуждены в течение всей жизни принимать искусственный желудочный сок. Кислый желудочный сок выделяется только при пищеварении, когда в желудке нет пищи - реакция щелочная.

Приложение 2

Секреторная функция желудка зависит от функционального состояния желудочных желез, которое может меняться при нахождении организма длительное время на одном пищевом режиме. Изменение возбудимости желудочных желез обусловлено тем, что длительное пребывание человека на определенном пищевом режиме изменяет высшую нервную деятельность. Благодаря этому организм приспосабливает работу пищеварительного аппарата и весь процесс пищеварения к различным пищевым режимам, что имеет большое значение.

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока в 4 классе по окружающему миру на тему «Средние века» СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Кафедра теории и методики дошкольного и начального.

Конспект урока биологии в 7 классе «Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные» Тема Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные и Черепные или Позвоночные Цели урока: сформировать представление о типе Хордовые. Дать определение.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Методическая разработка урока математики на тему «Умножение на двузначное число» в 3 классе Математика 3 класс Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ гимназия №19 Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М. :.

Разработка урока музыки с использованием АМО в 6 классе «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь» Конспект АМО-урока (занятия). Организационная информация Авторы урока: Черданцева Светлана Викторовна Предмет: Музыка Класс: 6 класс,.

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие.

Видео и конспект урока математики во 2 классе на тему «Квадрат» Квадрат. Цель: систематизировать представление о прямоугольнике; дать представление о квадрате. Задачи: познакомить с квадратом, с его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка урока по биологии 8 класс на тему «Пищеварение в желудке»
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 09:18
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка урока по биологии 8 класс на тему «Пищеварение в желудке»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Карева (УИ 2134651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД