Галина Галюк
Разработка урока географии в 10 классе «Природные ресурсы мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка урока
«Природные ресурсы мира», 10 класс
Цели:
обучающие
- на основе группового метода работы познакомиться с видами природных ресурсов и их размещением на планете;
- определить наиболее ресурсообеспеченые страны мира и лидеров
по отдельным видам ресурсов;
развивающие
- продолжить формирование навыков картографического анализа;
- формировать УУД, в частности, коммуникативные.
Оборудование: политическая карта мира,
Публикация «Разработка урока географии в 10 классе „Природные ресурсы мира“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
карты отдельных видов природных ресурсов,
учебники,
раздаточный материал (дополнительная литература).
Предварительная подготовка: подбор учебной литературы, таблиц,
подготовка сообщения «Виды природных ресурсов»
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Исходя из наличия карт и раздаточного материала, определите тему сегодняшнего урока. Верно, наш разговор сегодня будет о природных ресурсах. Впервые вы узнали о них еще на уроках природоведения и географии в 5-6 классах. Давайте освежим в памяти те знания.
3. Сообщение ученика «Виды природных ресурсов».(За основу можно взять материал учебников географии 6 и 8 класса).
В тетради записываем определение «Природные ресурсы – запасы различных природных богатств, которые человек использует для своей жизнедеятельности». Схема:
Природные ресурсы
Исчерпаемые Неисчерпаемые
а) возобновимые энергия Солнца
• земельные энергия ветра
• пресные воды энергия приливов
• биоресурсы геотермальная энергия
• ресурсы МО
б) невозобновимые
• минеральные
4. Работа в группах. Каждой группе дается индивидуальное задание.
1. Пользуясь текстом учебника и дополнительным материалом, выясните, что такое природные и экономические ресурсы.
Выясните степень ресурсообеспеченности разных стран мира и зависимость от этого показателя степени экономического развития. Объясните свою позицию.
Определите характер размещения ПР на планете и покажите примеры на карте (самые ресурсообеспеченные страны и т. д.)
==================================================
2. Пользуясь картой минеральных ресурсов и тектонической,
взаимосвязь между формами рельефа и видами пол. ископаемых.
Выделите регионы и страны-лидеры по запасам и добыче основных видов пол. ископаемых (топливных, рудных, химических).
Определите экологические проблемы и пути их решения. Покажите страны, успешно решающие их.
==================================================
3. Пользуясь картой земельных ресурсов, определите климатические пояса и регионы мира-лидеры.
Выясните структуру земельного фонда мира. Определите и покажите страны-лидеры по количеству обрабатываемых земель.
Определите, где на планете наблюдается расширение площадей
блэндов и опустынивания. Какие меры против этого есть?
==================================================
4. Пользуясь картой «Водные ресурсы», определите источники поступления пресной воды, зоны максимального загрязнения вод и их причины. Покажите это на карте.
Расскажите о мировом водопотреблении и борьбе с дефицитом воды.
==================================================
5. По карте биоресурсов определите два лесных пояса планеты. Используя карту природных зон, подумайте, в чем их различие.
Определите наиболее и наименее лесистые страны и регионы.
Приведите факты по лесопользованию, определите отрицательные последствия неконтролируемой вырубки.
==================================================
6. По карте «Ресурсы МО» определите виды этих ресурсов, части МО, где эти виды добываются, последствия использования.
Укажите самые загрязненные места в МО, объясните причины.
Расскажите о перспективах использования ресурсов океана.
==================================================
7. Подумайте, как человек использует энергетические ресурсы Солнца, ветра, земных недр, приливов. Страны какого уровня развития могут себе это позволить и почему?
Расскажите о рекреационных ресурсах планеты. Укажите наиболее посещаемые туристами регионы и страны.
=================================================
5. Выступления групп по итогам своей работы. В тетрадях необходимо записывать рейтинги стран по запасам различных видов ресурсов.
6. Итог урока. Может ли страна, имеющая разнообразные природные
ресурсы, умных и энергичных граждан быть слабой? Есть ли взаимосвязь между ресурсообеспеченностью и уровнем экономического развития?
7. Домашнее задание: знать материал урока. Определить, о каких видах ресурсов мы не вспомнили (агроклиматические, ресурсы животного мира).
8. Рефлексия. Метод «Солнышко дарит оценки». Каждый на заранее приготовленном листке рисует солнце (улыбающееся – я доволен собой и уроком, грустное – мне не понравилось). Возможно выставление на этом же листке двух оценок – первая – себе за работу на уроке, вторая – уроку в целом.
Примечание: Такая форма работы позволяет рассмотреть тему «Природные ресурсы мира» за 2-3 часа вместо 7-8, предусмотренных программой. Но данный урок разумнее проводить в сдвоенном варианте. Это позволит подробно выслушать все группы и даст время на высказывание своих версий другим ребятам. В случае, если развернется дискуссия по какому-то из выступлений, возможно перенесение окончания работы на 3-й урок.