Получи документы

Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Союз как часть речи»

Вера Гаврилова
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Союз как часть речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Союз как часть речи.

Цель: расширить знания о союзе.

Знать: понятие союза, классификацию союза.

Понимать: отличие союза от других частей речи.

Применять: отличать союзы от других служебных частей речи, давать характеристику союзам.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного.

а) работа с раздаточным материалом.

б) проверка текста.

3. Объяснение нового материала.

а) работа с материалом для наблюдения.

б) сообщение темы и цели урока.

Публикация «Конспект урока по русскому языку для 7 класса „Союз как часть речи“» размещена в разделах

в) этимологическая справка.

г) работа с учебником.

д) разряды союзов.

4. Первичное закрепление.

а) раздаточный материал.

б) проверка.

5. Работа с учебником.

а) анализ текста.

б) осложнённое списывание.

в) проверка.

6. Закрепление изученного материала.

а) работа с раздаточным материалом.

б) проверка.

7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Андреевна.

Проверьте свои рабочие места. У вас на столе должен лежать учебник по русскому языку, тетрадь, ручка и карандаш.

Запишите в тетради сегодняшнее число и классная работа.

2. Повторение изученного.

а) Работа с раздаточным материалом. Анализ текста.

-У вас на партах лежит раздаточный материал.

-Возьмите его, пожалуйста.

-Прочитайте текст.

Шапки долой!

Всю зиму стоят лесные пни в снегу увязнув по уши. Шапки снежные надвинув на брови смотр. т сердито и недовольно. А весной когда пригре. т солнышко пни загуляют. Высунут)ся из снега шапки белые набекрень заломив и до того раззадор. тся – пар идёт! В апреле встанут они во весь рост удар. т шапками о землю. Проп. дай, шапка, была не была. Ра (с,сс)тупись лесной народ! Пни гуляют!

Н. Сладков.

- Нравится ли вам эта миниатюра? Что описывает Сладков?

- Какой художественный прием используется в тексте? (олицетворение)

-Какой характер у пней? Как их изображает автор? Найдите фразеологизмы, которые обыгрываются, как вы их понимаете?

- Где текст можно разделить красной строкой на абзацы? Что нам это деление подсказывает в тексте (союз «а», имеющий противительное значение)

- Спишите, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

б) Проверка текста

3. Объяснение нового материала.

а) Работа с материалом для наблюдения (записанный текст).

- Какие служебные части речи вы знаете? (предлог, союз, частица).

- Найдите в тексте служебные части речи.

Предлоги – в, по, на, из, до, во, о

Союзы – и, а, и, когда

Частицы - не

- Итак, это все служебные части речи, но роль у них в предложении разная.

- Какова роль предлогов в предложении? (выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении)

Союзов? Посмотрим текст (союзы связывают однородные члены предложения и части сложного предложения).

б) Сообщение темы и цели урока.

- Итак, ребята, кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Союз).

- Верно. Тема урока – Союз как часть речи.

- А цель урока – расширить ваши знания о союзе.

в) Этимологическая справка.

В энциклопедии «Русский язык» можно узнать, что союз – это калька с латинского конйюктио, что означает соединение. А в «Кратком этимологическом словаре русского языка» сообщается, что слово союз заимствовано из старославянского и образовано с помощью приставки СЪ от ЮЗ.

- Что значило последнее слово?

Вспомните современные слова узы, узел, вязать.

- Что общего у этих слов? (у всех значение тесной связи, объединения, соединения).

Союз как грамматический термин - одно из пяти значений многозначного слова. Ведь и он связывает, соединяет и однородные члены и части сложного предложения.

г) Работа с учебником.

- Давайте же прочитаем определение союза в учебнике и узнаем, о чём мы ещё не говорили.

- Откройте учебник на странице 146.

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения в тексте.

Союзы бывают простыми и составными, подчинительными и сочинительными.

- Что нового вы узнали из определения? (что союзы бывают простыми и составными, подчинительными и сочинительными).

д) Разряды союзов.

- В зависимости от роли союза в предложении они делятся по значению на 2 разряда: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложного.

- По составу союзы делятся на 2 группы: простые и составные. Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.

4. Первичное закрепление.

а) Раздаточный материал.

- А сейчас проверим, как вы усвоили материал.

- Возьмите раздаточный материал № 2 на столе. Прочитайте задание.

Распределите союзы на два столбика: простые и составные. Запишите.

Как будто, потому что, чтобы, оттого что, или, а, и, либо, зато, однако, так как.

б) Проверка.

Простые – чтобы, или, а, либо, зато, однако.

Составные – как будто, потому что, оттого что, так так.

- Итак, какие союзы мы называем простыми? (состоящие из одного слова).

- Составными? (состоящие из двух и более слов).

5. Работа с учебником.

а) Анализ текста.

- Продолжим нашу работу.

- Посмотрим на упражнение № 354 в учебнике.

- Прочитайте задание.

Озаглавьте текст и определите его основную мысль и стиль. Спишите. Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены предложения, а какие простые предложения в составе сложного.

- Давайте прочитаем.

- Какова главная мысль текста? (логика явления должна так же логично отображаться в языке).

- Какой стиль текста? (научно-популярный).

- Озаглавьте текст (Союз – средство логической связи).

б) Осложнённое списывание.

- Спишите, пожалуйста, текст. На работу даю 10 минут. Приступайте.

в) Проверка.

- Ученики читают предложения и объясняют пропущенные орфограммы.

- Давайте посмотрим на выделенные союзы.

- Союз И соединяет однородные члены предложения. Какой это союз по составу? (простой…

- Обратите внимание на союзы в рамке: оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что. Это простые союзы или составные? (составные).

- Запишите их в тетрадь.

- Так же обратите внимание на слова в рамках выше. Что нужно запомнить в слове ситуация? (написание Буквы И в первом слоге и шестом… Что обозначает это слово? (совокупность обстоятельств, обстановка).

6. Закрепление изученного материала.

а) Работа с раздаточным материалом.

- Закрепим ваши знания по теме союз. Возьмите распечатки № 3.

Прочитайте задание.

Заполните пропуски в тексте.

Союз – это ___ часть речи, которая служит для. По значению союзы делятся на ___ и. По строению союзы делятся на ___ и. Соединяют части сложноподчиненного предложения ___ союзы, а ___ союзы связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения.

- На выполнение задания 2 минуты.

б) Проверка.

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение № 359.

Публикации по теме:

Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста Всем известно, что русский язык - предмет сложный. Поэтому работу по подготовке к ЕГЭ я начинаю вести уже с 5 класса. На уроках русского.

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста» Конспект урока по русскому языку на тему «Комплексный анализ текста». Цель урока: обучение комплексному анализу текста. Задачи урока:.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?» Тема: "Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»". Задачи: формировать у обучающихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?.

Конспект урока по курсу «Математика» для обучающихся 11 класса МБОУ СОШ №64 г. Брянска. (Из методической копилки учителя математики Людмилы Ивановны Тарасовой) Конспект урока по курсу «Математика»,.

Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова» Тема: «Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по системе Л. В. Занкова «Написание заглавной буквы Я» УРОК - Русский язык 1 класс система Л. В. Занкова Автор прописи: Н. В. Нечаева Учитель: Дортман Любовь Николаевна Тема: Написание заглавной.

Конспект по русскому языку во 2 классе «Парные согласные» Тема урока: «Во саду ли в огороде…» «Правописание парных согласных в корне слова» Цель: Создание условий для отработки знаний о парных.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов Русский язык - 2 класс. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слов. Цели: формировать умение проверять написание парных.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе по программе Разумовской М. М. (2 часть) IV. Содержание учебного предмета. Раздел Характеристика основных содержательных линий Формы учебной деятельности О языке Значение языка.

Конспект урока по русскому языку на тему «Глаголы 2-го лица единственного числа» Русский язык Тема. Глаголы 2-го лица единственного числа Цели урока: - вырабатывать навыки грамотного написания окончаний глаголов 2 лица,.

Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Союз как часть речи»
Опубликовано: 17 октября 2017 в 00:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Союз как часть речи»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД