Вера Гаврилова
Конспект урока по русскому языку для 7 класса «Союз как часть речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Союз как часть речи.
Цель: расширить знания о союзе.
Знать: понятие союза, классификацию союза.
Понимать: отличие союза от других частей речи.
Применять: отличать союзы от других служебных частей речи, давать характеристику союзам.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного.
а) работа с раздаточным материалом.
б) проверка текста.
3. Объяснение нового материала.
а) работа с материалом для наблюдения.
б) сообщение темы и цели урока.
Публикация «Конспект урока по русскому языку для 7 класса „Союз как часть речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 7 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
в) этимологическая справка.
г) работа с учебником.
д) разряды союзов.
4. Первичное закрепление.
а) раздаточный материал.
б) проверка.
5. Работа с учебником.
а) анализ текста.
б) осложнённое списывание.
в) проверка.
6. Закрепление изученного материала.
а) работа с раздаточным материалом.
б) проверка.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Андреевна.
Проверьте свои рабочие места. У вас на столе должен лежать учебник по русскому языку, тетрадь, ручка и карандаш.
Запишите в тетради сегодняшнее число и классная работа.
2. Повторение изученного.
а) Работа с раздаточным материалом. Анализ текста.
-У вас на партах лежит раздаточный материал.
-Возьмите его, пожалуйста.
-Прочитайте текст.
Шапки долой!
Всю зиму стоят лесные пни в снегу увязнув по уши. Шапки снежные надвинув на брови смотр. т сердито и недовольно. А весной когда пригре. т солнышко пни загуляют. Высунут)ся из снега шапки белые набекрень заломив и до того раззадор. тся – пар идёт! В апреле встанут они во весь рост удар. т шапками о землю. Проп. дай, шапка, была не была. Ра (с,сс)тупись лесной народ! Пни гуляют!
Н. Сладков.
- Нравится ли вам эта миниатюра? Что описывает Сладков?
- Какой художественный прием используется в тексте? (олицетворение)
-Какой характер у пней? Как их изображает автор? Найдите фразеологизмы, которые обыгрываются, как вы их понимаете?
- Где текст можно разделить красной строкой на абзацы? Что нам это деление подсказывает в тексте (союз «а», имеющий противительное значение)
- Спишите, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
б) Проверка текста
3. Объяснение нового материала.
а) Работа с материалом для наблюдения (записанный текст).
- Какие служебные части речи вы знаете? (предлог, союз, частица).
- Найдите в тексте служебные части речи.
Предлоги – в, по, на, из, до, во, о
Союзы – и, а, и, когда
Частицы - не
- Итак, это все служебные части речи, но роль у них в предложении разная.
- Какова роль предлогов в предложении? (выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении)
Союзов? Посмотрим текст (союзы связывают однородные члены предложения и части сложного предложения).
б) Сообщение темы и цели урока.
- Итак, ребята, кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Союз).
- Верно. Тема урока – Союз как часть речи.
- А цель урока – расширить ваши знания о союзе.
в) Этимологическая справка.
В энциклопедии «Русский язык» можно узнать, что союз – это калька с латинского конйюктио, что означает соединение. А в «Кратком этимологическом словаре русского языка» сообщается, что слово союз заимствовано из старославянского и образовано с помощью приставки СЪ от ЮЗ.
- Что значило последнее слово?
Вспомните современные слова узы, узел, вязать.
- Что общего у этих слов? (у всех значение тесной связи, объединения, соединения).
Союз как грамматический термин - одно из пяти значений многозначного слова. Ведь и он связывает, соединяет и однородные члены и части сложного предложения.
г) Работа с учебником.
- Давайте же прочитаем определение союза в учебнике и узнаем, о чём мы ещё не говорили.
- Откройте учебник на странице 146.
Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения в тексте.
Союзы бывают простыми и составными, подчинительными и сочинительными.
- Что нового вы узнали из определения? (что союзы бывают простыми и составными, подчинительными и сочинительными).
д) Разряды союзов.
- В зависимости от роли союза в предложении они делятся по значению на 2 разряда: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения или простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложного.
- По составу союзы делятся на 2 группы: простые и составные. Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.
4. Первичное закрепление.
а) Раздаточный материал.
- А сейчас проверим, как вы усвоили материал.
- Возьмите раздаточный материал № 2 на столе. Прочитайте задание.
Распределите союзы на два столбика: простые и составные. Запишите.
Как будто, потому что, чтобы, оттого что, или, а, и, либо, зато, однако, так как.
б) Проверка.
Простые – чтобы, или, а, либо, зато, однако.
Составные – как будто, потому что, оттого что, так так.
- Итак, какие союзы мы называем простыми? (состоящие из одного слова).
- Составными? (состоящие из двух и более слов).
5. Работа с учебником.
а) Анализ текста.
- Продолжим нашу работу.
- Посмотрим на упражнение № 354 в учебнике.
- Прочитайте задание.
Озаглавьте текст и определите его основную мысль и стиль. Спишите. Какие из выделенных союзов соединяют однородные члены предложения, а какие простые предложения в составе сложного.
- Давайте прочитаем.
- Какова главная мысль текста? (логика явления должна так же логично отображаться в языке).
- Какой стиль текста? (научно-популярный).
- Озаглавьте текст (Союз – средство логической связи).
б) Осложнённое списывание.
- Спишите, пожалуйста, текст. На работу даю 10 минут. Приступайте.
в) Проверка.
- Ученики читают предложения и объясняют пропущенные орфограммы.
- Давайте посмотрим на выделенные союзы.
- Союз И соединяет однородные члены предложения. Какой это союз по составу? (простой…
- Обратите внимание на союзы в рамке: оттого что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что. Это простые союзы или составные? (составные).
- Запишите их в тетрадь.
- Так же обратите внимание на слова в рамках выше. Что нужно запомнить в слове ситуация? (написание Буквы И в первом слоге и шестом… Что обозначает это слово? (совокупность обстоятельств, обстановка).
6. Закрепление изученного материала.
а) Работа с раздаточным материалом.
- Закрепим ваши знания по теме союз. Возьмите распечатки № 3.
Прочитайте задание.
Заполните пропуски в тексте.
Союз – это ___ часть речи, которая служит для. По значению союзы делятся на ___ и. По строению союзы делятся на ___ и. Соединяют части сложноподчиненного предложения ___ союзы, а ___ союзы связывают однородные члены предложения и части сложносочиненного предложения.
- На выполнение задания 2 минуты.
б) Проверка.
7. Домашнее задание.
Выполнить упражнение № 359.