Г Э Султанова
Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей.
В связи с изменениями в системе российского образования, претерпевает изменения и деятельность педагога-психолога. Для решения современных задач образования психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания не может быть ограничено непосредственным взаимодействием психолога с ребенком и организацией психологического просвещения сотрудников как участников учебно-воспитательного процесса. Утверждение парадигмы деятельностно-компетентностного подхода [9, с. 111], развивающего, личностно-ориентированного образования и задач повышения профессионализма педагогических кадров требуют от педагога-психолога перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропотехниками и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития, воспитания и обучения ребенка.
Публикация «Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Руководствуясь таким подходом к переосмыслению одного из направлений в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, представляется необходимым создание программы занятий (Приложение 1, цель которой – повышение психологической компетенции воспитателей, и других педагогов, участвующих в образовательном процессе. Работа педагога-психолога в этом направлении предполагает решение нескольких задач:
выделение основных направлений работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса;
определение содержания программы по развитию психологической компетенции для участников образовательного процесса;
выбор технологий, форм и методов работы психолога, в зависимости от особенностей участников;
формирование пакета диагностических методик для выявления психологических проблем у участников образовательного процесса.
Предварительная беседа с педагогами образовательного учреждения о предполагаемой программе занятий по повышению психологической компетентности выявила такие проблемы, как отсутствие научных знаний о возможных профессиональных деформациях и слабая готовность работать над своими профессионально-педагогическими проблемами. Для устранения этого препятствия в работе было принято решение включить в программу мероприятия по проблеме профессиональных деструкций у педагогов и повышения уровня их стрессоустойчивости.
Направления работы по программе следующие : Формирование интереса и потребности к занятиям у воспитателей, диагностическое, организация тематических встреч педагогов, просвещение, практические занятия, определение эффективности влияния психологических знаний на результаты педагогической деятельности воспитателя.
Для стимулирования интереса педагогов к повышению психологической компетентности, была выбрана такая форма работы, как семинар, который освещает следующие темы:
понятие психологического климата
типы педагогов
определение психологического климата в коллективе
проблемы взаимоотношений в коллективе
правила работы с коллективом
В ходе семинара педагоги проходят тестирование с помощью «Шкалы оценки психологического климата в педагогическом коллективе» [Рогов]. Ознакомление с результатами тестирования, обмен мнениями происходит на тематической встрече.
Диагностический этап позволяет изучить личность педагога, его качества, особенности общения, наличие эмоционального выгорания. Используются методики: Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе (в ходе семинара);
-тест «Восприятие индивидом группы»;
-определение самооценки и уровня притязаний
-определение типа темперамента (Айзенк)
-анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога;
-анкеты «Барьеры педагогической деятельности»
-тест «Эмоциональное выгорание воспитателя»;
-тест «Транзактный анализ общения» [10].
Тематические встречи педагогов проходят в форме дискуссий и охватывают темы:
«Психологический климат в нашем коллективе»
«Образ Я» - самопонимание, определение себя в собственных ценностях и смыслах, потребностях и мотивах, личностных особенностях.
Эффективность педагогического общения
«Образ Я в профессии» - осознание себя в профессии, готовность осуществлять данный выбор и предпринимать усилия по его реализации
«Образ профессии» - понимание профессии, осознание ее различных сторон.
Просвещение педагогов предполагает не только лекционный материал по психологической теории, но и практическое занятие, направленное на развитие коммуникационных навыков:
-Профессиональные деформации педагогов
-Синдром эмоционального выгорания
-Невербальные средства общения
-Характеристика возрастной периодизации по Д. Б. Эльконину
-Личностно-ориентированный подход в воспитании.
Практические занятия для педагогов представлены в виде тренингов, ролевых игр, практикумов, на которых педагоги через более глубокое осознание себя, своих особенностей, проявляющихся в общении, могут осмыслить особенности своего профессионального общения, найти внутренний резерв для преодоления неконструктивного поведения. Темы практических занятий :
-Синдром эмоционального выгорания
-Эффективное общение
-Развитие навыков эффективного общения
-Педагогические
ситуации из практики
-Карта наблюдений Д. Стотта
-Определение психологического климата в группе.
Основные методы работы на практических занятиях – это самоосознание, анализ ситуаций, подгрупповая работа, игровые методы, обмен опытом, визуализация.
Определение эффективности влияния психологических знаний на результаты педагогической деятельности воспитателя – важный этап в работе по программе. Он предполагает определение позиции педагогов к получению психологических знаний с помощью тестирования воспитателей и педагогов, Определение воспитателями психологического климата в группе воспитанников с помощью полученного диагностического навыка, проведение педагогических чтений в образовательном учреждении по теме «Психологическая компетентность воспитателя на практике».
Все занятия, проводимые с воспитателями и другими педагогами образовательного процесса, проводятся в детском доме в первой половине дня, в то время, когда воспитанники находятся в школе. Группы состоят из 8-10 человек. Проблемной является ситуация невозможности формирования постоянных групп для проведения занятий, так как периодически воспитатели меняются сменами, выходят на работу вместо заболевшего коллеги.
На данный момент работа по отбору и апробации занятий продолжается.