Приложение МААМ

Разработка занятий к третьему блоку программы «Я и мир вокруг меня»

Анна Надолинская
Разработка занятий к третьему блоку программы «Я и мир вокруг меня»
▼ Скачать + Заказать документы

III-й блок (семейный)

«Я и Семья»

Цель блока : формирование осознания значимости семьи в своей жизни.

Предварительная работа: изучение истории семьи (в которой проживает ребенок) каждого участника группы.

Принцип построения занятий : 8 занятий продолжительностью по 60 минут в течение 4-х недель по сетке занятий. Структура занятий- стандартная.

Публикация «Разработка занятий к третьему блоку программы „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах

Примечание: у детей воспитывающихся в не полных или формально полных семьях, переживших потерю или разлуку кого-либо из близких, разговор о семейных взаимоотношениях может вызвать сильное эмоциональное напряжение. При прохождении данной темы взрослому необходимо проявить особую тактичность.

Занятие № 1

Тема: Что такое семья.

Цель: учить понимать внутрисемейные роли, осознавать и вербализвать чувства, испытываемые к членам семьи;

Оборудование: плакат с изображением геометрической картины «Семья за столом», бланк для фиксирования ответов детей, ножницы, клей, цветные карандаши, листы с изображением плана квартиры и членов семьи, бланки с напечатанными личностными качествами, ларец (шкатулка).

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Погода в душе».

2. Предлагается к просмотру геометрическая картина, участникам занятия дается задание определить что изображено на картине дать ей название.

( в картине используются геометрические фигуры: большие и маленькие- круги, овалы, треугольники, квадраты в зависимости от полоролевой идентификации)

Проводится дискуссия:

- что или кто изображен на картине?

- чем заняты изображенные на картине?

- кем являются друг другу изображенные на картине?

- каким цветом наделен каждый изображенный на картине?

- какими личностными качествами обладает каждый?

(Взрослый подводит участников группы к тому, что на картине изображена семья. Во время дискуссии фиксируется ответ каждого ребенка, выносится в отдельную таблицу находящуюся у педагога- психолога, в которой будет виден настрой ребенка и исходя из этого будет зависеть индивидуальный подход во время занятия).

3. Взрослый читает стихотворение «Что такое семья».

Что такое семья.

Семья- это мама и папа, и дед,

Бабуля нам вкусный готовит обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

Семья- это я. И меня называют-

Котенок и лапочка, заинька, птичка;

Мне кто-то - братишка, а кто-то – сестричка.

Семья- где все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает!

4. Участникам предлагается создать картину под названием «Моя семья».

(Раздается (на каждого участника) план квартиры, изображения членов семьи, ножницы, клей, цветные карандаши. Взрослый уточняет название отдельных предметов, изображенных на схеме и просит приступить к выполнению задания).

5. Упражнение: «Волшебная палочка».

- Представьте, что вы нашли волшебную палочку и можете всех наделить теми необходимыми качествами, которыми, по вашему мнению, должны обладать члены семьи для хороших отношений в семье.

(Участникам раздаются бланки с напечатанными личностными качествами).

- Раскрасьте квадратик рядом с теми чертами характера, которые должны иметь вы, круг- ваши мамы, треугольник- ваши папы и т. д.

(Далее следует обсуждение выбранных качеств с акцентом на их значимость и полезность, и наоборот, если таковые будут).

6. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать, что бы в их семье…».

7. Ритуал прощания.

Занятие №2

Тема: «Семейный альбом»

Цель: способствовать пониманию, определению и принятию значимых людей, членов семьи.

Оборудование: различные изобразительные материалы, журналы, клей, ножницы фотографии детей и родителей (можно провести предварительную работу запросив фото у родителей детей или использовать фотографии сделанные в процессе пребывания ребенка в учреждении).

Ход занятия

1. Беседа о важности семьи и взаимодействии всех ее членов, важности их друг для друга.

2. Коллективный проект.

Содержание: участникам предлагается совместно создать серию рисунков, коллажей на тему взаимоотношений в семье «Семейный альбом».

После того как проект реализован происходит его представление и обсуждение (обращается внимание на то, что чувствовали участники во время реализации проекта, на разных этапах совместной работы, удалось ли реализовать то, что было задумано каждым из участников. И самое главное сделать вывод на сколько важны взаимоотношения в семье, помнить о поколениях, не терять этих связей, поддерживать семейные традиции и т. д.)

3. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать, что бы в их семье…».

4. Ритуал прощания.

Занятие № 3

Тема: Семейные правила.

Цель: формировать правильное отношение к семье, ее членам, развивать способность к пониманию принятию семейных норм и правил, помочь понять свое место в семье, воспитывать ответственности к своей семье

Оборудование: ватманы 3 шт., доска, мел. Фломастеры, карандаши, клей. Заготовленные прямоугольники-«кирпичики», крыша для дома (треугольная или трапеция)2 шт.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства»

2. Сообщение темы

- семья занимает особое место в жизни каждого человека, в ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы узнаем о моральных и нравственных нормах, приобретаем манеры, привычки, соблюдаем правила проживания в семье. у каждой семьи они могут быть разными, но все семьи стараются научить вас тем правилам, которые в дальнейшем будут вам помогать жить и которым вы будете учить своих детей а они своих и т. д. и так наша игра сегодня будет проходить под лозунгом «Мой дом -моя крепость»

Участников делят на две команды. Представьте что каждая команда это семья. Вам необходимо придумать лозунг, нарисовать эмблему и выбрать хозяина дома.

3. Игра «Ассоциации»

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово семья? (каждая команда называет ассоциацию, ответы фиксируются на доске или ватмане)

- Посмотрите у нас получилась семья, похожая на солнышко, которое греет и освещает мир. А что может быть важнее для семьи, чем уютный дом где тебя все поймут, посоветуют и поддержат? Как же построить такой дом и такую понимающую друг друга семью? Конечно же надо начать с семейных правил, которые должны исполнять все члены семьи и учить этому других! Я предлагаю вам поиграть в строителей.

4. Игра «Строители»

Каждой команде раздаются крыши и кирпичики на которых нужно написать семейные правила для создания крепкой и счастливой семьи а так же даются кирпичики с уже имеющимися написанными словами (счастье, любовь, уважение, деньги, связи, терпение, опора, ссоры, взаимопонимание). Каждой команде необходимо построить дом (наклеивая кирпичики на ватман). Фундаментом дома будет то, что вы считаете самым важным, чтобы семья была счастливой, а стены будут построены их семейных правил способствующих счастью, благополучию и взаимопониманию в вашей семье.

Далее каждый хозяин своего дома представляет свой проект, озвучивая то что считает самым важным и зачитывая семейные правила.

Итог: что полезного отметили для себя, что было интересно, что узнали? И т. д.

5. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать, что бы в их семье…».

6. Ритуал прощания.

Занятие №4

Тема: Погода в доме- обучение навыкам бесконфликтного общения

Цель: закрепить представление о семье, ее значимости в жизни каждого. Способствовать пониманию важности положительных взаимоотношений в семье, развивать чувство принадлежности и ответственности за семью. Способствовать формированию навыков бесконфликтного взаимодействия в семье.

Оборудование: кукольный театр «Волк и семеро козлят», листы А4 по количеству участников, карточки-подсказки с надписями положительных и отрицательных факторов, карандаши, ручки по количеству участников, заготовленные изображения солнышек и капель дождя в неограниченном количестве, клей, ларец.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

2. Сообщение темы

-Сегодня мы поговорим о том как важен климат в семье, какая семья лучше конфликтная (там где каждый живет интересами других) или наоборот сплоченная и дружная.

Какие чувства мы переживаем рядом с близкими людьми?

Почему возникают отрицательные чувства и из –за чего они возникают?

Какие положительные чувства вы переживали в своих семьях?

Нужны ли положительные и отрицательные чувства и для чего? Чему мы учимся переживая их?

2. Упражнение «Дом счастливой семьи»

Участникам предлагается на вырезанных солнышках выбрать из списка и написать слова и выражения которые отображают семейное счастье «Хорошую погоду в доме» а на капельках дождя те которые отображают «Плохую погоду в доме». Хорошую погоду наклеивают во внутрь изображенного детьми на листе А4 модели дома, плохую за его пределы.

Оскорбления

унижения

безразличие

хамство

зависть

грубость

жестокость

жадность

Каждый зачитывает какие чувства и поведение он пустил в свой дом а какие нежелательны в доме и объясняют почему.

3. Упражнение «Помощь мудреца» авторская разработка

В роли мудреца выступает взрослый, а остальные дети в роли задающих вопросы или помощников мудреца. Участникам раздаются персонажи из кукольного театра (7-ро козлят). Мама-коза достается взрослому (акцентируется на мудрость козы, помощники это козлята, а участник рассказывающий историю берет себе персонаж волка. Предлагается вспомнить историю из своей семьи в которой «Плохая погода» заглянула в дом, рассказать как поступил сам рассказчик или члены его семьи, послушать совета мудреца и его помощников, выбрать как бы он поступил сейчас или предложить свой иной вариант бесконфликтного разрешения ситуации. (на место Волка может сесть любой желающий или каждый в зависимости от времени).

- Помните какие отношения в семье, такой она и будет и зависят отношения не только от взрослых или детей, а от всех кто живет в семье.

4. Упражнение «Солнышко»

Раздаются заранее приготовленные листки с изображением солнца.

- В центре солнца напишите свое имя и имена своих близких, а на лучах необходимо перечислить за что вы любите своих родных.

5. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать, что бы в их семье…».

6. Ритуал прощания.

Занятие №5

Тема: Семейные ценности

Цель: сформировать представление о семейных ценностях, о необходимости уважительного отношения между детьми и родителями. Установка на нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада.

Оборудование: м\ф «Король лев», ларец, техническое обеспечение.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

2. Сообщение темы

- сегодня мы с вами поговорим о семейных ценностях, кто знает, что это такое? Ответы участников записываются на доске или ватмане.

-Для чего они нужны?

- Какие семейные ценности и традиции есть в вашей семье?

3. просмотр М\Ф «Король лев».

Обсуждение м\ф с уклоном на то, о каких семейных ценностях идет речь.

Выводы «Семья не может быть полноценной без семейных ценностей и традиций»

4. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать, что бы в их семье…».

5. Ритуал прощания.

Занятие №6

Тема: Семейные роли, обязанности.

Цель: Усиление представлений о поло-ролевом поведении, принятие поло-ролевой идентификации. Формировать ответственное отношение к семейным обязанностям.

Оборудование: бланки с заданиями для работы, листы для записи, ручки или простые карандаши, доска, мел, бланки с советами.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия «Радость встречи».

2. Упражнение «Дополни предложение».

Участникам группы раздаются для заполнения бланки с заданием. Задание: вставить в каждое предложение, подходящее слово из списка.

Список слов: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, я (свое имя, кто-то, каждый.

___ часто улыбается

___ умеет командовать

___ часто дает советы

___ меня понимает

___ думает, что я еще маленький (ая)

___ напоминает о том, что нужно сделать

___ часто говорит, что я делаю что-то не правильно

___ интересуется моими делами

___ часто обижается

___ любит играть со мной

___ часто сердиться

___ часто напоминает о том, что старше меня

___ хорошо относится к людям

___ умеет внимательно слушать

___ говорит, что заботиться обо мне

___ считает, что я молодец.

3. Дискуссия после выполнения задания на тему «Качества присущие мужчинам и женщинам»

(все названное членами группы фиксируется на доске, а членами группы в своих листах)

4. Дискуссия на тему «Обязанности в семье»

(все названное членами группы фиксируется на доске, а членами группы в своих листах)

5. Прочтение советов:

- если хочешь, чтобы в семье тебе было хорошо, а всем членам семьи было хорошо с тобой, то запомни некоторые советы:

* обращай внимание на настроение и чувства своих близких и умей выражать свои чувства.

* уважай своих родителей, прислушивайся к их советам.

* старайся не только получать тепло и заботу от близких, но и сам дари им свое хорошее настроение и поведение.

* если ты будешь помогать своим родителям в их хозяйственных хлопотах, то у них освободится время, чтобы поиграть и позаниматься с тобой.

* не забывай о волшебных словах «пожалуйста» и «спасибо».

* говори родителям что ты их любишь, они будут счастливы.

6. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать, что бы в их семье…».

7. Ритуал прощания.

Занятие № 7

Тема: Семейный репортаж

Цель: способствовать пониманию и ориентации на смысл и характер человеческих взаимоотношений, способность осмысленно ориентироваться на позицию другого человека. Формировать способность выстраивать положительные взаимоотношения в семье. Воспитывать чувство привязанности к членам семьи. Формировать ответственное отношение к семейным обязанностям. Осознание значимости семьи в своей жизни.

Оборудование: колода специально приготовленных карт, лист с обозначениями ситуаций в зависимости от масти карты, листы А4 по количеству участников, фломастеры, карандаши простые и цветные, ластик.

1. Ритуал приветствия

2. Сообщение темы

- Сегодня мы будем вести необычный репортаж об одной семье, расскажем историю ее жизни, о всех радостях и невзгодах и как семья с ними боролась и при этом осталась дружной.

3. Упражнение «Наш рассказ о семье»

(Участники группы садятся в круг, перед ними выкладывается колода карт. Заранее оговариваются значение карт, для удобства можно записать на доске: пример- король это отец, червовая королева мать, трефовая королева бабушка; туз пиковый- беда, туз бубновый- радость и т. д. психолог заранее складывает карты в правильном порядке, таким образом формируя заранее сюжет и положительный результат рассказа. Рассказ начинается со слов «Жила была одна семья, жили они дружно в одном доме»).

4. Дискуссия на тему: Какой вы хотите видеть свою собственную семью в будущем?

5. Рисунок «Моя будущая семья»

(рисунки вывешиваются на выставку)

6. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать, что бы в их семье…».

7. Ритуал прощания.

Занятие № 8

Тема: Картинки семьи- раскрашены любовью

Цель: вызвать позитивные чувства, воспитывать чувство привязанности к членам семьи. Осознание значимости семьи в своей жизни.

Оборудование: листы А4 по количеству участников, фломастеры, карандаши простые и цветные, ластики, краски, текст стихотворения «Правила крепкой семьи» по количеству участников.

Задание1: участникам предлагается зарыть глаза и представить членов своей семьи одним из цветов радуги и поделиться со всеми в какой цвет раскрашены член его семьи и почему (рассказать о своих чувствах).

Задание 2: нарисовать «Семейный портрет» в рамочке из цвета или нескольких цветов радуги.

Из всех рисунков устраивается выставка, участникам предлагается полюбоваться рисунками, делается акцент на чувствах которые они испытывали при рисовании и при просмотре «Семейных портретов»

3. Ведущий читает стих «Правила крепкой семьи»

Крепка бывает та семья,

Где нет владений буквы Я.

Где правит только слово МЫ,

Где есть совместные мечты!

(стих раздается всем участникам как памятка).

4. Упражнение: «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать, что бы в их семье…».

5. Ритуал прощания.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Мир вокруг тебя» Дмитриева Оксана Владимировна воспитатель МКДОУ Д/с№172 г. Новосибирск «Мир вокруг тебя» (из опыта работы) Человек- часть природы: он не.

Игра-занятие «Мир вокруг нас» Цель: закрепить знания детей полученные в ходе проекта. Продолжать приобщать детей к миру живой и неживой природы, воспитывать заботливое,.

Лэпбук «Мир вокруг нас»Лэпбук «Мир вокруг нас» Цель: знакомство с окружающим миром через использование нетрадиционных методов коррекционной работы Задачи: -вызвать у детей интерес к.

Методическая разработка цикла занятий Методическая разработка цикла занятий по познавательному и художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Мой первый мультфильм».

Методическая разработка программы по ПДД Актуальность выбранной темы: Актуальность данной работы обусловлена статистикой, свидетельствующей о росте ДДТТ. Важно не только оберегать.

Открытое занятие «Мир вокруг меня» по теме «Дикие животные» Открытое занятие «Мир вокруг меня» (по теме «Дикие животные») Цель: Расширять представления детей о животном мире, взаимосвязи природы и.

Программа «Мир вокруг меня» по формированию социально-адаптированной личности детей дошкольного возраста ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ СО ЕРЦ.

Опыт работы по экологическому воспитанию «Мир вокруг меня» Человек- часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить.

Устный журнал «Мир вокруг нас» Определенный интерес у дошкольников старшего возраста может вызвать такая форма занятия, как устный журнал. Например на тему: «Мир вокруг.

Экспериментальная деятельность «Мир вокруг нас»Экспериментальная деятельность «Мир вокруг нас» Проращивание семян пшеницы и ячменя. Данная исследовательская работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка занятий к третьему блоку программы «Я и мир вокруг меня»
Опубликовано: 31 августа 2018 в 12:58
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка занятий к третьему блоку программы «Я и мир вокруг меня»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Надолинская (УИ 1631637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД