Анна Надолинская
Разработка занятий к первому блоку программы «Я и мир вокруг меня»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка занятий по программе «Я и МИР вокруг МЕНЯ»
I-й блок (личностный)
«Я и МОЙ МИР»
Цель блока : формирование личностной компетентности
Часть1 «Я своими глазами и Я глазами других»
Занятие№1
Тема: Здравствуй мое «Я»- я тебя понимаю.
Цель: развитие стремления к самопознанию, понимание собственных чувств и чувств других, развитие позитивного отношения к себе и другим.
Оборудование: бланки с изображением человека, цветные карандаши, пиктограммы стандартных чувств
Публикация «Разработка занятий к первому блоку программы „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Упражнение: «Это - Я»
Участникам раздаются бланки с изображением человека и дается задание подумать и написать из чего состоит мир человека внутри него.
(тренер помогает прийти к правильным выводам, что это чувства, эмоции, характер, темперамент.)
3. Проводится беседа:
- Каждый из людей испытывает различные чувства. Какие вы знаете чувства?
Чувства каждого человека уникальны. Каждый имеет право чувствовать по своему.
- Назовите неприятные чувства. Когда люди испытывают их? Приведите пример когда вы испытали такое чувство.
-Назовите приятные чувства. Когда люди их испытывают?. Приведите пример, когда вы испытывали приятные чувства.
4. «Работа с пиктограммами»
Задание: сравнить чувства на фотографиях людей и подобрать их на пиктограммах, соединить фотографии и чувства, назвать причины возникновения данных чувств.
5. Упражнение: «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
6. Ритуал прощания.
Занятие№2
Тема: Эмоции и чувства.
Цель : научить понимать взаимосвязь эмоций и чувств как собственных, так и окружающих, а так же взаимосвязь поведенческого отреагирования в зависимости от настроения, развитие позитивного от ношения к себе и окружающим, принятие себя и своего опыта, способствовать развитию самопознания. Развитию самоконтроля.
Оборудование: бланк для выполнения задания, ручки по количеству участников. Карточки для заполнения «Калейдоскоп эмоций»
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Озвучивание темы
- мы уже знаем,из чего состоит наш внутренний мир (повторение предыдущей темы).
Мы все испытывает в разных ситуациях, совершенно разные чувства, при чем, одни люди их испытывают сильнее, а другие более поверхностно, и выражать чувства могут тоже по разному, одни выразительно, а другие не очень выразительно.
3. Упражнение «Разные чувства»
Участникам предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение.
«Бывают чувства разные»
1. Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные
Сердечные, забавные
Сердитые и славные
Веселые, печальные
Игральные, молчальные
2. Попробуй улыбнуться,
как клоун на манеже,
и робко потянуться,
как маленький подснежник.
3. Попробуй рассердиться,
Как злющая оса
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса.
4. Попробуй шею важно,
Как лебедь выгибать –
Все скажут: «Он отважный!»
И будут уважать.
- Давайте вспомним, какие еще бывают чувства и как выглядят при этом эмоции на лицах людей
4. Упражнение «Калейдоскоп эмоций»
Дети должны сопоставить чувства и эмоции проведя к соответствующим эмоциям и чувствам соединяющие линии.
- В разных ситуациях мы чувствуем себя по- разному. Вот сейчас мы узнаем, в каких ситуациях и как вы себя чувствуете.
5. Упражнение «закончи фразу».
Я чувствую себя уверенно когда___
Я чувствую себя веселым ___
Я чувствую себя грустным___
Я чувствую себя несчастным___
Я чувствую себя сердитым___
Я чувствую себя счастливым___
Я чувствую себя добрым___
Я чувствую себя спокойно___
Я чувствую себя в опасности___
Я чувствую себя защищенным___
Я чувствую себя победителем___
Я чувствую себя как герой___
Дети по очереди зачитывают что они написали.
6. Упражнение: «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
7. Ритуал прощания.
Занятие№3
Тема: Такие разные характеры.
Цель : познакомить с различными типами характперов, и темпераментьов, учить понимать собственный характер и характер других, принимать себя и окружающих, развивать чувство толерантности, эмпатии, развивать уверенность в себе, способствовать развитию самопознания.
Оборудование: текст сказки «Альпинисты», карточки для раскрашивания, с изображением героев сказки., бланк с перечисленными чертами характера, цветные карандаши, ручки
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Озвучивание темы
-На прошлых занятиях мы говорили об эмоциях и чувствах, а сегодня поговорим о характерах и темпераменте. Каждый из вас имеет свой характер и темперамент, вот посмотрите внимательно на картинки, и послушайте какие бывают темпераменты, а после определите, кому из человечков какой темперамент подходит и определите их имена.
3. Ведущий читает сказку «Альпинисты»
Жили-были четыре смешных маленьких человечка. И именно у них тоже были смешные имена. Звали их: Хол, Сан, Мел и Флег. Все они были хорошие, добрые, вместе играли, умели дружить. Но если принимались за какое-нибудь трудное дело то вели себя по-разному. Однажды они отправились в путешествие. Пока их дорога проходила через красивый луг, покрытый цветами, они дружно шли все вместе, держась за руки. Но вот дорогу им преградила высокая гора. И это препятствие показало, какие они разные.
Мел сказал тихим голосом:
«Я на гору не пойду,
Вдруг с горы я упаду»
А Сан бодро заявил:
«Я вершины не боюсь
До нее я доберусь!»
Флег задумался и сказал:
«Что мне делать –
Я не знаю,
Гору вижу и зеваю…»
Но тут вперед вырвался бесстрашный холл
И громко затороторил:
«Вам меня не удержать,
Буду гору покорять.
Ой! Бегом! Вперед! Скорей!
Обгоню я всех друзей!»
(Участники группы выполняют ранее данное задание).
- Давайте подумаем и скажем, что произошло с друзьями дальше?
- А кто из вас честно скажет, кто из вас на кого из героев больше похож? Почему?
-У каждого из вас есть свой характер Тоесть определенные личностные черты или как их еще называют качества.
- Какие вы знаете качества личности?
(участники группы называют качества, тренер им помогает)
- Назовите, какие вы знаете положительные качества?
- Назовите, какие вы знаете отрицательные качества?
- Какие качества помогают, а какие мешают? Почему?
4. Упражнение «Качества моего характера».
Задание: 1. в данном бланке подчеркнуть те качества, которыми вы обладаете
2. раскрасить квадратик рядом с теми качествами, которые ты хочешь иметь
3. раскрасить кружочек рядом с теми качествами которые как ты считаешь видят в тебе другие.
(участникам группы выдаются для заполнения бланки с перечисленными в них чертами характера)
- Так как каждый из вас обладатель определенных качеств, то соответственно и ведете вы себя в разных ситуациях по-разному. Кому -то это нравиться, кому-то нет.
5. Упражнение «Горячий стул»
На середину ставится стул. Каждый участник по одному садится на этот стул, а все остальные участники группы должны у каждого сидящего на стуле выделить его сначала отрицательные черты характера и манеры поведения, а затем положительные и сообщить ему об этом.
6. Упражнение: «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
7. Ритуал прощания.
Занятие № 4
Тема: Особенности и важность индивидуальности
Цель: развитие стремления к самопознанию, закрепление полученных знаний о эмоциональном мире людей, развитие уверенности в себе, принятие самого себя и своего опыта, принятие других, развитие самоконтроля и эмпатии, способность замечать собственные манеры поведения, характер, темперамент и характер, темперамент окружающих.
Оборудование: листы А-4 по 3 на каждого участника группы, цветные карандаши, ластик, простые карандаши, бланки с заданиями на каждого участника.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Озвучивание темы
- Помимо чувств которые мы все испытываем, эмоций которые выражаем, характера и темперамента, у каждого из нас есть собственное «Я», то есть это то что делает нас уникальным, отличает от других. Наше внутренне «Я» может носить положительный а может иметь отрицательный характер. сейчас мы проведем упражнение которое поможет вам самим лучше узнать свое «Я», когда, каким оно бывает и при каких условиях или обстоятельствах.
3. Упражнение «Кто Я?»
Участникам раздаются бланки и предлагается ответить на вопросы продолжив фразу
- я словно птичка потому что…
-Я превращаюсь в тигра когда….
-я могу быть ветерком, потому что….
- Я словно муравей, когда….
- Я стакан воды….
- Я чувствую что я кусочек тающего льда…
-Я прекрасный цветок…
-Я чувствую, что я скала…
-Я сейчас лампочка….
-Я словно рыба…
-Я тропинка….
-Я песенка…
-Я мышь…
-Я словно макаронина….
-Я светлячок…
- Я интересная книжка….
(дети по желанию зачитывают то что написали о себе, идет сравнение при каких обстоятельствах все себя могут чувствовать одинаково или по разному и какие все разные).
- но наше «Я» можем знать и наблюдать не только мы сами, нас еще воспринимают и другие люди, и мы им не всегда можем показаться такими какие мы есть на самом деле, но это все зависит только от нас самих.
4. Упражнение «Мое Я»
Инструкция участникам группы: «Нарисуйте себя такими, какими вас видят другие, нарисовать себя такими какими они хотят стать, нарисовать себя такими какие они есть»
( После каждого рисунка проводится беседа по вопросам: Относительно первого рисунка- Чьими глазами ты смотрел? Как давно появился этот образ? (сколько лет тебя таким видят, какие различия есть в том каким тебя видят разные люди? Что бы ты хотел изменить в этом рисунке? Относительно второго рисунка- Расскажи когда ты станешь таким, как на рисунке? Что тебе поможет стать таким? А что может помешать? Кто тебя станет одобрять, когда ты станешь таким? А кто не изменит к тебе отношения? Относительно третьего рисунка- Что тебя отличает от других людей? Что чувствует человек на этом рисунке? Как можно изменить рисунок, чтобы человеку на рисунке стало лучше? (этот вопрос задается при необходимости).
5. Упражнение: «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
6. Ритуал прощания.
Часть 2 «Мои мысли, желания, возможности»
Занятие № 1
Тема: Наши мысли, настроения, поступки.
Цель: помочь расширить представления о себе, помочь понять взаимосвязь мыслей, поступков и настроений. Способствовать развитию мотивации к самовоспитанию, развивать самоконтроль.
Оборудование: текст рассказа «Дракончик Памси», 3 стакана с водой, блески, кусок глины или земли, или черную краску. Доска и 2 куска разного цветом мела или ватман и 2 разноцветных фломастера.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Озвучивание темы, прочтение рассказа о драконе Памси «Такие разные мысли Памси»
– У каждого из нас есть свои мысли, какие-то желания, но у всех у нас разные возможности. И именно возможности мы должны учитывать при достижении своих желаний. Но нам даны еще самые главные наши помощники- это наши мысли. Вот послушайте один рассказ.
«Памси и его мысли»
Жил один дракончик, его звали Памси. Ему было семь лет, и он уже умел считать, писать и читать книги. Он жил в пещере, которая находилась рядом с прекрасной поляной и Памси выучил все названия цветов растущих на поляне и все цвета радуги, которая появлялась над поляной после дождя. Но самое ценное, что было у Памси, это его мысли. Они были такие разные. Одни были похожи на яркий, красочный салют и тогда Памси было весело и его мысли были светлыми, веселыми. А сам Памси их называл радостными. Другие мысли были похожи на тихое прозрачное озеро. И тогда Памси чувствовал себя спокойно, уверенно. Но были еще одни мысли. Они были похожи на грязную, черную, мерзкую лужу. И когда его посещали такие мысли, Памси чувствовал себя просто отвратительно. Ему было очень грустно, так плохо, что не хотелось ни с кем разговаривать. Памси называл такие мысли гадкими.
(перед группой ставятся три стакана с водой. В первый опускают блестки и размешивают- мысли похожие на салют; второй остается не тронутым- мысли как озеро; в третий опускают кусок глины и размешивают до растворения- мысли похожие на грязную лужу, гадкие).
3. Упражнение «Мысли которые помогают и мысли которые мешают»
- Бывают мысли, которые нам помогают а бывают и мешают нам. Посмотрите на этот плакат и постарайтесь определить какие мысли являются помощниками, а какие только мешают. Возьмите листы бумаги, разделите их на пополам и впишите в два столбика помогающие и мешающие мысли.
- Объясните почему вы выбрали именно такие мысли?
- Бывают ли у вас такие мысли?
- Приведите примеры разных своих мыслей, когда, в каких ситуациях они вас посещают?
- Какие чувства вы испытываете, когда у вас хорошее настроение?
- Какие чувства вы испытываете, когда у вас плохое настроение?
- Как вы справляетесь с плохими мыслями?
4. Правило: «Как справиться с плохими мыслями»
- Если вас посетили плохие или даже отвратительные мысли, то закройте глаза и вспомните о чем-то очень приятном, представьте самое лучшие место на земле, где вам хорошо и уютно, или самого любимого вами и любящего вас человека и широко улыбнитесь ему. Вы сразу почувствуете как ваше настроение становиться лучше, а плохие мысли улетучиваются.
5. Упражнение: «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
6. Ритуал прощания.
Занятие № 2
Тема: Как управлять мыслями.
Цель: закрепить понимание взаимосвязи мыслей, желаний и поступков, закрепить способность изменять свои мысли и поступки. Способствовать углублению процессов самораскрытия, способствовать развитию саморегуляции. Укрепление чувства собственного достоинства.
Оборудование: бланки с заданиями по количеству участников, цветные карандаши, ручки, детский не большой мяч.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Озвучивание темы
-Сегодня мы поговорим как взаимосвязаны наши мысли и желания, научимся ими управлять.
3. Упражнение: «Мои мысли, желания»
(участникам группы для работы раздаются бланки с заданиями).
Задание: представь, что человек, изображенный на рисунке, - это ты. Дорисуй части лица и детали одежды. Прочитай что написано внутри шариков. Раскрась шарики, которые понравились, и «возьми их себе» - проведи линии от шариков к рукам нарисованного человечка.
(после выполнения задания возможен вариант обсуждения работы).
4. Игра: «Я могу».
Участникам группы предлагается сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить что-то хорошее о себе, если кто-то затрудняется с ответом, остальные участники группы должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.
5. Игра: «Никто не знает…»
Участники садятся в круг. У тренера в руках мяч.
- Сейчас мы будем друг другу бросать мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «никто не знает, что я (или у меня…»
(каждый должен сказать о своей самой лучшей отличительной от всех особенности, о мечте).
6. Упражнение: «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
7. Ритуал прощания.
Занятие № 3
Тема: Секреты моего «Я»
Цель: закрепить представление о себе, способствовать формированию способности к самопознанию и самовоспитанию. Учить ассоциировать себя с окружающем миром.
Оборудование: журналы с изображением людей, предметов и т. д., цветные карандаши, краски, ножницы, клей, листы для черчения или А-3 на каждого участника.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Озвучивание темы
-Сегодня каждый и вас создаст волшебный коллаж своего «Я», это все будет только о вас, вы сможете с помощью коллажа и ассоциаций рассказать нам о себе, своих мечтах, успехах, увлечениях, о своем характере, о любимых занятиях, людях и т. д.
3. Коллаж на тему «Знакомьтесь, это Я»
(выставка, представление и обсуждение коллажей)
4. Упражнение: «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
5. Ритуал прощания.
Занятие № 4
Тема: «Я»- моя вселенная.
Цель: закрепить способность видеть в себе индивидуальные особенности, понимать собственные чувства, желания и определять реальные свои возможности. Укрепление чувства собственного достоинства, уверенности в себе.
Оборудование: бланки для работы, цветные карандаши, фломастеры, ручки по количеству участников.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».
2. Озвучивание темы
- Сегодня мы продолжим познавать свое «Я» и знакомить с ним других участников занятия.
3. Упражнение: «Моя Вселенная».
Участникам группы раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа надо нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать буковку «Я». затем от этого «Я»- центра Вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам:
- мое любимое занятие
- мой любимый цвет
- мое любимое животное
- мой лучший друг
- мой любимый звук
- мой любимый запах
- мой любимый запах
- моя любимая игра
- моя любимая одежда
- моя любимая музыка
- мое любимое время года
- мое любимое время года
- что я больше всего на свете люблю делать
- место где я больше всего люблю бывать
- мой любимый певец или группа
- мои любимые герои
- я чувствую у себя способности к
- человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете
- лучше всего я умею
- я знаю, что смогу
- я уверен в себе потому что
Взрослый говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо, веселее и радостнее жить. Все мы с вами заслуживаем уважения.
4. «Мой портрет в лучах солнца»
- Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?»
10. Упражнение «Волшебный ларец».
По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».
11. Ритуал прощания.