Татьяна Головкова
Проектная деятельность «Правильное питание» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы - то самое время, когда у ребят вырабатываются базовые предпочтения к еде, создается основа для гармоничного развития.
Темочки:
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Подготовительная группа
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития.
Ход проекта направлен на представления и умения о культуре питания, здоровой и полезной пище.
Проблема: дети недостаточно владеют информацией по культуре питания, здоровому образу жизни. Работая детском саду не один год и наблюдая за детьми, я заметила, что большинство детей отдает предпочтение «вредной» пище. Многие дети имеют проблемы с избыточным весом, но родители в этом не видят ничего страшного. Для них показатели: «круглые щечки», отменный аппетит – норма хорошего здоровья.
Цель проекта : формирование у детей элементарных знаний о вкусной и полезной пище; изучение принципов правильного питания.
Задачи:
- развивать и пополнять знания детей о полезных продуктах;
- учить детей бережному отношению к своему здоровью через привитие понятий о вкусной и здоровой пище, правилах здорового питания;
- воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
Гипотеза: правильное питание помогает снижению лишнего веса.
Характеристика проекта
Вид проекта : информационно-исследовательский.
По продолжительности: краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Процесс познания происходит в предметно-наглядной форме, когда дети непосредственно видят, слышат, осязают, чувствуют окружающий мир, так приходит понимание истинных ценностей, понимание здорового образа жизни, понимания культуры питания.
Методы реализации проекта : наблюдение, опрос, консультация, фотографирование, беседа, чтение, игры.
Целевые ориентиры: освоение доступных знаний о правильном питании, полезных и вредных продуктах; приобретение детьми навыков правильного питания, проявление внимания к своему здоровью.
Этапы реализации проекта
I этап – организационный
Подбор наглядных и дидактических материалов: тематические картинки, настольно-дидактические игры по теме, лото.
Подбор литературы, предварительное чтение: стихотворения, рассказы, загадки по теме, пословицы.
Подготовка материалов для организации творческой и информационно-исследовательской деятельности : атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Кухня», «Магазин».
II этап – основной
Проведение мероприятий с детьми по плану реализации проекта :
1. Организация и проведение занятий по образовательной области «Познавательное развитие» «Ребёнок и общество» : «Рациональное питание», «Режим питания», «Пирамида питания», «Витамины и полезные продукты», «Приготовление салата».
2. Детское экспериментирование:
«Приготовим суп», «Составь блюдо», «Фруктовый салат».
3. Использование компьютерных презентаций:
«Пирамида питания», «Полезные и вредные продукты», «Витамины».
4. Чтение художественной литературы, пословиц, загадок:
«Продукты питания», «Овощи и фрукты»; чтение Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
5. Познавательные беседы:
«Польза овощей и фруктов», «Что я люблю, есть», «Питание и здоровье».
6. Использование словесных, дидактических игр:
«Полезные и вредные продукты», «Узнай блюдо», «Узнай по описанию», «Доскажи словечко»
7. Активное участие родителей, специалистов в рамках реализации проекта :
-творческое задание (совместно с родителями) «Составление полезного и вкусного меню на один день»;
-анкетирование родителей по вопросам, позволяющим изучить культуру правильного питания семьи;
-консультация «Как формировать у ребенка привычку правильно питаться»;
-памятки для родителей «Правильное питание детей», «Кладезь витаминов», «Сбалансированное питание – основа здоровья ребенка».
III этап - заключительный
-диагностика, анкетирование, подведение итогов работы с детьми и родителями по данной проблеме.
Предполагаемый результат:
- дети должны получить элементарные представления о значении правильного питания в жизни человека;
- родители обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более сбалансированным, витаминизированным и полезным, узнают о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих полезных блюдах.
Деятельность родителей в реализации проекта :
- Беседы с детьми.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Выполнение домашнего задания совместно с ребенком.
Деятельность воспитателя в реализации проекта :
1. Разработка конспектов занятий, организация экскурсии, проведение бесед, подбор художественной литературы.
2. Оформление выставки детских работ, информационных стендов.
3. Разработка домашнего задания для родителей.
4. Разработка консультаций для родителей.
Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта
Формы организации Содержание
Познавательные занятия «Питание и здоровье», «Принципы питания», «Пирамида питания», «Витамины – наши друзья»
Целевая экскурсия В медицинский кабинет ДОУ
Беседы «Умеем ли мы правильно питаться», «Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты», «Здоровая пища для всей семьи»
Дидактические игры «Полезные и вредные продукты», «Узнай блюдо», «Узнай по описанию», «Доскажи словечко», «Составь блюдо»
Художественная литература Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Рассматривание Набор карточек из серии «Еда и напитки», «Продукты питания, «Овощи»
Практическая работа «Нарисуй продукты, полезные для здоровья»
Работа с родителями Анкетирование родителей по вопросам, позволяющим изучить культуру правильного питания семьи.
Подготовить памятки для родителей:
- «Правильное питание детей»;
- «Кладезь витаминов»;
- «Сбалансированное питание – основа здоровья ребенка».
Выполнение домашнего задания совместно с детьми («Составление полезного и вкусного меню на один день»)
Заключение
Здоровье детей – самое ценное, что у нас есть. Здоровье ребенка и его самочувствие во многом зависят от рационального питания; сколько пищи, в какой последовательности и в какое время суток он получает. Обеспечив полноценное и сбалансированное питание, мы в значительной мере сможем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, оказать существенное влияние на иммунитет ребенка, создать условия для их нервно-психического и умственного развития.
Поэтому в своем проекте я достигла главной цели – рассказала о правильном питании, как одной из составных частей здорового образа жизни, необходимости и важности соблюдения режима питания. Умения выбрать самые полезные продукты для здорового питания.
Все перечисленные формы и методы работы помогут сформировать у старших дошкольников сознательное отношение к питанию и соблюдению режима дня, научить его осмысленно относиться к еде, рассматривать ее не только как процесс удовлетворения биологических потребностей, но и как своеобразную часть культуры, привить детям привычку правильно питаться и вести здоровый образ жизни.
Список литературы
1. Борисова, Т. Н. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через воспитание культуры здорового питания / Т. Н. Борисова // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 2. - С. 39-42.
2. Капустина, Н. Г. Проблемы культуры питания в дошкольном возрасте и пути их решения / Наталья Геннадьевна Капустина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 8. - С. 6-11.
3. Корнилова, И. Веселое меню: цикл занятий для старших дошкольников в рамках программы "Разговор о правильном питании" / Ирина Корнилова // Здоровье детей - Первое сентября. - 2016. - № 2. - С. 12-15.
4. Лебедева, Л. Жил-был апельсин: занятие для дошкольников подготовительной группы / Любовь Лебедева, Фелицата Маркина // Здоровье детей - Первое сентября. - 2015. - № 11. - С. 16-19.
5. Макеева, А. Г. Формирование основ культуры питания у дошкольников / Александра Германовна Макеева // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 8. - С. 22-27.
6. Маталыгина, О. А. Как сформировать у ребенка навыки здорового питания / О. А. Маталыгина // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 4. - С. 4-7.
7. Ошкина, А. А. Формирование у дошкольников представлений о рациональном питании как элементе здорового образа жизни / Алла Анатольевна Ошкина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 8. - С. 28-35.
8. Сковорода, Е. Играя, учимся вести себя за столом / Е. Сковорода // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 11. - С. 120-122.
9. Соколова, Е. Как питаешься, так и улыбаешься: формирование основ культуры здорового питания у детей старшего дошкольного возраста / Е. Соколова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 18-25.
Приложение 1
Конспект занятия
Тема: «Питание и здоровье»
(подготовительная группа)
Цель: формирование у детей представления об основных принципах рационального питания, привитие навыков здорового образа жизни.
Ход занятия:
1. Рассказ воспитателя.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правильном питании. Я познакомлю вас с основными принципами рационального питания.
В процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Для этой работы нужен строительный материал, который можно получить только в результате питания. Очень важно обеспечить поступление в организм необходимых пищевых веществ в определенном количестве и в нужное время.
Рациональное питание – это соблюдение трё х основных принципов:
1. Регулярность.
2. Дробность.
3. Режим питания.
Остановимся подробнее на режиме питания. Регулярность – первое правило режима питания. У ребенка должна быть выработана привычка есть в определенное время суток, это имеет большое значение для подготовки организма к приему и перевариванию пищи.
Второе правило режима питания – его дробность в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и опасно для здоровья. Здоровому человеку рекомендуется, как минимум, трех- или четырехразовое питание, а именно: завтрак, обед, полдник и ужин. Набор продуктов при каждом приеме пищи должен быть сбалансирован, содержать белки, жиры, углеводы, витамины и минералы.
Много людей вместо обеда обходятся пирожными, булочками ил сдобами. Это серьезное нарушение режима питания. Если организм получает преимущественно углеводы, часть из которых преобразуется в жиры, то это человеку грозит ожирением.
Правильно организованное питание имеет большое значение для нормального роста и развития ребенка. В детском саду мы питаемся правильно : прием пищи пять раз в день. В наше меню входят все необходимые для детей калории и витамины.
Разнообразие полезно для здоровья.
2. Игра «Что нам дарит еда?»
Воспитатель : Я буду называть слова, а вы должны выбрать те слова, которые дают правильный ответ на поставленный вопрос и хлопнуть в ладоши. Итак, начинаем игру, слушайте внимательно. Воспитатель называет слова : здоровье, сила, болезни, усталость, хорошее настроение, бодрость, вялость, рост, ожирение, раздражение, радость и др.
3. Беседа по вопросам.
- Как вы думаете, может ли какая-нибудь еда вылечить человека? Из каких продуктов можно приготовить эту еду?
- Что значит здоровые продукты? Какие продукты называют вредными?
- Из каких продуктов готовят еду у вас дома?
4. Игра-представление «Советы Феи питания».
К детям приходит Фея питания с волшебной палочкой, и на каждый совет она взмахивает этой палочкой (воспитатель в колпаке с украшенной палочкой).
1. Если, дети, вы хотите
Пользу от еды иметь,
Нужно знать, какую пищу
И в какое время суток предпочтительнее есть.
2. Если стройным быть желаешь –
Ешь побольше овощей.
От пирожных, шоколада
Откажись тогда вообще.
3. Меньше нужно есть мучного,
Больше фруктов – и тогда
Будешь ты всегда здоровым,
Пользу принесет еда.
4. Выбирай банан, орехи,
Цитрус, творог, молоко,
В спорте ждут тебя успехи
Рост и сила – ого-го!
5. Важно, чтобы даже в будни
Стол красиво был накрыт.
И тогда любое блюдо вызовет твой аппетит.
6. Пищу нужно есть спокойно,
Не спеша её жевать.
Это очень не пристойно –
Целые куски глотать.
7. Не горячей, не холодной
Быть должна твоя еда.
Не вчерашней, а сегодня
Приготовлена с утра.
8. Вкусной и разнообразной
Пищей пользуйтесь, друзья.
И поверьте – не напрасно
Вам даю советы я.
9. Если вы их все учтете
И запомните, тогда
Вы быстрее подрастете –
Пользу принесет еда.
5. Рефлексия:
1. Что нового вы узнали?
2. Сколько раз надо питаться в день?
Приложение 2
Конспект занятия
Тема: «Здоровая пища для всей семьи»
(подготовительная группа)
Цель: знакомство с представлениями о правилах и принципах правильного питания.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с правилами питания.
- Познакомить с понятием «полезные - вредные продукты».
- Узнать о полезных продуктах, о правилах здорового и правильного питания.
Оборудование: картинки на тему «Продукты питания», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»; листы бумаги, цветные карандаши; кусочки хлеба, колбасы, яблоко, блюдца.
Ход:
Воспитатель : Ребята, я хочу вас познакомить с большой страной под названием «Здоровье». В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Я познакомлю вас с одним из них.
Три раза в день, а иногда и больше мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая пища.
1. Беседа по теме.
Воспитатель : Вы знаете, доктор Здоровая пища советует: чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие.
- Как вы думаете, что означает умеренность?
Сократу (философу) принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.
- Что значит разнообразие?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). (Показ картинок). Другие помогают строить организм и делать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи. (Показ картинок). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы). (Показ картинок).
- Ребята, как вы понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья».
- Подумайте, можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть только картофель, фасоль, свекла, лук и плоды шиповника.
- Какие из продуктов вы больше всего любите?
2. Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
Вырастишь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
- Скушай суп, котлетки, йогурт и еще сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет:
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальные все продукты – ерунда!
Расскажите, дети, Варе. Что же с ней произойдет,
Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?
Вопросы:
- Как бабушка встретила внучку?
- Что приготовила бабушка?
- Какие полезные и вредные продукты предложила бабушка внучке?
(Ответы детей).
3. Игра «Угадай-ка».
Воспитатель : Молоко – такой знакомый всем нам продукт. А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока? Я буду загадывать загадки, а вы должны угадать, что это за молочный продукт.
1. Я её на блин намажу,
В щи добавлю её даже. (Сметана.)
2. Есть вареники с клубникой,
И с картошкой мы едим,
Но вкуснее и полезней
Нам вареники лишь с ним. (Творог.)
3. Желтенькая собачка
На хлебе лежит. (Масло.)
4. Молоко стоит давно,
Но нам это все ровно.
Поедим, как кашу
Ложкой … (простоквашу).
5. Покупайте целый мир:
Кто «Снежок», а кто … (кефир).
7. Любят дети всей планеты
Этот сладенький продукт.
Потому что есть в продукте
Сахар, молоко и фрукт. (Йогурт.)
4. Проведение опыта (опытно-экспериментальная деятельность).
Воспитатель : Как определить, жирная ли пища?
У вас на столах лежат листы белой бумаги и стоят блюдца с небольшими кусочками разных продуктов: колбасы, хлеба, яблока. Срезанной частью нужно эти кусочки положить на лист бумаги. Через несколько минут посмотреть. Если продукт жирный, на бумаге останется жирное пятно. (Дети делают вывод).
5. Физминутка «Деревцо».
Ветер дует нам в лицо, (руки согнуть в локтях перед лицом, кистями рук легко обдуваем лицо)
Закачалось деревцо. (Руки вверх, наклоны в стороны)
Ветер тише, тише, тише. (Опускать медленно руки вниз и присесть)
Деревцо – все выше, выше. (Встать, руки поднять вверх и пошевелить пальцами рук)
6. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
Воспитатель : Ребята, на доске вы видите продукты (картинки). Вам нужно выбрать те продукты, которые вы считаете полезными для здоровья.
Полезные продукты Неполезные продукты (вредные)
Рыба Чипсы
Кефир Пепси
Геркулес Торт
Подсолнечное масло Мороженое
Морковь Шоколадные конфеты
Лук
Капуста
Яблоки, груши
7. Золотые правила питания.
Воспитатель : Сейчас я хочу вас познакомить с правилами питания.
1. Главное – не переедайте.
2. Ешьте в одно и то же время, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
3. Тщательно пережевывайте пищу.
8. Рефлексия.
1. Какие правила питания вы запомнили?
2. Что нового вы узнали о полезных и вредных продуктах?
Приложение 3
Дидактические игры
Тема: «Правильное питание»
(подготовительная группа)
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: Развитие внимания, памяти, речи. Закрепление названия овощей, фруктов и других продуктов.
1. На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый … (кабачок).
2. Хвост зеленый, красная головка,
Это остроносая … (морковка).
3. От частой поливки едва не промокла
Круглая темно-бордовая … (свекла).
4. Он красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней (помидора).
5. Любит расти на воле –
Не в саду, а в чистом поле –
Целой зарослью дремучей.
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке,
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется … (горох).
6. Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде построились грядки.
Словно в защиту ограда вокруг –
Пики зеленые выстроил (лук).
7. Он совсем не хрупкий,
Прячется в скорлупке.
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину.
Из плодов он тверже всех,
Называется … (орех).
8. Он круглый, как футбольный мяч,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз.)
9. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Держится в земле он крепко.
Что же это, дети? (Репка)
10. Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива,
Прячу светлые перчатки
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытнее я (кукуруза).
Дидактическая игра «Узнай блюдо» (игра с карточками)
Цель: по определенному набору продуктов определить готовое блюдо, развитие воображения, памяти; развитие интереса к игре
Дидактическая игра «Составь блюдо»
Цель: формирование умения составлять вкусное и полезное блюдо из овощей и фруктов. (Можно использовать для игры муляжи).
Дидактическая игра «Полезные – вредные продукты»
Цель: закрепление знаний о полезных и вредных продуктах.