Татьяна Гудкова
Разработка плана-конспекта родительского собрания «Развиваем речь, играя» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: продолжать работу по взаимодействию с родителями; познакомить с особенностями развития речи дошкольников, играми и упражнениями, помогающими совершенствовать речь ребенка; создать атмосферу эмоционального комфорта.
Структура:
1. Вступительная часть.
2. Основная часть.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Публикация «Разработка плана-конспекта родительского собрания „Развиваем речь, играя“ в средней группе» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Участники: воспитатели, родители.
Форма проведения: семинар- практикум.
Предварительная работа:
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Изготовление памятки для родителей.
3. Подбор методической литературы на тему родительского собрания.
4. Подготовка музыкального сопровождения.
5. Оформление родительского уголка по теме.
6. Выставка дидактических игр, упражнений и картотеки по развитию речи.
Ход собрания.
«Не всегда важно - что говорят, но всегда важно, как говорят» М. Горький.
1 часть. Звучит тихая музыка. (родители знакомятся с выставкой, садятся).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня наш разговор пойдёт о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Задачи речевого развития детей :
- овладение речью как средством общения и культуры.
- развитие все компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего, родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал правильную, грамотную речь. Речь взрослого должна быть спокойной, неторопливой, содержательной.
Формирование речи идё т по нескольким направлениям:
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование звуковой культуры речи.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того дети с нечёткой речью не уверены в себе, замкнуты, раздражительны, плохо вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Задержки в развитии произносительной стороны речи выражаются в том, что ребёнок не может ещё достаточно чётко произносить все звуки, правильно использовать интонационные средства выразительности. Важным этапом в формировании звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки не только изолированно, но и в отдельных словах и фразах. Чёткость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: шутки- чистоговорки, потешки и т. п. В словарной работе нужно особое внимание обратить на обогащение и активизацию словаря, что тесто связано с расширением знаний ребёнка об окружающем мире предметов, вещей, явлений. Полезны специальные игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи: на усвоение родовой принадлежности и надлежащих форм имён существительных, активизацию употребления глаголов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных. Развивая монологическую речь необходимо соблюдать структуру повествования: начало, развитие сюжета, концовка – в рассказах из своего опыта, по картинке, об игрушке. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; во время образовательной деятельности по развитию речи, а так же и на других занятиях; в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи необходимо целенаправленное обучение. Ведущим методом обучения является игровой.
2 часть.
Путешествие в мир речевых игр. (музыкальное сопровождение) На каждой остановке воспитатель проигрывает материал с родителями.
Решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Обогащение словаря происходит на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.
Остановка игра «Назови одним словом»
Яблоко, банан, апельсин – это фрукты. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе (груша, лимон). Лук, редис, картофель – это… Мяч, пирамидка, машинка – это… Ложка, тарелка, стакан – это… Юбка, брюки, футболка – это… Тапки, сандалии, сапоги – это…
«Подбери как можно больше слов- действий»
Курица что делает? - (кудахчет, клюёт, несётся) собака что делает? - (лает, охраняет, рычит) кошка что делает? - (мурлычет, царапается, играет)
Сказка - очень действенный инструмент в воспитании ребенка. Слушая сказку, ребенок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с раннего детства читают сказки, стихи, потешки гораздо быстрее начинают правильно говорить.
Остановка «отгадай загадку»
Кто-то за кого-то ухватился крепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Что же это (репка).
Я бегу, бегу, бегу,
Опоздать я не могу!
Я на волке поскачу,
На орле я полечу!
Не боюсь волны морской,
Не боюсь горы, крутой.
Я лечу, плыву, скачу, —
Всем больным помочь хочу! (Доктор Айболит).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом,
Кем же были эти
Маленькие дети? (Семеро козлят)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение - как на ладошке. Здесь на помощь придут такие игры.
Остановка речевая игра «Ветер – ветерок»
Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки.) Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш». (Дети приседают, раскачивают руками и тихо произносят звуки) Воспитатель в произвольном порядке 5-6 раз говорит «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие движения.
Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать шины. Играющие, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…»
Речевая игра «Придумай рифму»
Бы-бы-бы - на дворе стоят. (столбы) Жу-жу-жу - молоко дадим… (ежу) Лу-лу-лу - стол стоит в (углу) Ра-ра-ра –начинается … (игра) Ар-ар-ар –закипает (самовар) Са-са-са –в лесу бегает (лиса) Усь-усь-усь –на лугу пасётся (гусь).
Развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков ребёнка напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.
«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский
Остановка «Пальчиковые игры»
Массируя пальцы мы активизируем работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову; Указательный – желудок; Средний – печень; Безымянный – почки; Мизинец – сердце.
Пальчиковая игра «Замок»
На двери весит замок. Кто его открыть бы мог? Потянули, Покрутили, Постучали, И открыли. (Выполняем движения соответственно тексту)
Вывод: Ребёнок к 5 годам достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Итог родительского собрания : - родители задают вопросы на уточнение. - Рефлексия: Мне понравилось на собрании… Я узнала…. Больше всего мне запомнилось … Думаю это собрание… Раньше я не знала… Осталось не понятным… В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
Памятка «Развитие речи ребёнка»
- Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь; правильно называть их и знать, где они растут. - Знакомьте детей с трудом взрослых: врача, шофёра, повара, лётчика. Расскажите о своей профессии. - Побуждайте детей называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам : игрушки, одежда, посуда, овощи.
- Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Наблюдайте и любуйтесь ими.
- В играх вместе с детьми подбирайте к существительным признаки предметов и явлений например, ветер – сильный, холодный, пронизывающий.
- Играя, учите детей образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами: стул - стульчик, флаг – флажок. - Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием.
- Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
- Читайте детям сказки, рассказы, приучайте к обсуждению прочитанного.