Папки-передвижки

Разработка модели центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Гаврилова Юлия Анатольевна
Разработка модели центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствуют дальнейшему успешному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка.

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» учитывается:

- познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

Публикация «Разработка модели центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

- значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребёнка;

- формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

При создании центра познавательной деятельности учитывались потребности воспитанников в активной самостоятельности, творчестве и самоутверждении, соответствие материала возрасту дошкольников, а также, современные требования к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, эстетичность.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста рассматривается как эволюционный, включающий несколько стадий:

1. Любопытство. Бессознательное стремление к познанию. Ребенка привлекает занимательность, яркость, необычность самого предмета.

2. Любознательность. Ценное состояние личности. Ребенок стремится проникнуть в суть воспринимаемого, проявляет удивление, радость познания, удовлетворенность деятельностью.

3. Познавательный интерес. Направленность личности. Ребенок проявляет устойчивое внимание, стремится проникнуть в суть связей и закономерностей действительности.

4. Познавательную активность, источником которой является познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Организация деятельности детей

В направлении «Увлекательная наука» и «Опыты и эксперименты» организуется совместная деятельность педагога и детей по формированию естественнонаучных представлений о физических и биохимических явлениях (оптика, механика, звук). Экспонаты подобраны с учетом доступности в понимании детей, безопасности и легкости использования педагогом. Опытно-экспериментальная деятельность проводиться в совместной деятельности педагога с детьми в силу сложности подготовки и проведения опытов. Опыты и эксперименты - вид деятельности, который способствует пониманию детьми причинно-следственных связей и зависимостей явлений в мире природы.

В направлении «Экология» предусмотрена опытно-экспериментальная деятельность, посредством которой у детей формируются представления о свойствах и состояниях воды, воздуха, почвы, о взаимосвязях погодных условий и состоянии почвы, растений, о влиянии на предметы и объекты температуры, света, влаги и другое.

В направлении «Профессиональное ориентирование» решаются задачи по ознакомлению с профессиями, выполнение простых трудовых операций.

В направлении «Основы жизнедеятельности» задача заключается в формировании основных понятий опасных для жизни ситуаций и умений правильно вести себя в них. Детям предложены разные варианты режиссерских игр, в которых они смогут имитировать опасные ситуации и проигрывать варианты поведения в них.

Обозначенные направления реализовываются с детьми старшего дошкольного возраста.

Направление «Сенсомоторика», в первую очередь, адресовано младшим дошкольникам. Сенсорные дидактические пособия помогут усвоить сенсорные эталоны и научат оперировать ими. Организация деятельности детей предполагается в индивидуальных формах и малыми подгруппами.

Направление «Конструирование» охватывает все возраста. На начальных этапах малыши познают объемные геометрические формы, их характеристики и возможности соединения их между собой, далее через работу с планами и схемами как моделями выполняются постройки, в подготовительной группе воспитанники имеют возможномсть выполнять постройки по собственному замыслу.

Центр познавательного развития в младшей возрастной группе объединяет несколько частей:

Центр исследований

В центре созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, приобщение детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. В центре находится календарь природы, на котором расположена картина с изображением времени года; сюжетные картинки и фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; карточки с птицами, сюжетные картинки «Времена года».

В центре расположены комнатные растения с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, игры по экологии: лото, собери цветок, части дерева, накорми животных, найди маму; разрезные картинки, блоки – вкладыши.

Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта создан уголок экспериментирования. В уголке находятся леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки, емкости разной вместимости, ложки, лопатки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой.

Природный материал: камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, семена, крупы. Емкости разной вместимости, Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы, демонстрационный материал разных видов: железо, дерево, пластмасс; демонстрационный материал «Виды тканей».

Центр конструирования.

Содержимое строительного центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Так же здесь на просторных полочках размещены машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили. Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками. Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

В центре расположены:

1. Крупный строительный конструктор.

2. Средний строительный конструктор.

3. Конструкторы типа «Лего».

4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т. п.).

5. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.

6. Конструктор «крепость»

Центр «Песка и воды»

Центр «Песка и воды» помогает в организации самодеятельной игры – экспериментирования с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляем элементарные представления о форме, величине, свойствах предметов и материалов, развиваем мелкую моторику ребенка. Игры ребенка с песком и водой не только увлекают детей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы. Упражнения на поверхности воды и песка, связанные с тактильно-кинестетической чувствительностью снимают эмоциональное напряжение.

Центр познавательного развития организованый для детей средней группы и представляет собой объединение нескольких специализированных мини-центров:

детская библиотека познавательной литературы; мини-лаборатория, центр опытов и экспериментов, математический и экологический центры.

Оснащенность центра познавательного развития

Объекты для исследования предметов в реальном действии

-Часы «Времена года»; «Части суток»

-Набор для экспериментирования «Изучаем насекомых»

-Дидактический стол для экспериментирования и игр с водой

-Набор для экспериментирования с водой: ёмкости одинакового и разного размера и различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет – не тонет).

-Кейс «Свойства воздуха», «Свойства воды», «Изучение и сравнение свойств различных материалов», «Магниты», «Получение нового цвета из двух-трёх цветов, и оттенков одного цвета»

-Комплект плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов);

-Часы песочные

-Кейс «Мои первые опыты. Как устроен этот мир. Пузыри», «Мои первые опыты. Как устроен этот мир. Шарики», «Мои первые опыты. Цвет», «Растения: уход и наблюдения»

-Наборы геометрических фигур и геометрических тел;

- Материалы для развития действия замещения при отборе требуемого количества без пересчёта, сравнения величин двух и более множеств.

- Счётный материал и фишки.

-Калейдоскоп

-Воронки разных размеров

- Мерки для измерения длины и объёма

-Лупы

- Набор магнитов

- Демонстрационный материал «Деревья наших лесов»

- Дидактические игры «Сладкое, горькое, кислое, соленое», «Времена года», «Разрезные картинки», «Собери все семейство», «Из чего мы сделаны», «На лесной тропинке»;

- Обучающие карточки: Животные, Насекомые, Обитатели морей и океанов

- Тематические наборы картинок для классификации и обобщения: животные, птицы, рыбы, растения, продукты, одежда, мебель, транспорт, профессии

- Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение);

- Наборы предметных картинок для классификации по разным признакам

- Серии сюжетных картинок для установления последовательности событий

- Разрезные (складные кубики) с сюжетными картинками

- Графические «головоломки» (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т. п.) в виде карточек)

- Круговая диаграмма смены времён года с набором карточек для построения условной модели всех времён года)

- Календарь природы для фиксирования ежедневных наблюдений за изменениями погоды;

- Иллюстративные и дидактические материалы по изучению сезонных наблюдений в природе;

- Набор бумажных кукол с комплектами одежды по сезонам.

Материалы для сенсорного развития:

-Наборы материалов для развития осязательных и слуховых ощущений, самодельные «шумелки» с различным наполнением.

- Наборы условных мер для сравнения предметов по различным параметрам величины. Комплект емкостей с природными сыпучими веществами и мерными ложками

- Природный материал для исследования: шишки, орехи, галька, ракушки;

-Чудесный мешочек с набором объёмных тел (6-8 элементов);

- Наборы материалов для игр с песком, о песок, глина, коллекции минералов.

-Материалы для развития мелкой моторики и тактильных ощущений: различные виды шнуровок, бусины разных размеров, предметы для нанизывания, пуговицы, прищепки, счётные палочки, схемы для работы с ними.

Центр познавательного развития в средней возрастной группе состоит из нескольких частей:

– центр экспериментирования;

– центр природы;

– сенсорный центр условно имеет несколько зон – развитие зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие обонятельного восприятия;

– полочка дидактических и развивающих игр;

Оснащенность центра познавательного развития

Центр экспериментирования

Задачи центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В экспериментальном центре выделены: место для приборов; место для хранения материалов (природного, «бросового»); место для неструктурированных материалов (песок, вода, пенопласт); место для проведения опытов.

Компоненты оборудования:

– набор для игр с водой и песком;

– набор игрушек (резиновых, пластмассовых, поролоновых) для игр в воде;

– песок, вода, глина;

– материалы для игр с мыльной пеной (рамки различной формы для выдувания пузырей, ёмкость для приготовления мыльного раствора, красители (гуашь, акварельные краски);

– «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;

– природный материал: семена бобов, фасоли, гороха, шишки, камушки, веточки, перья, ракушки, мох;

– некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления:

– лупы, сосуды для воды, зеркала для игр с «солнечным зайчиком», спринцовки, пипетки, пробирки пластмассовые, песочные часы

Дидактические компоненты:

– книги и энциклопедии познавательного характера;

– картотеки опытов и экспериментов с водой, воздухом, почвой, глиной

Центр природы

– настенное панно «Зима» («Весна», «Осень», «Лето»);

– комнатные растения, лейка, пульверизатор;

– календарь природы;

– макет дерева «Времена года»;

– фигурки «домашние животные», «дикие животные», «насекомые», «птицы»;

– книги о природе, энциклопедии.

Сенсорный центр

Задачи центра: развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.

– сенсорные дорожки;

– музыкальные инструменты (бубенцы, колокольчик, ложки, бубен, трещотка);

– аудиозаписи с голосами животных и птиц;

– звучащие коробочки с разными наполнителями;

– альбомы «Ткани», «Бумага»;

– игры «Чья тень», «Кто спрятался?», «Чудесный мешочек», «Гора самоцветов».

Полочка дидактических и развивающих игр

Игры на развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление): «Кто без пары?», «Лабиринты», «Найди отличия», «Заплатки», пазлы (12-24 деталей, «Мемо», «Собери картинки в ряд», «Нелепицы», «Четвертый лишний», «Угадай, чья тень?».

Игры и пособия по ФЭМП, геометрическая мозаика.

Игры и пособия по ознакомлению с окружающим миром:

– «Времена года», «Профессии», «Что из чего сделано».

– наборы картинок «Бытовая техника», «Транспорт», «Виды спорта», «Одежда», «Обувь», «Национальные костюмы», «Тело человека»

- мини - коллекции: «Насекомые», «Орехи», «Минералы», «Ракушки»

Центр познавательного развития в старшей группе состоит из нескольких частей

- Центр «Занимательная математика».

- Центр патриотического воспитания.

- Центр развивающих игр.

- Центр познавательного развития «Хочу все знать».

Центр «Хочу все знать» включает в себя:

- Мини-лаборатория «В мире открытий».

- Игротека «Хочу все знать».

- Уголок «Знайки».

- Уголок моделирования.

- Центр экологии.

Мини-лаборатория оснащена оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности, которое включает:

- природные материалы: шишки, жёлуди, ветки деревьев, кора деревьев, камешки, ракушки, семена арбуза, косточки персика, семена дыни, семена тыквы, перья, опилки, палочки для рыхления, фасоль, горох (цельный, половинки, грецкие орехи, чай, греча, манка, ячневая крупа, крахмал, пшено, мука, яичная скорлупа, чёрный перец;

- утилизированный материал: проволока, фантики, пробки, крышки, нитки, фольга, поролон, верёвки, ткань, шнурки, бусинки;

- специальная посуда: одноразовые стаканчики, одноразовые ложки, ёмкости для разной формы, соломинки для коктейля, мерные стаканчики, пластмассовые бутылочки с крышками, воронки разного размера, лейки, водяная мельница, пульверизатор, ситечки;

- приборы-помощники: лупы, зеркала, весы;

- медицинский материал: груши, пипетки, ватные палочки, колбочки;

- мир материалов: бумага, ткань, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлически предметы.

Все материалы распределены по разделам:

«Волшебница вода»; «Невидимка-воздух», «Свет и цвет» и «Звук».

Оснащение мини-лаборатории постоянно пополняется в связи с расширением тематики экспериментов.

Игротека «Хочу все знать» содержит разнообразные дидактические игры.

(«Признаки времени года», «Собери целое (птицы)», «Собери картинку (животные)», «Посели домики (зимующие и перелётные птицы)», «Найди листику своё дерево», «Парные картинки (птицы)», «Раздели по группам (овощи, фрукты, ягоды)», «Найди по тени (животные и птицы)» и т д).

Уголок «Знайки» включает в себя наглядно-демонстрационный материал, художественную литературу на познавательную тематику и энциклопедии.

Наглядно-дидактические пособия: рассказы по картинкам: «Зима. Весна. Лето. Осень»; «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Обитатели морей и океанов», «Птицы», «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные», «Цветы», «Деревья, кустарники» и т д)

Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром: «Времена года», «Зимние развлечения»; фото и иллюстрации природы и природных явлений (зима, весна, лето, осень).

Художественная литература и энциклопедии: «Времена года», энциклопедия «Насекомые»; птицы над нашим окном. В. Чаплина, «О чём рассказали яблоки», «Весёлое лето» Ю. Аракчеев, «Они должны жить. Птицы.» В. Черкасова; «Птицы в нашем лесу» В. Чаплина, познавательные рассказы для дошкольников о природных явлениях.

Уголок моделирования: картотеки и алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Центр экологии содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями.

Центр познавательного развития в подготовительной к школе группе

Оснащенность центра познавательного развития в подготовительной к школе группе:

Направление – «Экологическое воспитание» комнатные растения; календарь природы; материалы для развития трудовых навыков и ухода за растениями; паспорта растений;папка-передвижка на экологическую тематику; макеты; дидактические игры по экологии; природный и бросовый материал; литература природоведческого содержания, энциклопедии; аудио материал на природоведческую тематику; карточки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, глины, ткани и т. д. ; картинки с изображением космического пространства, планет, звезд, космического корабля; глобус; коллекция камней, ракушек, семян; иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод); иллюстрации с изображением животных жарких стран и Севера, перелетных, зимующих птиц; выставка поделок из природного материала.

Направление – «Познавательно-исследовательская деятельность». материал для проведения элементарных опытов; материал для детского экспериментирования; земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни, остатки частей растений; емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения; маленькие зеркала; бумага, фольга; пипетки, краски разной густоты и насыщенности; увеличительное стекло; защитная одежда для детей (халаты, фартуки, нарукавники); веточки деревьев и кустарников; сосуды с узким и широким горлом, воронки, мензурки, шприцы без игл.

Направление – «Формирование элементарных математических представлений». дидактический и познавательный материал; дидактические, развивающие и настольно-печатные игры; картинки с изображением частей суток и их последовательности; мелкая геометрическая мозаика; наборы разрезных картинок; пособия для развития у детей графических навыков и ориентировке в пространстве; тетради в клетку и в линию; циферблат часов; числовой ряд; цветные счетные палочки; геометрические фигуры; цифровое обозначение чисел, знаки «больше», «меньше», «равно»; геометрические тела (шар, куб, цилиндр, пирамида, призма); монеты, различные по величине и достоинству.

В центре познавательного развития со старшими дошкольниками организуется различная деятельность совместно со взрослыми и самостоятельно: непрерывная образовательная деятельность; познавательные беседы; наблюдения; исследовательско-творческая проектная деятельность; игровая деятельность; продуктивные виды деятельности; трудовая деятельность; опытно-экспериментальная деятельность

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разработка модели центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 6 мая 2021 в 20:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка модели центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Гаврилова Юлия Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД