Ольга Шулюмова
Разработка кружка по нетрадиционному рисованию для детей 3–4 лет «Каляки-Маляки»
▼ Скачать
Разработка кружка по нетрадиционному рисованию для детей 3–4 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №118» муниципального образования г. Братска
Российская Федерация, Иркутская область, город Братск,
жилой район Центральный, улица Рябикова, 61
Дополнительная общеразвивающая программа
«по обучению дошкольников рисованию в нетрадиционной технике :
«Каляки-маляки»
Публикация «Разработка кружка по нетрадиционному рисованию для детей 3–4 лет „Каляки-Маляки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Возраст обучающихся: 3- 4года
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Шулюмова Ольга Михайловна
воспитатель
г. Братск
2021 г.
Пояснительная записка: «Воображение важнее чем знание…. (А. Эинштеин.)
Ребенок — это особый мир, постоянно меняющий, склонный к самосовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности- это необходимо как для больших дарований, так и для малых
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Занятия по изобразительному искусству предоставляют возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Ведь каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувствительный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в программе хочу сделать акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Актуальность программы:
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изо деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. В младшем возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребёнка большую роль. Малыши рисуют пальчиками, ладошкой, ваткой, пробками, соломинками и т. д., осваивая нетрадиционные техники рисования, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства. Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Почему? зачем? Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его важным и необходимым потому что нетрадиционная техника рисование открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.
I. Целевой раздел
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Образовательные задачи:
-Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
-Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; -Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.) -Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми. Развивающие: - Развивать воображение и творческие способности детей, чувство ритма, эстетическое восприятие. - Формировать умение красиво, во весь лист располагать изображение. - Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. - Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы. - Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений Воспитательные: - Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату. -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. Нетрадиционные виды техник рисования «Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); рисование ватными палочками; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном ; рисование по трафарету, рисование по мокрой бумаге, кляксография обычная; Раздувание краски; Условия работы по программе: Для эффективного осуществления педагогического процесса в группе создаётся развивающая среда, в которой характеризуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Пространство сконструировано таким образом, чтобы каждый ребёнок в течение дня мог найти себе увлекательное занятие. При создании среды с учётом развития изобразительной деятельности, учитывается ряд требований: Соответствие возможностям ребёнка для перехода к следующему этапу развития Предметная среда включает не только уже известные ребёнку объекты, но и те, которые побуждают к деятельности
Новизной и отличительной особенностью кружка по нетрадиционной технике рисования является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, предоставляется возможности манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Ожидаемый результат работы кружка :
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Занятия проводятся один раза в неделю во вторую половину дня, длительность занятия 10-15 минут. Занятия начинаются проводиться с октября и заканчиваются в мае.
II. Содержательный раздел
Перспективный тематический план
каждый месяц по 4 занятия!
Дата
Тема
Программное содержание
ККол-во занятий
Октябрь
«Мой любимый дождик»
Знакомить детей с нетрадиционным способом рисования (пальчиками); развивать умение располагать изображение по всему листу; способствовать развитию мелкой моторики, внимания; воспитывать интерес к художественному творчеству.
1
«Букет из осенних листьев». Печатание листьями
Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.
1
«Цветные ладошки».
Познакомить детей с техникой рисования ладошкой
1
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»
Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком
1
4
Ноябрь
«Осенние листочки».
Формировать у детей умение наносить узор ватными палочками на готовый шаблон, разноцветными красками.
1
«В гостях у жирафа»
Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость
1
«Птицы клюют ягоды»
Формировать у детей умение рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.
1
«Осеннее дерево» (коллективная работа)
Продолжаем знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.
1
4
Декабрь
«Солнышко» (Рисуем ладошками)
Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
1
«Свитер для друзей».
Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
1
«Мы рисуем, что хотим».
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
1
«Зайчик»
Рисуем пальчиком
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
1
4
Январь
Снежок порхает, кружится»
Познакомить детей со способом рисования - тычок жёсткой полусухой кистью. Создание образа снегопада. Формировать у детей умение детей выполнять рисунок методом тычка, учить ориентироваться на листе. Развитие чувства цвета и ритма
1
«Весёлый снеговик»
Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. Обогатить изобразительный опыт ребенка. Развивать художественное восприятие
1
«Снежные комочки»
Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.
1
«Пушистая ёлочка».
закреплять умение наносить узор ватными палочками, используя разные краски, ориентироваться в пространстве.
1
4
Февраль
Ёлочные шары».
Познакомить с техникой рисования пробками.
1
«Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа) Рисование техникой тычкования
Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).
1
Украсим галстук для папы».
Продолжать учить наносить узор ватными палочками.
1
«Птички – невелички».
Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ создания изображений. Знакомство с возможностью получения образов с помощью отпечатков ладошек. Понимание связи между формой ладошки и очертаниями изображаемого объекта (птичкилетят).
1
4
Март
«Мои рукавички»
Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.
1
«Шарики воздушные, ветерку послушные.»
Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.
1
«Цветочек для мамы».
Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
1
«Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками.
Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.
1
4
Апрель
«Кораблик для папы» (занятие 1-е).
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.
1
«Кораблик для папы» (занятие 2-е).
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность
1
«Нарядные матрешки» Оттиск печатками
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.
1
«Петушок-золотой гребешок»
(коллективная работа)
техника бумагопластики
Упражнять в комковании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).
1
4
Май
«Бабочка» Рисование ватными пальчиками, тампонирование
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.
1
«Два жадных медвежонка» Оттиск смятой бумагой, ватные палочки.
Учит рисовать животных
1
«Ночь и звезды» Рисование манкой, скатывание салфеток
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.
1
«Травка» Рисование ладошкой.
Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.
ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ
1
Всего
4
III. Организационный раздел
3.1 Кадровые условия
Программу реализует один педагог, обладающий необходимым уровнем образования в соответствии с требованиями законодательства
ФИО
Должность
Образование, год окончания обучения
Повышение квалификации
Общий стаж
Шулюмова Ольга Михайловна
воспитатель
3.2 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы: Помещение для проведения занятий. Детская мебель в соответствии с СанПиН: столы, стулья, мольберты.
Материалы и оборудование: Материалы для изобразительной деятельности: бумага акварельная, цветной картон, краски (акварельные, гуашевые, восковые цветные мелки, фломастеры. Набор мягких игрушек изображающих зверей и птиц, персонажей мультфильмов, сказок, овощей и фруктов из практичного материала. Комплекты иллюстраций и фотографий объектов природы, репродукции художественных картин. Листы бумаги. Гуашь. Трафареты. Кисточка с коротким ворсом (тычок). Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья). Ватные палочки
3.3. Учебные и наглядные пособия
«Лепка и рисование» с детьми 2-3лет – Д. Н. Колдина (Москва Мозаика-синтез 2007).
1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006.-128с. (Серия «Вместе с детьми».)
2. Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.