Ольга Семёнова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Цель занятия - учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного, составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ по картине.
2. Задачи:
учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, обогащать и активизировать словарь;
способствовать накоплению у детей зрительных впечатлений, развивать логическое образное мышление, зрительную память;
развивать умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь;
воспитывать культуру речевого общения, умение видеть прекрасное рядом, эстетические чувства, интерес к живописи.
3. Тип занятия: усвоение новых знаний.
4. Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
5. Продолжительность занятия: 25 минут.
6. Участники: воспитанники старшей группы детского сада.
7. Возраст обучающихся – 5 – 6 лет.
8. Оборудование и материалы: картинный материал «Зайцы», игрушка - заяц, коврики «травка» по количеству детей, макет кустарников и вырезанные картинки зайчиков для проведения дидактической игры, картинки солнышка и тучки на каждого ребенка для этапа рефлексии.
9. Предварительная подготовка: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун»; Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Волк и зайцы».
10. Методы и приемы работы с детьми: словесный, практический, наглядно-демонстрационный; дидактическая игра, загадка, рассказ воспитателя, вопросы, демонстрация, образец рассказа, самостоятельный рассказ детьми, поощрение.
11. Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время
1. Организационный этап занятия
Приветствие обучающихся, их эмоциональный настрой, проверка готовности к занятию.
2 минуты
2. Этап актуализации опорных знаний обучающихся
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе, с целью обеспечения мотивации обучения, принятие ими целей урока.
Актуализация субъективного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
2 минуты
3. Пальчиковая гимнастика
Предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы детей.
Развитие мелкой моторики рук, стимулирование развития речи и способностей детей.
2 минуты
4. Основной этап занятия
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного усвоения детьми изучаемого материала.
Содействие усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу.
5 минут
5. Физическая минутка
Предупреждение утомления детей и их активизация для дальнейшей работы
2 минуты
6. Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
5 минут
7. Дидактическая игра
Формирование и поддержание положительной познавательной мотивации детей, развитие психических процессов: восприятия, внимания, мышления (мыслительные операции: сравнение, анализ, сериация, классификация, развитие сенсомоторной чувствительности
5 минут
8. Рефлексия
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества
2 минуты
12. Ход занятия:
1. Организационный этап занятия
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня нас с вами ждет увлекательное путешествие. Мы с Вами отправимся на лесную зимнюю опушку. На чем, как вы думаете, мы полетим?
Дети: - На самолете, вертолете, дельтаплане…
Воспитатель: - Верно, дети. На самолете. Откуда мы с вами отправимся, как вы думаете?
Дети: - Из детского сада, нашей группы!
Воспитатель: - Правильно, ребята: из старшей группы № 1, детского сада № 146, который находится на улице Мира, нашего красивого города Ростова-на-Дону! Итак, всем пристегнуться! Но, чтобы взлететь, нужно заправить наш самолет. Наш самолет заправляется только гласными звуками. Нам нужно назвать все 10 гласных звуков, ребята!
Дети называют гласные звуки - А,О,У,И,Ы,Э,Е,Ё,Я,Ю
Воспитатель: - Молодцы, дети! Итак, мы летим. Как самолет у нас гудит: делаем вдох носиком, губы трубочкой: Тянем гласный звук «у». Громче, тише. (Упражнение на развитие плавного речевого выдоха). Прилетаем на опушку, а здесь нас уже встречают.
2. Этап актуализации опорных знаний обучающихся
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся…
Дети: - Заяц
Воспитатель: - Правильно, ребята! Посмотрите, сегодня в гости к нам пришёл зайчик. Но зайчиков в нашей группе много, и вы должны узнать нашего зайчика по описанию. Чтобы вы узнали его, я про него расскажу.
- Ребята, скажите, кто это?
Дети: - Это заяц.
Воспитатель: - Хорошо, посмотрите ребята, наш зайчик большой или маленький?
Дети: - Маленький.
Воспитатель: - Ребята, что мы можем сказать про зайку, какой он?
Дети: - Гладкий.
Воспитатель: - А, почему вы так решили (дети трогают зайчика и определяют, он сшит из мягкого, гладкого меха). - Ребята, а посмотрите, пожалуйста, какие у него глазки?
Дети: - Голубые.
Воспитатель: - Какого он цвета?
Дети: - Белого.
Воспитатель: - Какой у зайчика хвостик и лапки?
Дети: - Лапки мягкие, а хвостик маленький, похож на капельку.
Воспитатель: - А ещё у нашего зайчика длинные ушки, аккуратные, а ресницы чёрные и длинные.
Воспитатель: - Ребята, а что у зайчика на спинке?
Дети: - Серые пятнышки.
Воспитатель: - Молодцы! А как мы назовём нашего зайца?
Дети: - Беляк!
Далее воспитатель интересуется у детей, что они знают о зайцах: «Как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются?» Выслушивает ответы детей, помогает правильно построить фразы, подсказывает более точные слова.
3. Пальчиковая гимнастика «Полянка» (из книги «Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова» О. И. Крупенчук) (Приложение 1).
(На коврике «травка»)
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
(Прыгаем всеми пальцами по коврику)
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгавшись, устали.
(Положить ладони на коврик)
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
(ладони по очереди волнами ползут по коврику)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать
(Ладони поочередно гладят коврик).
4. Основной этап занятия
Воспитатель раздает детям картинный материал «Зайцы» (Приложение 2).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину. Что изображено на картине? (Контролировать полный ответ: «На картине изображено…»)
Дети: - Зайцы.
Воспитатель: - Где зайцы находятся?
Дети: - В лесу. На опушке. На поляне…
Воспитатель: - Какое время года изображено на картине?
Дети: - Зима.
Воспитатель: - Почему вы так думаете? А ты как думаешь?
Дети: - Кругом снег. От деревьев на снегу тень. В тени снег кажется голубоватым.
Воспитатель: - Сколько зайцев изображено?
Дети: - Три.
Воспитатель: -Посмотрите внимательно на зайцев и скажите, какие они? Какие хвост, уши, нос, лапы? Какого цвета мех? Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти зайца? Зачем зайцы сюда прискакали?
(Дети предлагают свои варианты ответа на вопросы воспитателя)
Далее воспитатель предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как «Зайцы», «На лесной полянке».
Воспитатель: - Как выглядят зимний лес, и полянка?
Дети: - Выпал снег, его много, снег глубокий. День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.
Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.
Воспитатель: - Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. – Как заяц выглядел? Опишите его. А что увидел беляк? Обрадовался ли? Только собрался заяц поесть, а тут… (Дети рассказывают о появлении второго и третьего зверька.) Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания). Интересно, чем эта встреча закончилась?
Воспитатель выслушивает предложения детей!
5. Физминутка
Воспитатель: - Молодцы ребята! А теперь встаньте возле своих стульчиков, отдохнём немножко, разомнемся, представим себя зайчиками.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Воспитатель: - А теперь вернемся на свои места.
(Дети садятся на стульчики)
6. Закрепление знаний и способов действий
Воспитатель: - Молодцы мои зайцы! А теперь предлагаю вам немножко подумайте и расскажите свой интересный и подробный рассказ по этой картине. Не забудьте сказать про время года, описать зайцев и полянку, и рассказать, что же здесь происходит. Все слова, которые мы с вами вспомнили, вы можете использовать в своём рассказе. (Выслушивает 2-3 детей, если не очень удачно, дает свой образец)
Затем педагог дает образец рассказа: «Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носик небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие. Огляделся. Кругом снег. Маленькие елочки почти не видно – далеко они, словно утонули в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!». Встал столбиком и принялся обгрызать кору. Глядь, а к нему гости! Еще два зайки! Насторожились зайчики, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
Воспитатель: - Молодцы, дети. Какие прекрасные рассказы у вас получились!
7. Дидактическая игра «Зайцы в кустах»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, делит детей на группы. В макет куста вставляются наборы зайцев, необходимые для решения определенных игровых задач. (Приложение 3)
8. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но для того, чтобы наш самолет отправился в обратный путь, мы должны посчитать сколько гласных звуков спрятано в слове «заяц»
Дети: Два гласных звука – «а» и «я».
Воспитатель: -Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось, что запомнилось?
- Что помогло вам выполнить задания?
- Кто считает, что у него все получилось на занятии, и у него ничего не вызвало затруднений поднимите солнышко.
- А те, кто считает, что нужно еще поработать над этой темой, и у него задания вызвали затруднения поднимите тучку.
- Спасибо, вам, ребята, за хорошую работу на занятии! Вы большие молодцы!