Елена Австрийская
Разработка конспекта по формированию нравственно-ценностных ориентаций у дошкольников «Мои друзья» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:содействовать становлению у дошкольников ценности — дружба, друг, воспитывать у детей чувство доброты, готовности к взаимопомощи, учит понимать эмоциональное состояние окружающих и учитывать это в общении. Учить ценить дружеские отношения, строить их на желании помочь доставить радость, показать важность ценных друзей в жизни человека. Развивать умение рассуждать, учить рассказывать интересно для окружающих.
Публикация «Разработка конспекта по формированию нравственно-ценностных ориентаций у дошкольников „Мои друзья“ (старшая группа)» размещена в разделах
Задачи: формировать нравственные понятия — друг, дружба; обобщать представление детей о нравственной ценности — дружба; формировать нравственные качества дружбы, заботы, любви к ближнему. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание оберегать ближних и помогать им.
Оборудование: песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, макет корабля или постройка из большого конструктора.
Предварительная работа. Беседа с детьми о дружбе, об отношений друг к другу. Чтение художественной литературы: С. Козлов «Дружба», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «У солнышка в гостях» (словацкая сказка, перевод С. Могилевской и Л. Зориной, А. Милн «Винни-Пух и все, все, все», Е. Бехлерова «Капустный лист». Разучивание пословиц и поговорок, песен. Разучивание хороводной игры «Добрый друг», стихов о дружбе, доброте, хорошем настроении.
Друзья познаются в беде, настоящие друзья — в радости,
(народная мудрость)
Дружба — это созвучие душ в соединенности судеб
(восточная мудрость)
Ход занятия.
1. Вводная беседа.
Дети, сегодня мне хочется начать наше занятие песней В. Шаинского:
«Дружба». Послушав ее, вы узнаете, о ком мы будем говорить. (Звучит песня «Дружба»).
- О ком же мы сегодня будем говорить?
- Скажите мне, кто такой друг. (Ответы детей)
Друг — это очень близкий человек, с которым интересно, который всегда поможет, защитит, поддержит. Дружба бывает между детьми и между взрослыми. Очень плохо, когда нет друга, но такое бывает, и очень часто. К сожалению, не каждая дружба длиться целую жизнь. Иногда дружба распадается, и появляются новые друзья.
2. Разговор о настоящем друге.
Скажите, у кого из вас есть друг? (Ответы детей. Тех детей, у которых нет друзей, следует подбодрить, сказав, что друзья у них обязательно появятся).
- Какой он, настоящий друг? И почему он бесценен?
Говорят, что друг играет важную роль в жизни человека. Он и поможет, он и посоветует, он и утешит в горе. Многие говорят: «Моему другу нет цены, я «без друга, как без рук».
- А каков ваш друг?
- Какими качествами обладают ваши друзья? Какие они - ваши друзья? (добрые, веселые, умные и т. д.)
Надо быть очень хорошим другом и никогда не обижать своих друзей. Настоящий друг во все времена — величайшая ценность. Дружбе посвящено много стихотворений, поэм, песен.
- Дети, а вы знаете стихи о друге, о дружбе? А песни?
Я хочу зачитать вам отрывок из произведения Вильяма Шекспира:
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальних слов, -
Он помочь тебе готов.
- Понятие «друг» неразрывно связано с понятием «дружба». Как известно из детской песенки «дружба начинается с улыбки». Что лежит в основе дружбы? Да, доброта, доброжелательность, уважение и внимание, стремление понять друг друга, разделить радость и печаль, уметь быть благодарным и нести радость другому.
- А для чего нужны друзья? ( дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут)
Во все времена и у всех народом высоко ценилась дружба, верность,
преданность. Нет народа, у которого бы не было пословиц о дружбе. А вы знаете такие пословицы и поговорки? (Дети отвечают).
Пословицы и поговорки:
Друга ищи, а найдешь — береги.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Дружба не гриб — в лесу не найдешь.
Друга иметь не убыток.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
3. Путешествие на «Остров дружбы».
- А сейчас мы с вами сядем на корабль и оправимся в путешествие. Наш корабль направляется на «Остров дружбы». Он для тех, кто друзей имеет много. И хочет быть другом для всех.
Остров этот всех подружит,
Всех научит нас дружить.
Всех теплом своим согреет
И заботой окружит.
Мы дружить со всеми рады,
Ведь с друзьями веселей.
Будем мы одной командой,
Будем дружными теперь.
- На «Острове Дружбы» я предлагаю вам, дети, построить большой дом из конструктора, где будут жить ваши друзья.
- Дети, как вы думаете, кто же такие, друзья?
- Кого можно назвать другом, а кого нельзя? (Ответы детей).
- Давайте почувствуем тепло друг друга через наши руки. Встаем в круг, возьмемся за руки (выполняют). Почувствуйте тепло ваших рук, ласково улыбнитесь друг другу, подарите друг другу теплоту вашей души и сердца. Вам стало теплее? Это потому, что нас много и мы все хотим дружить. Но, как мы сможем подружиться, если не знаем друг друга по имени? Давайте поиграем в игру «Добрый друг».
4. Игра «Добрый друг».
Дети под музыку шагают по кругу, а когда она заканчивается, вручаю мячик одному из детей, и тот, называя по имени своего друга, говорит о его добрых делах и поступках, а затем все дети хором произносят:
Встаньте, дети! Встаньте, в круг!
Встаньте в круг! Встаньте в круг!
Я твой друг и ты мой друг,
Добрый, верный друг!
Пусть будет шире дружбы круг.
5. Игра «Кулачки и ладошки».
Вижу, вы нашли себе друзей, познакомились. Узнали, как зовут вашего друга. Давайте проверим, какая крепкая у вас дружба. Поможет вам игра «Кулачки и ладошки».
Дети, повернувшись лицом друг к другу, прикасаются ладошками и преодолевают препятствия (перешагивают через кубики, подлезают под гимнастическую палку).
-Молодцы! Вас ничто не может разлучить. А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать своего друга среди других. (Дети под веселую музыку танцуют. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга).
- Понравилось вам на нашем «Острове дружбы»?
Вывод.
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим -
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших славных дел.
Подведение итогов.
Мы возвращаемся с «Острова Дружбы». Я хочу, чтобы вы взяли частичку доброты, чтобы у нас в группе была дружба. Будем вместе дружно жить, дружбой нашей дорожить (все вместе). Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга — ищи, а нашел — береги».