Инна Сакова
Использование современных развивающих технологий в формировании речевого дыхания у детей с ФФН
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагаю мастер – класс по теме «Использование театрализованной деятельности в формировании речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Слайд 2. На слайде вы видите цели и задачи, которые будут решаться на этом мастер-классе. Я хочу познакомить участников мастер-класса с современными развивающими технологиями в формировании речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи через использование театрализованной деятельности.
Публикация «Использование современных развивающих технологий в формировании речевого дыхания у детей с ФФН» размещена в разделах
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2017
Я поставила следующие задачи:
1. Расширить представления педагогов об оборудовании и материалах театрализованной деятельности, используемых в коррекционной работе по формированию речевого дыхания при фонетико-фонематическом речевом недоразвитии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Познакомить присутствующих с некоторыми развивающими технологиями формирования речевого дыхания через использование театрализованной деятельности.
3. Провести имитационную игру по использованию развивающих технологий по развитию речевого дыхания в театрализованной деятельности в условиях дошкольного логопедического пункта
Слайд 3. В коррекционной работе по формированию речевого дыхания выделяются несколько направлений, содержание и задачи которых последовательно решаются на занятиях и вне занятий. А именно:сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.
Формы работы с детьми по этим направлениям подробно описаны в опыте. Сегодня я хочу представить вам развивающие технологии через ис-пользование навыков театрализованной деятельности, которые решаются на стадии формирования речевого дыхания при чтении коротких предложений и стихотворений.
Слайд 4. В дошкольной педагогике используются много детских видов театров. Самые распространенные виды: театр игрушек, кукольный театр, театр марионеток, пальчиковый, театр на дисках, плоскостной театр и др. Эти виды театров не требуют особого оборудования и подготовки, как педагогов, так и детей. В коррекционной педагогике они используются в основном для формирования связной речи и выразительного чтения.
Слайд 5. Особый интерес для закрепления навыков правильного речевого дыхания представляет теневой театр. С технологией его использования на логопедических занятиях я вас познакомлю. Театрализованная деятельность относится к таким развивающим логопедическим технологиям как сказкотерапия и игровые технологии.
Слайд 6. Для показа спектаклей в теневом театре используются знакомые детям тексты. Они должны быть короткими и выразительными. Предварительно должна быть проведена работа по заучиванию стихотворений и пересказу коротких рассказов или сказок с расстановкой речевого дыхания. Чаще всего это авторские произведения или малые фольклорные жанры, не обязательно русские.
Слайд 7. Для использования теневого театра необходимо оборудова-ние: специальный экран, подсветка (настольная лампа или свеча) и наборы фигурок черного цвета. Педагог может выступать в роли кукловода или в роли чтеца, озвучивающего текст. В этих же ролях могут выступать и дети. Чаще всего эти роли чередуются в течение одного показа.
Слайд 8. Сегодня мы с вами отработаемтехнологию показа в теневом театре адаптированного варианта рассказа «Чужое яичка» Константина Дмитриевича Ушинского.
Сначала я вам прочитаю рассказ, который вы видите на слайде с указанием мест, где надо брать дыхание. А детям эти места при пересказе я указываю взмахом руки или помощью знаков – моделей.
Читаем все вместе.
Чужое яичко
Старушка поставила корзинку с яичками в укромное местечко и посадила на них курочку.
Сбегает курочка водички попить, да зернышек поклевать и опять на место, сидит, квохчет. Стали из яичек птенчики выклевываться. Выскочит цыпленок из скорлупки и давай бежать, червячков искать.
Попало к курочке чужое яичко – оказался там утенок. Подбежал он к речке и поплыл, как клочок бумаги, загребая воду широкими перепончатыми лапами.
Слайд 9 показ героев.
Итак в рассказе представлены несколько героев: старушка (показ, курочка, цыпленок, утенок. А так же оборудование – яйцо и корзина.
А теперь попробуем показать сказку в теневом театре. Сначала я буду выступать в роли чтеца, а дети в роли героев и будут озвучивать персонажей, сначала только звукоподражание.
При повторном показе дети произносят слова рассказа с регулировкой дыхания вместе со мной, а потом самостоятельно. При этом дети не только стараются соблюдать правильное дыхание, но и выдерживать интонацию, как при моем чтении.
Слайд 10. Как видим, теневой театр может быть не только действен-ным средством формирования навыков речевого дыхания у детей с ФФН, но и занимательным и увлекательным действом. В котором кроме речевого дыхания происходит работа над выразительностью речи
Рефлексия:
Понравилась ли вам развивающаятехнология с использованием теневого театра?
Считает ли вы ее доступной детям старшего дошкольного возраста?
Ваши положительные ответы я считаю признаком того, что эта технология является эффективной при организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного логопедического пункта, а задачи данного мастер-класса выполненными.