Татьяна Щербань
Размышление «Молодой педагог — будущее системы образования или головная боль для администрации и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество характеризуется стремительными обновлениями во всех сферах профессиональной деятельности; предъявляются новые, более высокие требования к профессиональному становлению молодых специалистов. Во всей законодательной базе Луганской Народной Республики на всех уровнях образования говорится о том, что школа ждет современных, образованных, нравственных, предприимчивых молодых педагогов, которые готовы самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию. С детьми должен работать не просто учитель, а креативный организатор, творчески развитый человек, способный не просто обучать и воспитывать ребёнка, но и развивать его как личность. По моему личному убеждению, молодой педагог – это и будущее системы образования, но головная боль для родителей и немного для администрации образовательного учреждения.
Публикация «Размышление „Молодой педагог — будущее системы образования или головная боль для администрации и родителей“» размещена в разделах
У многих родителей сложился вполне чёткий образ идеального учителя : интеллигентная, опытная женщина с доброжелательным характером и в возрасте «в декрет поздно, на пенсию рано». Но реальность преподносит сюрпризы. Представьте себе чувства родителей, когда они видят не просто молодую, а бессовестно молодую учительницу. Учительницу, которую легко можно спутать с девятиклассницей. А теперь на минутку поставьте себя на место учительницы, слышащей гул в толпе родителей, из которого можно отчё тливо расслышать некоторые фразы: «Это ОНА будет учить наших детей!».
Причин не уважения множество. Боле того, некоторые из них не лишены оснований.
Во-первых, многие ставят знак равенства между понятиями «молодой» и «бесхарактерный». Родители считают, что в классе будут постоянные проблемы с дисциплиной, никакой информации дети получать не будут. Я это часто слышала о себе и ВСЕХ остальных молодых педагогах, начинающих карьеру. Бесспорно, дисциплина на уроке — один из ключевых факторов правильного усвоения материала. Однако «бесхарактерность» не имеет к возрасту никакого отношения, здесь основную роль играют особенности личности. И потом, родители очень часто не понимают, насколько много зависит от них самих.
Во-вторых, многие родители боятся, что молодой педагог легко может, не выпустив класс, уйти в декретный отпуск. Да, это правда. Может. Но, что бы ни говорили об этой щекотливой теме, но от декретного отпуска на 100% не застрахованы ни молодые, ни опытные педагоги.
В-третьих, родители понимают, что молодой учитель может просто «не выдержать». Уволиться как раз в тот момент, когда это будет для класса наименее удобно. Что ж, да. От этого тоже никто не застрахован. Многие родители не могут спокойно по школьному коридору пройтись, настолько их раздражает детский крик и шум. А педагог — точно такой же человек, как вы, и регулярный шум от оравы детей — это лишь капля в море педагогического труда. Чтобы процесс обучения у молодого педагога не был таким волнительным, а наоборот, направленным на саморазвитие, на самообразование, на поиск новинок для работы с учащимися, сотрудничество в работе с администрацией и родителями, я для себя выделила несколько советов и хочу поделиться с вами.
1. Поймите волнение учителя
Помните ли вы свои ощущения в тот момент, когда впервые сели за руль автомобиля? Теоретически вы всё знаете. Сцепление, газ, тормоз… Передачи вот так переключаются… А всё равно страшно трогаться с места. А теперь представьте, что за эту машину вы ещё и ответственность несёте, и любое ваше неверное движение может привести к плачевным последствиям.
2. Не пытайтесь сменить учителя без веских оснований
Бывает, что после первого родительского собрания часть особо инициативных родителей идет на аудиенцию к директору, прося сменить всему классу учителя, приводя единственный аргумент: «Ну, она же молодая!». Чтобы не раздувать конфликт, администрация на это соглашается. И какой нормальный педагог согласится потом работать в классе, где на педагога пожаловались после первого же собрания и по такому смехотворному поводу?
3. Окажите педагогу посильную помощь
Учительский труд, становится гораздо легче, если не только родительский комитет помогает в устройстве образовательного процесса, а помощь исходит в поддержке старших и опытных коллег, которые в корректной форме укажут на методические ошибки и подскажут пути выхода из конфликтных ситуаций с родителями. Любая работа, не касающаяся непосредственно обучения детей, должна выполняться инициативными родителями.
4. Старайтесь не разжигать конфликты
Очень часто «с лёгкой руки» одного из родителей в классе может начаться скандал. В силах администрации школы помочь учителю уладить конфликты.
5. Не обсуждайте молодого специалиста с другими учителями
В любой сфере, где есть взаимодействие людей, возможны конфликты. И молодой педагог действительно может ошибаться. И к таким конфликтам тоже нужно быть готовым. Школа — мирок маленький и тесный. В большинстве случаев любой конфликт можно решить без постороннего вмешательства.
6. Всегда отзывайтесь о педагоге уважительно
Авторитет учителя крайне важен для успешного развития ребёнка. Очень часто среди родителей, а иногда и среди опытных педагогов ведутся разговоры, что «в советское время учителя были другие». Может и другие. Но и родители, и дети были другие. Общество в целом было другое. Его составляли наши мамы и папы, бабушки и дедушки. А сейчас это самое общество составляем мы с вами. И не от советских учителей, а от каждого из нас зависит то, каким это общество будет.
Да, я считаю, что молодой специалист должен использовать и опираться на опыт старших учителей и наставников. Ведь сколько бы высших образований и дипломов не имел бы молодой учитель, но в работе с детьми, их обучении и воспитании очень важны мудрость и знания опытного поколения педагогов. Но, помните и о преимуществах молодого педагога перед педагогом опытным. Как правило, молодой педагог очень активен. У него много жизненной энергии и задора для самых смелых начинаний. В поход с классом? Новогодняя дискотека? Видеоролик о школьной жизни? Да легко! Просто помогите учителю развиться. Если учитель, администрация и родитель работают сообща, результат не заставит себя долго ждать.
Я считаю, что молодой учитель, воспитывающий будущее поколение нашей Республики – это человек, бесстрашно смотрящий вперед. Он уверен, что все лучшее впереди и все трудности преодолимы. И это принцип моей работы!