Гульжан Жумагазина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, конструированию, государственному языку, музыке «Под сводом юрты»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать у детей представление о тесной связи декоративно-прикладного искусства с музыкой. Уточнить и закрепить знания о том, как устанавливали юрту, какое убранство есть в юрте. Учить составлять декоративные композиции располагать элементы казахского орнамента на силуэте ковра, подбирая их по цвету, развивать чувство симметрии, ритма, цвета. Развивать художественные способности, творческую инициативу. Развивать глазодвигательную функции, фиксацию глаза, определить местоположение объекта. Развивать мелкую моторику. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, интерес к родной культуре.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, конструированию, государственному языку, музыке „Под сводом юрты“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Оборудование: Музыкальный центр. Сборный макет юрты, предметы быта: кебеже, текемет, дастархан и др. Иллюстрации элементов орнамента. Дидактическая игра «Зоркий глаз», орнаменты или восковые мелки. Дидактическая игра «Укрась ковер»
Ход ОУД
Приветствие.
Воспитатель: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Дети: Доброе утро!
Доброе утро –солнцу и птицам!
Доброе утро –улыбчивым лицам!
И каждым становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
(Звучит музыка ветра)
Воспитатель: Ребята скорее сюда. Эта юрта укроет нас от непогоды.
Воспитатель и дети: В юрте теплой и красивой
Нас не тронет ветер злой
От него я быстро спрячусь
И друзей возьму с собой.
Воспитатель: Мы оказались в светлой, просторной юрте
Взгляните на шаыра
Круг шаыраа говорит о чем?
(О бесконечной вселенной, четыре перекладины символизируют четыре стороны света)
Воспитатель: Шаыра должен напомнить нам о всех тех поколениях, которые жили на земле казахской до нас. Посмотрите, сколько гостей приняла юрта под свой кров сегодня. Ребята, давайте прислушаемся стих ли ветер. Шум ветра превращается в красивую мелодию. (Звучит музыка) Давайте закроем глаза и послушаем ее.
Воспитатель: Как в народе называли мастера устанавливающего юрту?
(йші). Давайте вспомним, как она устроена, из каких частей состоит.
Сйектері- основная конструкция юрты.
Кереге- решетчатые стены
Уы- специальные кривые палочки, на которых держится верхний круг.
Шаыра- верхняя часть юрты, 4 перекладины символизируют 4 стороны света. При износе все детали заменяются кроме шаыраа, он передается от отца к сыну.
Сыырлауы- двустворчатые двери (от слова «скрипеть»)
Босаа –порог юрты (так же, как и шаыра, является предметом особого почитания)
Таяныш- опоры –палки с обеих сторон двери.
Киіз- войлок. Им после установки накрывают конструкцию.
Баср - широкая орнаментальная полоса, соединяющая стены и купол.
Юрту устанавливал глава семьи с сыновьями.
А сейчас мы покажем и расскажем, как нужно устанавливать юрту.
йші : Я искусный мастер, я мастер йші
Ставлю основы для юрты крепко, на радость души.
Сыновья: Мы сыновья, старшие в роду,
Ставим кереге, чтоб жить здесь в ладу
Чтобы юрта наша просторней была
Чтобы много гостей она собрала.
Отец: А я-глава семьи, отец
Мой шаыра- всему венец
Пусть перехода из рода в род
Хранит очаг он из года в год
йші : Я к этой работе давно привык
Смотрите на этот волшебный уы
Шаыра и кереге свяжет он воедино
Чтобы беды и напасти обошли мимо.
Сыновья: Хорошенько все измерим,
Ставя порог и конечно же, двери
«Сыырлауы», их как в народе зовут
Но у нас все без скрипа будет тут.
Мать: А мы, женщины, дарим юрте свет, особую теплоту.
Делая войлок, вкладываем в работу души доброту.
Доченьки, несите ленту- баскур,скорей
Дочери: Взглянув на нашу работу, каждый станет добрей.
Все: Юрта вышла хороша.
йші : В ней есть главное.
Все: Душа.
Воспитатель: Посмотрите, какая хорошая, светлая юрта у нас получилось. А сейчас послушайте стихотворение М. Алимбаева «О мой дом, моя юрта».
Дети: О мой дом, моя юрта
Ты светла как дворец.
Был велик и мудрым
Твой безвестный творец
Он создал тебя смело
Будто песню сложил
Купол неба примером
Для работы служил
Он хотел, чтоб отныне
Мог всегда сын степей
Чуять запах полыни
Слышать топот коней,
Чтобы в юрту светила
Голубая звезда
Юрта стойка встречала
Все удары судьбы
В ураган не робела
Не ломалась в беде
И в огне не горела
Не тонула в воде.
И не ведая страха
Открывалась с утра
Словно сердце казаха
Для тепла и добра!
«Как все просто и мудро»-
Понял я, наконец
Мир-огромная юрта,
Что светла, как дворец!
Воспитатель: Казахский народ славился своим гостеприимством. Какие предметы быта должны быть в юрте.
Дети: Аяс- кап-чехлы для посуды (их развешивали по стенам).
«Абдыра»-сундук для постельных принадлежностей (на почетном месте).
«Кебеже» -сундук для посуды (он стоял справа от входа)
«оржын» -сумка для хранения мелочей (развешивали по стенам).
Охотничьи принадлежности, конская сбруя – висели слева от входа.
Текемет- войлочный ковер, им застилали пол.
Тскиіз- настенный ковер.
Воспитатель: Дорогих гостей усаживали на почетном месте, - напротив входа.
Здесь стоял низкий стол, накрытый вышитой скатертью «дастарханом».
Юрту устанавливал глава семьи с сыновьями. Хранительницей домашнего очага всегда была женщина., она создавала уют, свет.
Воспитатель: Ребята, какую национальную посуду вы знаете (торсы – сосуд для кумыса, азан- посуда для варки мяса и др., кесе- пиала, ожау – поварешка, шйник- чайник). Ребята, отгадайте загадку:
«Я пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела!»
Дидактическая игра «Зоркий глаз»
Ребята что здесь нарисовано? Найдите чайник и скопируйте через кальку.
Гимнастика для глаз:
1. Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть (4-6 раз)
2. Поморгать глазами (3-4 раза)
3. А теперь глаза закрой
И погладь руками
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме. Закрыть глаза и погладить веки подушечками пальцев.
4. По вращай глазами вправо -1,2,3
По вращай глазами влево -1, 2, 3
Делать круговые движения глаз в одну, затем в другую сторону.
5. (Для расширения поля зрения). Пальчики поставить перед собой, причем за каждым пальчиком смотрит свой глаз: за правый глаз, за левым пальцем –левый глаз. Разводим пальцы максимально в стороны и сводим вместе.
6. Пальчик к носу движется.
А потом, обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно (2- 3 раза)
Воспитатель: наши глаза должны видеть также хорошо, как у сокола.
Давайте поиграем: Игра «Сокол»
Полетел высоко сокол,
Обронил перо в осоку.
Соколиного пера
Не найти нам до утра.
Снова солнышко взойдет
Ира перышко найдет.
(Дети сидят. Головы неподвижны, взгляд прослеживает движения ведущего. Ведущий «сокол», под чтение стихотворения пробегает за кругом и роняет перо за спиной одного из ребенка. Этот ребенок должен назвать, за чьей спиной оказалось соколиное перо).
Воспитатель: - Ребята, предметы быта, юрта казахов украшены красивыми узорами-орнаментами. У каждого орнамента есть свое название. Какие орнаменты вы знаете? («Ирек»-зигзаг, «ошар мйіз – рога барана, «с анаты»-крылья птицы, «жлдыз» -звезда, «ботакз» -верблюжий глаз).
Воспиатель: Ребята, рисунок и танец очень схожи. Название рисунков очень часто совпадают с названием танцевальных движений. Сейчас девочки продемонстрируют танцевальные движения «рисующие» предметы быта.
Художественно- хорегорафическая композиция «Орнамент танца».
Воспитатель: Ребята, давайте для нашей новой юрты сделаем ковер- текемет, чтобы было тепло и уютно в юрте.
Дидактическая игра «Укрась ковер». В наши ковры мы вложим свое сердце, свою любовь, свою душу. Вот и получилось наши ковры –текемет.
А сейчас ребята пожелают гостям слова пожелания.
1. Пусть над нашей землей светит ярко солнце!
2. Пусть вокруг растут красивые!
3. Пусть на лугах пасутся овцы,
4. Пусть все люди будут счастливы и здоровы!
Песня «Атамекен».