Елена Баранюк
Раз словечко, два словечко — будет песенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Раз словечко, два словечко — будет песенка
Баранюк Е. И. Музыкальный руководитель ГБОУ Прогимназия «Талант»
Г. Санкт-Петербург
№ 675
…РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО – БУДЕТ ПЕСЕНКА…
Идет урок музыки во втором классе. За инструментом ученица этого же класса Катюша Б. Звучит Менуэт Бокерини. Дети затаили дыхание, а я наблюдаю за ними, за эмоциями, которые выражаются на их лицах. И вот – чудо! Отзвучал последний аккорд, потом несколько секунд тишины и детское восхищение «Ах!» Ребятам понравилась музыка, то, что играла их соученица, то, что музыка узнаваема, т. к. сами они тоже танцуют Менуэт, знают эпоху, в которой этот танец был моден, какие прически, наряды тогда носили. Все это они проходят на уроке по программе Исторический танец. Потом долго беседуем с ребятами, говорим о возможностях музыки, а возможности эти огромны. Это особый мир. Это как бы космос искусства. В нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Но эти эмоции должны быть развиты.
Публикация «Раз словечко, два словечко — будет песенка,» размещена в разделах
Вот этой проблемой я занимаюсь в Прогимназии «Талант» уже несколько лет. Мне хочется, чтобы занятия по музыке стали для ребят минутами радости, источником приобщения к великому искусству. Уверена, что музыка активно воздействует на ребенка, способствует становлению гармонической личности, формированию музыкального и, более широкого, эстетического вкуса.
Психологи считают, что у любого ребенка есть множество способностей, в том числе и к музыке. Уже в 8-9 месяцев ребенок реагирует на звучание ритмической музыки – старается переступать с ноги на ногу, приседает и подпрыгивает – все это очень физиологично в этом возрасте.
Дети – это изумительные философы, а именно дошкольный возраст самый плодотворный период для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «Ах» должны основываться решения познавательных и эстетических задач.
Процесс приобщения к музыкальному искусству многогранный и сложный, и начинать его нужно с раннего детства, используя для этого различные методы и приемы. Интересно наблюдать, как постепенно пробуждаются эмоции малышей, как они входят в музыкальный образ, как начинают работать их фантазии и воображение, как при помощи педагога дети сами создают игровые импровизации и танцевальные композиции.
В нашей Прогимназии «Талант» занятия по музыке проводятся в дошкольных группах три раза в неделю, а в школе два раза. Кроме занятий по музыке, дети с удовольствием посещают и два занятия в неделю по хореографии (младшая и средняя группы один раз в неделю). Передав такой вид деятельности, как музыкально-ритмические движения, профессиональному хореографу, могу с удовлетворением сказать, что это дало положительный результат.
Теперь на занятиях по музыке можно уделить больше внимания изучению нотной грамоты, что, в свою очередь, позволит добиться более чистого интонирования в пении, развивать музыкальные способности детей: слух, ритм и память.
Для более активного восприятия музыки, перед знакомством с музыкальным произведением, я теперь могу почитать детям стихи Тютчева, Пушкина, Есенина, Симонова, показать репродукции художников Шишкина, Левитана, Серова, Шилова, Глазунова.
На занятиях необходимо, чтобы дети получали, как можно больше положительных эмоций.
Они должны получать заряд радости, научиться через музыку познавать окружающую действительность, поверить в себя, в свои силы. Необходимо каждого ребенка подбодрить, похвалить, поддержать его веру в себя.
Основные понятия музыкальной грамоты, теорию музыки, гармонии и сольфеджио, а также всю музыкальную терминологию важно дать с самого начала, с самого раннего возраста, в доходчивой и понятной для ребенка форме. Очень помогают мне в этом сказки В. В. Кирюшина из Библиотеки музыкального мифа. В них рассказывается о братьях Консонансе и Диссонансе, о расположении всех нот на клавиатуре фортепиано, об интервалах, их строении и эмоциональных характеристиках.
Если даже наши дети никогда в дальнейшей жизни не будут обучаться в музыкальной школе, то занятий, построенных на основании текста этих сказок, будет достаточно для того, чтобы научить каждого ребенка различным «премудростям» музыкального языка.
Вместе с детьми мы сами сочиняем сказки. Мы дали названия всем звукам: Добрый, Решительный, Милый и т. д. Каждого поселили в свой домик. Прослушав сказку про Фальшивую ноту, дети поняли, что если звук назвался другим именем, а звучит по-своему, то это и есть фальшивая нота. Они прекрасно знают, сколько линеечек в общем нотном доме, на какой из них или между ними живет Милый или Решительный звук, что есть злые зверьки под названием Секунды и от чего у них только по два колючих волоска на голове и т. д.
В каждой сказке на подсознательном уровне дается информация, связанная с освоением музыкального языка, который при обычной методике изучается долгие годы и лишь в специальных заведениях.
Дети подготовительной группы к концу года отлично ориентируются в пределах первой октавы, знают расположение нот на нотном стане и могут прочесть несложные распевки. Они отлично решают ритмические задачи, определяют сильную и слабую долю, отличают 2-х дольный размер от 3-х дольного, знают длительность нот, выкладывают различные ритмические рисунки на фланелеграфе, а это, в свою очередь, положительно сказывается на пении детей.
Дети стали петь чисто, внимательно следят за движением мелодии, выдерживают паузы, четко произносят слова и их окончания, следят за правильным дыханием, стараются петь с оттенками, музыкально и получают от хорошего пения удовольствие. Теперь они сами частенько просят спеть песню, которую мы учили полгода, год назад.
Я очень много работаю над подбором музыкального песенного репертуара. Приходится просмотреть массу сборников, чтобы подобрать хорошую песню, где и музыка и стих были бы на уровне детского восприятия.
Предлагая ту или иную песню, советую детям сразу представить себе самих себя в образе героев (будь то цветочек, собачка или ребенок). Дети и в самом деле живут жизнью персонажа песни, потом придумывают продолжение истории, потом изображают в подробностях ту или иную ситуацию, происшедшую с этим героем, а потом я наблюдаю целую оперу или балет на определенную тему.
Вот такие импровизаторские спектакли и подтолкнули меня к работе над мюзиклами. Мне показалось, что именно в мюзиклах дети раскроют свои творческие способности еще больше. Сначала это был мюзикл Б. Савельева «Кот Леопольд и мыши». Участвовали в нем старшая и подготовительная группы. Герои этого мюзикла любимы детьми, музыка у всех на слуху и, поэтому, объединив 5-6 песен в общий сюжет, мы очень быстро поставили целый спектакль. Герои по ходу действия предлагали детям спеть ту или иную песню, которую те заранее выучили на музыкальном занятии.
Потом был поставлен мюзикл «Зоопарк». Тут действие происходило в зоопарке, дети рассказывали стихи, пели песни о животных, птицах, рыбках, танцевали и просто отгадывали загадки по этой же теме, изображая животных.
И в конце этого года мы поставили мюзикл «Небылицы» по стихам Г. Остера и песням В. Шаинского. Участвуют в нем старшая и подготовительная группы, 1 и 2 классы. Сюда вошли «Вредные советы» (которые дети учат с особой радостью) и песни В. Шаинского.
Каждая группа детей выучила свой выход, обыграла свою песню, выучила свой стих, подготовила костюмы своих героев. Лишь две репетиции понадобились, чтобы объединить все эти номера в единый спектакль. На Новый год мюзикл был показан родителям. Нужно было видеть, как старались наши дети, как артистичны они были, как им самим все это нравилось!
Ну, а реакция родителей была еще более восторженной, чем выступление детей. Многие потом подходили и говорили мне, что ясно увидели разницу в музыкальном развитии детей старшей, подготовительной группы и учеников школы, увидели, как вросли дети за три года работы. Меня это очень обрадовало, ведь это очевидный результат моих стараний! После репетиций и выступлений дети поют песни, которые пели другие группы, т. е. творчество композитора осваивается полнее, чем я могу дать только на занятиях.
Родители отмечают, что дети их стали лучше двигаться, владеть своим телом, радоваться слаженным движениям их детей с музыкой. Это прямой результат работы с ними профессионального хореографа, ведь сам качественный показ того или иного движения влияет на малышей больше, чем любой образный рассказ. Дети любят танцевать, появились любимые танцы, у каждого ребенка свой партнер или партнерша. Входят дети в зал только парами, разминку проводят в паре, каждый партнер обязан посадить свою партнершу на место и только после этого может сам занять место рядом с ней.
Все наши занятия, праздники, развлечения должны вызывать у детей как можно больше положительных эмоций. Мы стараемся избежать репетиций, прогонов, натаскиваний.
Что же мы предлагаем? Побольше сюрпризов, подготовленных воспитателями, родителями, приглашенными артистами. У нас есть свой театр «Мы». Дети от 5 до 10 лет посещают занятия в театре, поют, танцуют, готовят различные номера для показа их на общих мероприятиях. Дети обожают своих сверстников. Они их знают, любят и они им близки. Все выступления наших артистов проходят всегда с успехом. Одним словом, работы много, но результат всегда приносит удовлетворение. А результат нашей работы – это восхищенное детское «Ах!».
Педагог музыкант учит детей не только пению и танцам, но и состраданию, доброжелательности, светлому, радостному восприятию жизни.
Постепенно дети преображаются. Шире раскрываются их творческие способности. Многие дети продолжают музыкальное воспитание в музыкальных школах, хоровых и танцевальных коллективах.
МУЗЫКА ВОШЛА В ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ ПРОСТО, ЕСТЕСТВЕННО И ВСЕГДА БУДЕТ
С НИМИ!