кубышкина ольга
Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность этой проблемы обусловлена обновлением подходов к построению образовательной деятельности с дошкольниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно-ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение диалога.
Взаимодействие взрослых с детьми, ориентированно на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития.
Публикация «Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности» размещена в разделах
В речевом развитии ребенка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет расширения зоны общения взрослых с детьми.
Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, мы, воспитатели, на протяжении всего дня, пребывания ребенка в детском саду делаем его более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для НОД.
Мы, воспитатели, наверно должен быть готовы к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.
В работе по развитию речи детей я использую следующие формы совместной деятельности :
• наблюдение и элементарный труд в природе;
• сценарии активизирующего общения;
• игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
• слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
• инсценирование и элементарная драматизация;
• игры на развитие мелкой моторики рук;
• дидактические игры и упражнения;
• бытовые и игровые ситуации;
• элементарное экспериментирование.
Мы, воспитатели, должны спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как перемещаются с места на место - они занимают позицию то рядом, то вдалеке.
Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от искреннего интереса к детям.
Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, мы учим детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Ведь ребенок, который наблюдательный, способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир у него значительно шире.
Я для работы, отбираю наиболее доступные явления окружающей действительности; наблюдения в природе, за животными, птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни, провожу беседы.
Воспитатель заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Я стараюсь оживить в памяти детей ранее полученные впечатления, помогаю уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки явления.
Поощрять даже небольшие проявления творчества, стараться развивать стремление к выполнению задуманного, побуждать к самостоятельному поиску решений.
Наверное наша задача – подводить детей к преодолению трудностей, завершать начатое дело. Добиваться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста это нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. Поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.
Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересными развлечениями, но и обязанностями. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие.
Воспитывать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий. Я стараюсь сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным. Трудное и малоприятное – доступным. Для этого использую все имеющиеся в арсенале средства: интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыграть каждый этап занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными.
Формирование интересов происходит более успешно, если осуществляет индивидуальный подход к детям.
Наблюдая за деятельностью детей, видим, чем они чаще всего занимаются, во что играют. Анализируя результат детской деятельности, как в зеркале, отражает интерес каждого воспитанника. А вопросы детей – яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы интересы.
Не все «трудные» детские вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию в отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут, что это такое». Хорошо иногда озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь – почему?», предоставив ему возможность самому рассуждать.
Организуя различные проблемные ситуации, предлагаю детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают познавательные действия в определенной последовательности: сначала вычленяют объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами, приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической деятельности.
Организуя интеллектуально-практическую деятельность, Мы воспитатели постоянно помним о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становится активным достоянием ребенка.