Светлана калина
Семинар-практикум для родителей «Растить мы патриотов помогаем и славу не уроним мы и честь»
▼ Скачать + Заказать документы
Растить мы патриотов помогаем и славу не уроним мы и честь
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№21 «Дюймовочка»
Семинар — практикум для родителей
«Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь»
Выполнила: воспитатель
Калина Светлана Васильевна
2020
Семинар — практикум для родителей
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Растить мы патриотов помогаем и славу не уроним мы и честь“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
«Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь»
Цель: содействие поддержке системы патриотического воспитания в общеобразовательной школе через организацию педагогического просвещения для родителей, активизация родительского участия в воспитании детей.
Задачи: - установить партнерские отношения между педагогом, детьми и родителями;
- повысить компетентность родителей по вопросам патриотического воспитания;
- вызвать интерес родителей к этой проблеме;
- развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать.
1. Вступление
Вед. Как помочь детям стать патриотами своей Родины, как своевременно поставить заслон предательству, псевдопатриотизму? Об этом пойдет сегодня наш разговор на семинаре, тема которого "Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь". Есть ли пути, ведущие к воспитанию детей, беззаветно любящих свою Родину? Эти мысли волновали педагогов всех времен. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству», – считал основоположник научной педагогики Константин Ушинский.
Патриотическое воспитание - один из сложных и многогранных аспектов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Его реализация сложна и вместе с тем является наиважнейшей отраслью воспитания дошкольников. Давно известно, что основные фундаментальные мироощущения будущего гражданина, связанные со своей Родиной, закладываются в детстве. Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Хочется напомнить, что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят» Омар Хайям. Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для нас - россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Сегодня наша встреча и посвящена тому, как ввести растущего человека в мир родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается судьба, как научить его любить свой край. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится и трудится, способствуют осознанию себя как личности, как достойного гражданина своей страны.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры…
Ни для кого не секрет, что важное место в воспитании и развитии дошкольников имеет игра. В своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития. Наша цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Великое чувство патриотизма складывается : из любви к Родине, уважения к женщине, почитания матери, сохранения семейных уз, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, исполнения гражданского долга, памяти о нашем героическом прошлом, активного участия в настоящем.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье, ближним родственникам, к месту, где родился - своей малой родине.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви к Родине и уважения к ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей Родины. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Патриотизм - что стоит за этим словом? Почему мы так к нему стремимся? Что такое истинный патриотизм? По каким признакам (критериям) определить, что ты патриот? На эти вопросы мы постараемся ответить. Итак, кто такой патриот… Заполните, пожалуйста, кластер.
2. Мозговой штурм «Что такое патриотизм»
Родители заполняют кластер, зачитывают ответы. Примерные ответы.
• Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.
• Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом.
• Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны, лучше нашей.
• Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
• Готов стать на защиту Отечества.
• Отстаивает престиж свой страны.
• Знает государственную символику.
• Готов отдать своей Родине все силы и способности.
• Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом.
• Строит своё будущее, связывая его только со своим Отечеством.
• Знает свой родной язык.
• Знает историю своей страны, гордится своими предками.
Вед. Вы дали свою трактовку понятия слова «патриот». Предлагаю обратиться за помощью к словарям.
Википедия. Патриотизм (греч. — соотечественник, — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.
Философская энциклопедия. Патриотизм (от греч. - соотечественник, родина, отечество, любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Словарь Ожегова. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Толковый словарь Ушакова. Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.
«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». В. А. Сухомлинский
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». (А. Н. Толстой)
«Высочайший патриотизм — страстное, беспредельное желание блага Родине». Н. Г. Чернышевский
Подведение итогов. Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас. Сегодня стали актуальными проблемы воспитания защитников Края, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы и понимаем, что воспитание патриота сейчас очень значимо. Нельзя не согласиться со словами В. Маяковского
Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден.
Отечество славлю, которое есть; но трижды - которое будет.
…И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою,
Пою мое отечество, республику мою!
Наша встреча закончена. Спасибо за плодотворную работу!
Презентация
Семинар — практикум для родителей
«Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь»
«Никто не может стать сыном своего народа,
если он не проникнется теми основными чувствами,
какими живет народная душа»
Автор: В. В. Зеньковский
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера.
Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Вед. Как помочь детям стать патриотами своей Родины, как своевременно поставить заслон предательству, псевдопатриотизму? Об этом пойдет сегодня наш разговор на семинаре, тема которого "Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь". Есть ли пути, ведущие к воспитанию детей, беззаветно любящих свою Родину? Эти мысли волновали педагогов всех времен. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству», – считал основоположник научной педагогики Константин Ушинский.
Сегодня наша встреча и посвящена тому, как ввести растущего человека в мир родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается судьба, как научить его любить свой край. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится и трудится, способствуют осознанию себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны. Патриотизм - что стоит за этим словом? Почему мы так к нему стремимся? Что такое истинный патриотизм? По каким признакам (критериям) определить, что ты патриот? На эти вопросы мы постараемся ответить. Итак, кто такой патриот… Заполните, пожалуйста, кластер.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки.
«Узнай и назови пословицу по картинке»-показ картинок.
Давайте и мы сейчас их вспомним:
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Предлагаю провести состязания эрудитов под названием:
I раунд.
«Путешествие в прошлое России»
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
5. Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечек)
6. Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?
(Чугунки, ухваты, горшки.)
II раунд.
Из истории русского народного костюма.
1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?
(Порты)
В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.
Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом государства. Предлагаю следующие задания.
Что означают цвета флага?
Мир и чистота благородства.
Честность верность и правда.
Смелость и великодушие.
Дидактическая игра
Составь целую картину из частей. (Герб РФ, Герб Оренбургской обл.)
И в конце нашего семинара традиционно решим
Кроссворд «Солнышко».
1. Как в старину называли дом? (Изба)
2. Один из православных праздников? (Пасха)
3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
7. Население определенной стороны? (Народ)
8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
10. Человек любящий свою страну? (Патриот)
(Написание букв вести по кругу по часовой)
Молодцы, все справились с заданиями. А дети наши вырастут и будут любящими гражданами, которые помнят и ценят свою историю!