Татьяна Миронова
Проект «Растим патриотов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Растим патриотов России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Нужно помнить, воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Постановка проблемы
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Проведенная нами диагностика на начальном уровне исследования показала, что уровень патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста сформирован на низком уровне. Патриотические представления зачастую носят поверхностный, неосознанный и бессистемный характер. Также нами было проведено анкетирование среди родителей, которое показало, что большинство родителей не понимают, что очень важно начать формировать у детей любовь и уважение к своей Родине уже в дошкольном возрасте. Выявлены неполные знания и понимание родителей о том, что такое патриотическое воспитание. Большинство родителей не понимают роль семьи в патриотическом воспитании.
Учитывая полученные результаты диагностики и уровень познавательного развития детей, нами был разработан педагогический проект по информационно – познавательному воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Растим патриотов России».
Новизна проекта заключается в том что, патриотическое воспитание происходит через игровые пособия, позволяющие реализовать потенциал ознакомления с историей и культурой страны как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. Если использовать дидактические игры, с современными методиками обучения, то возможно развить у детей интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам и получить высокие результаты по развитию и коррекции всех сторон речи ребенка, повысить уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
Цель проекта.
- Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к Родине, родному городу, отчему дому.
- Приобщение детей к народным традициям и обычаям.
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и понимание значимости близких людей в жизни ребёнка, семьи.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
-Учить жить дружно, помогать друг другу
Развивающие:
- Развивать у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки
- Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Формировать у детей положительное отношение к детскому саду.
- Формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
- Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту родного края
-Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
Методы и формы работы
Для успешной реализации данного проекта использую методы и приемы, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к речевой деятельности.
Наглядный метод - наблюдение, демонстрация, использование ТСО (проектор, компьютер).
Метод демонстрации: рассматривание предметов, показ образца, показ способа действий, демонстрация картин, иллюстраций
Словесные методы и приемы: объяснение, рассказ воспитателя, рассказывание по игрушкам и картинкам, чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические и игровые методы и приемы: дидактические упражнения,
моделирование, выполнение заданий по образцу, совместное изготовление атрибутов, дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, хороводные игры
Ожидаемые результаты.
Для детей:
- Повышение нравственного уровня воспитанников.
- Расширение кругозора детей, их интереса к истории страны.
- Развитие инициативы, самостоятельности.
- Преобразование предметно-игровой среды группы.
- Появление у детей чувства гордости за Россию, уважение к истории
страны, народу.
- Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах,
названных в честь героев войны, памятниках и других культурных
ценностях.
- Сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и
навыков.
Для родителей:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
- Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с д / с по
вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Для воспитателей:
- Повышение профессионализма.
- Внедрение инновационных методов в работе с детьми и родителями.
- Пополнение предметно - развивающей среды группы.
- Самореализация.
Этапы работы над проектом
План – график мероприятий
1 этап – предварительный
Цель: подготовка материально-технического, методического обеспечения организации проектной деятельности.
Мероприятие Цель Сроки проведения Ответственный Выход документа
Составление плана мероприятий по реализации проекта.
Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Изучение методических разработок, имеющихся в методическом кабинете детского сада.
Организация предметно-развивающей среды в групповой комнате.
Диагностика (определение уровня знаний детей по теме проекта).
Анкетирование родителей. Цель: мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Сентябрь 2023 Воспитатели
Список литературы, информационные
источники для работы.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Перспективное планирование.
II этап – основной
Цель: организация проектной деятельности; реализация запланированных
мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей
Перспективный план работы по осуществлению проекта
Мероприятие Форма работы с детьми Форма работы с родителями Форма представления результата
Октябрь
«Мой город, в котором я живу»
Задачи: Закреплять знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности. Формировать понимание выражения «малая родина».
Дать представление о достопримечательностях города. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
1. Составление коллективного рассказа детьми о родном городе. (Речевое развитие)
2. Фотовыставка: «Город Саранск прежний и сейчас». (Познавательное развитие)
3. Рисование на тему «Там, где я живу красиво»
4. Альбом «Достопримечательности Саранска» Беседы: «Детский сад – наш дом родной».
«Наша группа», «Кто работает в детском саду»
«Наш город Саранск вчера сегодня», «Достопримечательности города»
Экскурсия по детскому саду.
Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
Н. Ярославцев «Детский сад», И. Гурина «Дошколята»
Г. Шалаева «Детский сад второй ваш дом»
Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций о детском саде, рассматривание иллюстраций достопримечательности Саранска
Дидактические игры:
Игра «Кто в домике живет?», «Узнай по голосу», «Чудесный мешочек
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «В гостях у друзей»
Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках»,
Настольные игры: «Отгадай и назови», «Где чей домик», «Чей малыш»,
Театрализованная игра: «Теремок», «Репка»
Пальчиковые игры: «Детский сад», «Детки»
Конструирование.
«Дом в котором я живу»
Аппликация: «Мой дом» Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».
Консультации для родителей «Ребенок и детский сад».
Альбом «Достопримечательности Саранска»
Ноябрь
Задачи: Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним
1. Анкетирование родителей по проекту «Воспитываем патриотов». Предложить родителям принять участие в создании предметно-развивающей среды группы.
2. Составление рассказов детьми по теме: «Я расскажу вам о своей семье». (Речевое развитие)
3. Работа над понятиями: имя, фамилия, отчество
4. Лэпбук «Моя Семья» Беседы
«Моя семья»,
«Праздники в моей семье»
«Кем работают родители»
ООД «Моя дружная семья»
Чтение художественной литературы.
К. Ушинский «Петушок с семьёй»
А. Барто «Посидим в тишине»
Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас»
Н. Майданник «Моя семья»
Дидактические игры.
Д/ и: «Назови ласково», «Вежливые слова»,
Подвижные игры
«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках»,
Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья»,
Настольные игры
«Собери семью», «Ассоциации», «Мой дом».
Лепка «Семья»
Рисование «Моя семья»
Аппликация «Платье для любимой мамы» Консультации «Что такое семья? «Семейные ценности»
Сбор фотографий на фотовыставку «Я и моя семья»
Конкурс поделок «Золотые руки моей мамы»
Консультации «Что такое семья? «Семейные ценности»
Сбор фотографий на фотовыставку «Я и моя семья»
Конкурс поделок «Золотые руки моей мамы»
Лепбук «Моя семья»
Декабрь
«Наша Родина-Россия»
Задачи: Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество, Знакомство с символикой России, воспитывать любовь к своему Отечеству.
1. «Моя страна». Формирование у детей представлений об истории, культуре, традициях народа. (Познавательное развитие)
2. «Символика России». Прослушивание гимна России, раскрашивание нарисованного флага. (Художественно-эстетическое развитие)
3. Развивающая игра - пазл «Наша Родина» Беседы: Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций с изображением Российских символов, достопримечательностей, и т. д.
«Москва - сердце России»
«Государственные символы России»
«Достопримечательности Москвы»
«Чем славиться Россия»
Чтение и заучивание стихов о родине и о Москве.
Дидактические игры.
«Узнай наш флаг»,
«Собери Флаг»,
«Узнай по описанию»,
«Наша Родина»
Подвижные игры:
«Пятнашки», «Заря – зарница», «Герои России».
Рисование:
«Русская березка»
Аппликация:
«Флаг России».
Слушание музыки:
Этюд «Ах, ты, береза русская!», гимн России, Песни о России.
Консультации:
«Я живу в России»
Папка – передвижка «Моя родина-Россия»
Развивающая игра- пазл «Наша Родина»
Январь Февраль
«Наши защитники»
Задачи: Уточнять и расширять представления детей о Российской Армии, познакомить с родами войск. Воспитывать уважение к армии, охраняющей нашу Родину.
1. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой). (Речевое развитие)
2. Рассматривание альбома «Военная техника» (Познавательное развитие)
3. Изготовление подарков для пап и дедушек ко Дню защитника Отечества. (Художественно-эстетическое развитие)
4. Игра на липучках «Кому это принадлежит». Беседы
«Мой папа».
«Рода войск»
«Военная техника»
«Наша армия родная»
Рисование
«Летят самолеты».
Аппликация
«Открытка 23 февраля»
Лепка
«Танк»
Сюжетно-ролевые игры
«Моряки»
«Госпиталь»
Дидактические игры на военную тематику
Подвижные игры.
«Кто быстрее»
«Я спрячу, а вы найдите» (горячо – холодно)
«Лохматый пёс»
Эстафета
«Мы ловкие, мы сильные»
Чтение художественной литературы.
Я. Длуголенский «Что могут солдаты»
О. Высотская «Мой брат уехал на границу»
Стихи про папу.
Стихи: «23 февраля»,
Прослушивание музыкальных произведений
«Наша армия сильна»
«Бравые солдаты»
Поздравление мальчиков в группе Консультация «23февраля семейный праздник» Игра на липучках «Кому это принадлежит».
Март
Мамы всякие нужны, мамы всякие важны
Задачи: Закрепить знания детей о семье. Воспитывать любовь и уважение к своим близким
1. Беседа на тему: «Нет на свете дороже мамы» (речевое развитие)
2. Составление рассказов «Моя мама лучше всех» (речевое развитие)
3. Рисование «Портрет мамы» (Художественно-эстетическое развитие)
4. Подарок «Маме» (Художественно-эстетическое развитие)
5. Лэпбук «Моя любимая мама» Беседы.
«Мамочка мамуля
Загадки на тему.
«Семья
Подвижные игры.
«Курицы и цыплята», «Наседка и цыплята»
Дидактические игры
«Назови ласково»,
«Как зовут мою маму?»,
Сюжетно-ролевые игры.
«Моя семья», «Дочки матери»,
Чтение художественной литературы.
«Моя бабушка» С. Капупикян, «Мама» Ю. Я
Аппликация «Подарок для мамы»
Рисование «Красивые цветы»
Разучивание песен: «О маме», Консультация: Роль мамы в воспитании ребенка,
«Мама слово золотое»
Лэпбук «Моя любимая мама»
Апрель
«Декоративно прикладное искусство
Задачи: познакомить с декоративно-прикладным искусством мордовского народа, развивать стремление изучать культуру родного края;
прививать любовь к своему народу и к своей малой родине.
1. Беседа: Мордовское декоративно прикладное искусство» (познавательное развитие
2. Рисование «Рушник» (Художественно-эстетическое развитие)
3. Лепка мордовской игрушки «Конь»
4. Консультация для родителей «Народное искусство и детское творчество»
5. Игра на липучках «Виды росписи» Беседы «Кукла -мордовочка»
«Русская народная матрешка»
Описательный рассказ по игрушке «Наряд у куклы мордовочки»
«Знакомство с народными инструментами» : балалайка, дудочка, ложки, бубен.
ОД «Путешествие в мини музей»
Чтение художественной литературы.
Русские народные сказки
Слушание произведений.
«Ах, вы сени», «Кадриль»;
Хороводные игры
«Колпачок», «Каравай»;
Русские народные подвижные игры
«У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Салки». «Волшебный платок»
Аппликация «Красивый мордовский платок»
Рисование украшаем рушник мордовским узором Консультации:
«Декоративно прикладное искусство мордовского народа»
Игра на липучках «Виды росписи»
Май
«Этот День Победы»
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной Войны. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
1. Составление детьми благодарственных писем ветеранам войны. (Речевое развитие)
2. Выставка рисунков «Салют в честь дня Победы». (Художественно-эстетическое развитие)
3. Игра Военная техника» Беседа: Дети герои
Рисование «Салют в честь дня Победы»
Слушание фронтовых песен
Чтение художественной литературы: Заучивание стихотворений о войне
Игра «Символы Победы»
Военные профессии
Сюжетно-ролевые игры
«А ты баты шли солдаты»
Дидактические игры на военную тематику
Подвижные игры.
«Кто быстрее»
Аппликация: Изготовление подарков для пап и дедушек ко Дню защитника
Отечества. Консультации: «День Победы»
Выставка рисунков «Война
глазами детей».
«Свеча памяти»
Игра Военная техника»
III – этап заключительный
Цель: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов; проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
Мероприятие Цель Сроки проведения Ответственный Выход документа
Настольные игры на липучках, альбомы, лепбук
Диагностика
Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
Выявление уровня интеллектуального развития у детей на конец учебного года
Май 2024 Воспитатели
Настольные игры
Диагностичес-
кая карта
Презентация проекта
Результат работы
Результат работы– продукт.
Описание результата работы: сценарий, доклад, презентация и тд.
Обучающиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы.
Педагог выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми».
Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в игровой деятельности, в реальной жизни).
Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты.
Была проведена большая работа по разработке и оформлению материалов, проведен анализ работы за прошедший год, сформулирована тема, цель, задачи проекта, спроектирован предполагаемый результат и этапы последующей работы.
Исходя из этого разработана модель воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Составлена диагностическая карта и перспективный план, который включает в себя работу с детьми старшей группы и их родителями.
В результате проведённой работы по проекту «Растим патриотов России», дети усвоили и показали хорошие знания в соответствии с возрастными способностями. Познакомились со столицей нашей Родины, с символикой и достопримечательностями родного города. Проявили интерес к главным российским праздникам. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с ее народом, бытом и традициями у детей сформировались такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям. За время работы над проектом дети расширили кругозор о своем городе познакомились с достопримечательностями, историей, увидели красоту своей малой Родины. Обогатили словарный запас. Тем самым можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Май
2024 Воспитатели. Отчет о проделанной работе.
Организация работы с родителями
Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Поэтому включение родителей в педагогический процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Поэтому так важно помочь семье возродить и творчески развить лучшие традиции векового народного опыта воспитания детей. Для этого мы используем следующие: формы работы с родителями:
- Анкетирование.
- Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».
- Консультации для родителей «Ребенок и детский сад».
- Консультация: Роль мамы в воспитании ребенка,
«Мама слово золотое»
- Консультации «Что такое семья? «Семейные ценности»
- Сбор фотографий на фотовыставку «Я и моя семья»
- Конкурс поделок «Золотые руки моей мамы»
- Участие родителей в праздниках, конкурсах, развлечениях.
- Участие родителей в изготовлении дидактических игр
- Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов по русским народным сказкам, былинам.
Все это способствует просвещению родителей в области особенностей патриотического воспитания.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- Расширились и углубились знания и представления по следующим разделам проекта : «Мой город, в котором я живу», «Моя семья», «Наша Родина - Россия», «Этот День Победы», «Наши защитники», «Мамы всякие нужны»,
«Декоративно - прикладное исскуство».
- У детей сформировались нравственные качества, необходимые для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, достойных граждан России.
- Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность дошкольников. Дети расширили кругозор о своем городе, познакомились с достопримечательностями, историей, увидели красоту своей малой Родины. Обогатили словарный запас.
- Установилось взаимодействие между всеми участниками проекта.
- Обогатится предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Литература.
1.«Занятия по изобразительной деятельности в средней группе» Т. С. Комарова.
2.«Конспекты комплексно-тематических занятий в средней группе» Н. С. Голицына
3. Детям о народном искусстве Сост. А. А. Грибовская (М., «Просвещение» 2001)
4. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Сост. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина (Детство-Пресс 2013)
5. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2012.
6. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду / Е. А. Алябьева. - М. : Творческий Центр Сфера, 2010.
7. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева// Управление ДОУ. - 2010. - №1. - С. 16-24.
8. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артемова. - М. : Творческий центр Сфера, 2012. - 120с.
9. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// — Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
10. Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) (3).
11. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М. : ОЛМА Медия Групп, 2013г.
12. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М. : Сфера, 2002г.
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.
14. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014
15. О. В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2008 г.
16. О. А. Соломенникова Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 2010.
17. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средняя группа)
М., ЦГЛ, 2004.
18. М. Б. Зацепина Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2010 г.
19. Малофеева Н. Н. Энциклопедия дошкольника. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.