Надежда Лаврентьева
Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов».
Методическая разработка воспитателя 1к. к. Лаврентьевой Н. А.
Тема: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста через ознакомление с русским декоративно-прикладным искусством (вязание)»
Публикация «Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников „Растим патриотов“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятник старины, но и души людей.
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Актуальность темы.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских народных традиций, ремесел, народно-прикладного искусства, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье. Народные традиции - это давнее народное наследие наших предков, из глубины веков явившееся нам. Многие детали забыты и истерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Поэтому по крупицам собираем все, что связано с обычаями и обрядами нашего народа, стараемся возобновить, преумножить, дополнить своими современными традициями. Народные традиции широко представлено и народным декоративно-прикладным искусством.
Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован.
Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Мы попробуем проследить, как развивалось и где применялось народно-прикладное искусство (вязание) в нашей стране с древних времен и до наших дней.
Цель. Воспитывать интерес к истории своего народа, с помощью изучения декоративно-прикладного искусства (вязания).
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с историей вязания, с древним ручным способом изготовления ниток из шерсти животных, дать детям представление о главном символе - крест и показать его значение в жизни крестьян, продолжать учить детей отгадывать загадки, закреплять народные пословицы и поговорки о труде. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом.
Развивающие: развитие любознательности, мелкой моторики рук, внимания, побуждать детей к участию в практической деятельности в каком-либо мастерстве.
Воспитательные : воспитывать эстетические чувства, аккуратность, терпение. Расширение представлений об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших).
Оборудование: веретено, крючки, спицы, чесалки, разноцветные клубки шерстяных ниток, ножницы, клей, плакат с рисунком.
Используемые технологии: игровая технология, технология индивидуализации обучения, педагогика сотрудничества
План
1. Вводная часть
а) история вязания
б) загадки
в) объявление темы занятия
г) экскурсия по смоделированной «Русской избе»
д) показ иллюстраций с изображением «Русской избы»
2. Основная часть
Бабушкина сказка:
а) как и из чего изготавливают нитки
б) разговор клубка со спицами (загадки)
в) физкультминутка
г) крест - главный символ солнца
д) значение цвета
е) изготовление связанных цепочек для главного символа солнца
ж) отдыхалочка для глаз
е) коллективная аппликация «Колобок»
з) коллективное сочинение конца сказки
3. Итог
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия в виде объяснения, рассказа, беседы. Рассмотрим каждый из этих приемов.
Вводная часть
Сегодня мы плохо представляем свою жизнь, а точнее свой гардероб, без вязаных вещей. С самого детства нас окружают вязаная одежда - носки, свитера и кружевные изделия. Но мы не задумывались о том, откуда пришло вязание, и кто был первым, сделавшим петлю из плотной шерстяной нитки при помощи спиц или тонких прутиков. Одним из первых известных вязаных изделий древности был детский носочек, найденный в египетских гробницах при их раскопке.
Вязание зародилось задолго до нашей эры, хоть изделия сохранились лишь в виде изображений на стенах и на посуде. Это и понятно, ведь вязаная одежда плохо сохраняется и велика вероятность, что одни вещи распускали и вязали из ниток новые, ведь в древности производить шерстяные нити было сложнее. С давних времен начали люди вязать и любопытно, но первыми этим стали заниматься мужчины. Они плели рыбацкие сети, ловушки для птиц, теплую одежду. Мужчины стригли шерсть после овец, коз, верблюдов, из которой пряли нитки. Затем они вязали теплые накидки, одеяла, чтобы укрыться в холодное время. Для вязания использовали гусиное перо, палочку с заостренным, загнутым концом - крючок, которым захватывали петельку, одну за другую и получалось полотно.
Ручные вязаные вещи защищали рыбаков от дождя и ветра. А шотландцы - островитяне вязали крючком свитера с пестрыми разноцветными рисунками. Каждая деревня имела свои вязки, а каждая семья - свои узоры, которые передавались из поколения в поколение.
Теперь вязание - женское занятие, хотя в Норвегии, Франции, Англии до сих пор вяжут мужчины. Сначала вязали гусиным перьям, затем на смену пришел крючок.
В России вязание крючком появилось в конце позапрошлого столетия (в 19 веке, в то время, когда русские рукодельницы-мастерицы вязали кружева, заимствуя узоры народной вышивки. В связи с тем, что искусство современного вязания крючком является несложным и вполне по силам любому желающему овладеть этим видом рукоделия, оно быстро стало популярным и любимым занятием многих людей.
Вязаные вещи очень были нужны нашим бойцам на фронте в войну. Ребята готовили подарки для бойцов, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года вязали перчатки, варежки, подшлемники, носки, шарфы, свитера. Этой всей работой занимались девочки.
Ход занятия
Объявление темы занятия
Педагог: Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, побываем в крестьянской избе, узнаем как и из чего изготавливали нитки, а так же свяжем цепочки, чтобы сделать аппликацию с главный символ солнцем.
Экскурсия по смоделированной «Русской избе» и (картинки с изображением русской избы)
Мы с вами пришли в избу, здесь все устроено так, как было в настоящих крестьянских избах много-много лет назад.
Большое место занимала печь. Она играла огромное значение в жизни крестьян. Почему? Это приготовление пищи. Это отопление помещения.
На ней есть палати (специальная лежанка) где зимой спали дети и старики.
В избе была подвешена к потолку люлька. Зачем она? Правильно – так качали младенцев. И конечно же в избе был большой стол с лавками. А почему он такой большой? В крестьянских семьях было много детей. За таким большим столом могли сидеть сразу все члены семьи.
Рассаживайтесь на лавки и слушайте.
2. Основная часть
Бабушкина сказка:
Сейчас я вам расскажу сказку.
Жила – была бабушка. И была у нее овечка. Бабушка очень любила свою овечку. Летом она пасла ее на лугу. А еще она косила траву и сушила ее. Как называется такая трава? Сушеная трава называется сено. Бабушка запасала сено, чтобы кормить овечку зимой, потому что трава – самая любима еда для овечки. А зимой свежей травы не найти. Вот и кормила бабушка свою овечку зимой сеном.
Однажды надумала бабушка связать своим внукам к зиме носки да варежки. Но где взять шерстяных ниток? И бабушка сделала вот что. Повела она овечку пастись поближе к реке. Завела овечку в реку и помыла с мылом. Шубка у овечки была пыльная, грязная, а сделалась чистая, белая. Высохла шерстка у овечки на солнце. Бабушка повела овечку домой и подстригла ей шерсть. Состриженная шерсть называется руном.
Овечка обрадовалась, ведь ей будет не жарко. Поблагодарила бабушку.
Дети: как и из чего, изготавливают нитки?
А бабушка взяла шерсть и понесла в дом. В избе у бабушки есть прялка и веретено. Села она и стала прясть. Так получились шерстяные нитки.
- А какого цвета получается нитки? Нитки будут того же цвета, что и шерсть. А вот, чтобы они были разноцветными их красят специальными красителями. Из этих шерстяных ниток можно уже вязать носки, варежки, шапки, шарфы и т. д. Но нужно еще какое-то приспособление? Да это спицы - палочки тонкие и гладкие с заостренными концами. Приготовила бабушка все это и думает: «завтра начну вязать, сегодня уже поздно». Оставила она шерсть и палочки на столе.
Разговор клубка со спицами (загадки)
А ночью случилось вот что. Скучно было спицам и клубочку. Решили они загадывать загадки. Сначала клубок загадывал загадки спицам.
1. По горам, по долам ходит шуба да кафтан (овца)
2. На корову я похожа
И рога есть у меня
В поле травку ем гуляя
И даю всем молока? (коза)
3. Зверь я горбатый
А нравлюсь ребятам (верблюд)
4. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, грызет морковку (кролик)
5. На сене лежит, сама не ест
И другим не дает (собака)
Педагог: ребята, а как вы думаете, почему все загадки о животных?
Дети: потому, что из шерсти этих животных делают нитки для вязания.
Физкультминутка
А потом спицы и клубок стали играть. И мы сейчас поиграем в игру:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Мы отдохнули, поиграли, а теперь продолжаем сказку.
А спицы с клубочком играли в игру догонялки. То спицы догоняли клубок, то клубок катился за спицами. Потом они стали валяться, кататься и путаться. И когда все нитки запутались вокруг спиц, они успокоились. Утром бабушка пришла и что же она увидела? Крючки расположены в форме креста, а нитки равномерно обмотаны вокруг четырех сторон.
Крест – главный символ солнца
Крест - главный символ солнца и главный оберегающий символ славян.
Православные люди чтут крест как знак распятия Иисуса Христа и как знак христианской веры.
«Крестец» имеет равные стороны и делается из одинаковых по размеру палочек. Древние хозяюшки прикрывали им открытую посуду, его клали в амбаре поверх зерна. На праздник Крещения Господня крестцы ставили по углам комнат, на окнах, над дверями. Крестец из четырех лучей считается оберегом для женщин, а из шести для мужчин.
Значение цвета
И, конечно же, имеет значение цвет ниток, которыми обвязывают лучи:
красный - это само солнце, огонь, горячая кровь;
желтый - тепло, младенчество;
зеленый - здоровье, молодость;
синий - высокие помыслы, духовно очищение;
черный - сила, власть, богатство, крепкая семья;
белый - чистота.
Педагог: а еще наши крючки, спицы и ниточки залежались и вспомнили и решили по трудиться, потому что труд приносит радость. Народ даже придумал поговорки и пословицы о труде.
Ребята, давайте вспомним, какие вы знаете?
Ответы детей:
Десять раз отмерь, один раз отрежь;
Сразу всему не научишься;
Скучен день до вечера, коли делать нечего;
Делу время, потехе час;
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
Сделал дело, гуляй смело.
Педагог - А еще можно вязать другими предметами
Загадка - Шагает мастер по дорожке,
Шаги прокладывает ножка.
Туда - сюда ныряет,
Всех надевает.
Шагает, ныряет.
Дети - крючок.
Педагог - А еще для работы нам потребуется такой предмет:
Загадка: Два кольца, два конца, а посередине - гвоздик.
Дети: это ножницы.
Педагог - А теперь вяжем и покажем, что можно сделать из вязаных цепочек.
Педагог: наши дети уже закончили и теперь все со мной немного поиграем и дадим отдохнуть нашим глазкам.
«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
Педагог: нам дети из младшей группы передали нарисованную картину, а красок и карандашей у них не было. Можно им помочь и раскрасить ее нашими красивыми цепочками?
Педагог - Ребята, вы догадались, к какой сказке малыши нарисовали картину? Я думаю, что наши ребята справятся, ведь они умеют приклеивать цепочки, но нашим глазкам нужно немного отдохнуть.
«Отдыхалочка»
Мы играли, мы вязали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем
Коллективное сочинение конца сказки
Педагог: а чем же закончится наша сказка?
Как вы думаете, подружились крючок с клубком?
Дети: я тоже думаю подружились. И больше они не путались. От их совместной дружбы в умелых руках появляются такие теплые красивые вещи, как кофты, шапки, шарфы, носки, варежки и другие вещи.
3. Итог
Педагог: Понравилась вам сказка?
А что нового вы сегодня узнали?
Вот и пришел срок подвести итог. Звучит песня «Маленькая страна».
Девочки, вы меня очень порадовали своими знаниями по рукоделию. Удивили меня быстротой вязания, своей изобретательностью и творчеством. Если бы вы не занимались в течение учебного года, вы бы не смогли показать такие хорошие результаты. Недаром гласит русская пословица: «Без хорошей тренировки - нет умения, сноровки». Это вы сегодня и доказали.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград : Учитель, 2007, 203 стр.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.
5. Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт. -сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. – М. : АРКТИ, 2007. – 32с., ил. – (Мастерилка)
6. Веракса Н. Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» 191 стр.