Жанна Большакова
Консультация «Растим патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
«… Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал…
К. Симонов
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.
Публикация «Консультация „Растим патриотов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст наиболее чувствителен к воспитанию патриотизма. В этом возрасте дети достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие к взрослому и подражание старшим. Впечатления и переживания в детстве имеют огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка и запоминаются на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей.
Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.
Любовь ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Для успешной реализации целей нравственно-патриотического воспитания важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что их большая Родина – Россия.
Существует пословица: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда». Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным своеобразием его родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Именно поэтому, работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников целесообразнее начинать с их приобщения к истории и культуре родного края.
Принципы, которые необходимо учитывать в работе по нравственно-патриотическому воспитанию по региональному компоненту, являются:
-введение краеведческого материала в работу с детьми;
- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего;
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории - творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.
- привлечение детей к участию в городских праздниках, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и весел
-организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному краю должны передаваться детям.
Исходя из этих принципов, следует вывод, что построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию целесообразно разделить по блокам:
«Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).
«Мой родной город (село).
«Мой родной край».
«Наша Родина – Россия».
«Защитники Отечества».
«История России» (Наши предки – славяне).
«Культура русского народа» (праздники, праздники, обычаи; народное искусство).
«Великие соотечественники».
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы должны вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Придёт время и сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее своей малой родины, страны, Отечества. И очень важно, чтобы ознакомление детей с малой родиной, родным городом, страной, Отечеством эффективно повлияло на воспитание у дошкольников патриотических чувств, на воспитание личности с активной жизненной позицией, в центре которой будет осознание собственной ответственности за судьбу Родины, Отчизны.
Список литературы
1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты за- нятий / Н. В. Алешина. – М. : Сфера, 1999. –
2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004 - № 4 – с.
3. Комратова Н. Г, Грибова Л. Ф. патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет:
Методическое пособие. – М. : ТЦ СФЕРА, 2007 – 208 с.