Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Расставляем акценты во взаимообусловленных понятиях: социализация, адаптация, воспитание, развитие
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития технократического мира в педагогической науке с внедрением и реализацией ФГОС ДО, в котором все комплексно и взаимодополняемо, взаимовлияемо возрос интерес к вопросам социализации и адаптации личности в прогрессивном современном социуме. Одно содержание подменяется другим, понятия с легкостью варьируются и видоизменяются, привнося с собой уже новое содержание. Поэтому возникла необходимость уточнить такие основополагающие понятия, как: социализация, адаптация, воспитание и развитие.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Большим количеством теоретических направлений представлена проблема социализации и адаптации, как наиболее общезначимые области научных знаний. А феномен адаптации изучается повсеместно, т. к. по характеру лабилен. При этом теоретические и методологические проблемы адаптации в полной мере до сих пор не решены.
В современной педагогической наука рассматривает два аспекта явления адаптации : развернутые дискуссии по поводу самого понятия адаптация в нескольких направлениях, это споры о сущности адаптации, как процесс, результат и ее состояние равновесия системы «организм-среда» и другой, это рассмотрение взаимодополнения и взаимовлияния понятий : адаптация, социализация и развитие. Так Лотман Ю. М. называл такие специфические термины «знаками эвристического пространства науки». Он обращал внимание на то, что «лавинный рост их частотности в научных текстах и сопровождается утратой необходимой однозначности, уникальности, уникальность данных терминов заключается в том, что они сигнализируют актуальность проблемы, указывают на область, в которой рождаются новые научные идеи»[1, С. 7].
Нам необходимо рассмотреть фундаментальные понятия педагогики, отражающих данные явления - воспитание, развитие, обучение, образование, личность. С развитием педагогической науки содержание данных понятий постоянно уточняется, детализируются и обобщаются. В отечественной педагогике активно входят понятия, как индивидуальность, социализация (ею выражается общественная сущность человека)[2,С. 9].
На наш взгляд суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того макро- и микросоциума, к которому он принадлежит. Ведь социализация это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и, с другой стороны, это процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Так, сегодня актуальным вопросом является взаимообусловленность понятий адаптации и социализации. Эти понятия тесно взаимосвязаны, т. к. отражают процесс взаимодействия личности и общества. Адаптация в общем виде означает приспособляемость, способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды [3,С. 26]. Следовательно, в процессе адаптации происходит активное взаимодействие личности с меняющимися условиями на разных уровнях: физиологическом, психическом и социальном. Ведь смысл и сущность адаптации составляет активное личностно-средовое взаимодействие. А сутью приспособительного процесса с данных позиций является создание спектра потенциальных адаптивных путей развития.
Поэтому любое рассмотрение феномена адаптации взаимообусловлено рассмотрением личности как адаптирующейся системы и окружающей среды как источника факторов и условий, запускающих и определяющих адаптационные изменения, а так же рассмотрение личности как адаптирующей системы по отношению к среде, что определяет их интеграцию (Персонс Т. И Мертон Р.).
В рамках гуманистической психологии (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) социализация понимается как процесс самоактуализации и самореализации личности, преодоления негативных влияний социальной среды, разрушающих уникальную структуру «Я-концепции». И здесь уже рассматривается проблема адаптации и дезадаптации как результата противостояния личности и общества в целом [4,С. 28].
Мы видим, что в работах Котовой И. Б., Шиянова Е. Н. адаптация рассматривается как составляющая социализации. А Харчева В. Г. выделяет две формы социализации : адаптацию или пассивное приспособление человека к среде и ее требованиям и интеграцию или активное взаимодействие человека со средой, где за ним остается право выбора и оказания воздействия на среду. Таким образом, адаптация является не только формой, но и механизмом или составляющей процесса социализации [5,С. 34].
Рассмотрев спектр понятий социализация и адаптация, мы выявили общие моменты: процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух систем (адаптанта и среды); взаимодействие разворачивается в особых условиях дисбаланса, несогласованности между системами; основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; под достижениями цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.
Таким образом, социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Ведь воспитание это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. В педагогике основной категорией считают воспитание, которое обозначают разные понятия в широком смысле : оно предполагало влияние на человека общества в целом, т. е. отождествлялось с социализацией; в узком смысле – понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество [4,С. 42].
В понимании сущности социализации в педагогике существует два подхода различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития : характер человека как объект социализации (Дж. Баллан-тайн, Т. Парсонс и др.); человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации (Дж. Мид, М. И. Рожков и др).
Следовательно, первое направление предполагает изменение сфер в соответствии с идеалами общества, а второе предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.). Первое – решает задачи воспитания личности, а второе – развитие личности.
В прошлом, отечественная педагогика сосредотачивала все усилия на воспитании личности и не уделяла должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания. Выдвинутая на современном этапе цель образования развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением.
Мы созвучны с мнением Ж. Пиаже, что социализация это процесс адаптации к социальной среде, состоящей в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. Считаем, что становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности. Так, наиболее конкретно дал понятие А. В. Мудрик, в котором содержится определение роли и места категории социализации в педагогике, его ведущей, доминирующей позиции по отношению к категории «педагогическая деятельность» и к базовым педагогическим понятиям воспитание и образование [4,С. 56].
По нашему мнению, педагогическая деятельность выполняет те же функции, что и социализация : внешнюю, направленную на адаптацию человека к среде и внутреннюю, направленную на саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, в котором он живет.
Таким образом, источником и внутренним содержанием социализации, воспитания, адаптации и развития является наличие противоречий между старым и новым, существующим и необходимым. Эти понятия тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Воспитание или социализация отличаются по признаку стихийности, т. е. воздействие на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования личности (воспитание, формирование индивидуальности (развитие).
В процессе социализации решаются две группы задач: социальная адаптация и социальная автономизации. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.
Социализация и адаптация различаются по объему и длительности протекания, но главное отличие - содержание. Социализация человека идет постоянно путем накопления опыта, расширения знаний, приобретения новых навыков, постепенно формируется личность с присущими только ей индивидуальными взглядами, установками. А механизм адаптации иной : процесс устранения негативных качеств личности и усвоения новых, позитивных может носить взрывной, периодический характер. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Воспитание, в свою очередь, специально организованный процесс, направленный на социализацию и адаптацию личности [3,С. 28].
Литература:
1. Сафронова Е. М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность. - Волгоград: Перемена, 2015, с. 142.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. – М. : Просвещение, 1996, с. 268.
3. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме : теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука, 2014, с. 164.
4. Социальная психология в вопросах и ответах. /Под ред. В. А. Лабунской. – М. : Гардарики, 2015, с. 228.
5. Харчева В. Г. Основы социологии. – М. : Логос, с. 121.