Римма Николаевна Триллер
Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему. Существующая система воспитания и образования не позволяет говорить о полноценной социализации воспитанников детских домов. Долгое время наше государство относилось к воспитанникам детских домов как к объектам социальной защиты, а не как к будущим полноценным субъектам системы социальных отношений.
Публикация «Аналитический отчет „Воспитание и социализация воспитанников детского дома“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В результате возникает масса негативных последствий как в личностном аспекте (повышенный уровень конфликтности, агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, низкий уровень притязаний, так и в аспекте среды развития (проблемы общения, психологическое отчуждение, иждивенческая позиция, неумение самостоятельно действовать и т. д.).
Ни для кого не секрет, что выпускники детских домов, выходя во "взрослую" жизнь, сталкиваются с множеством проблем. Там где мы поступаем автоматически, почти не задумываясь, они зачастую сталкиваются с трудно решаемой задачей.
Поэтому воспитательная работа – это вся целостная система жизнедеятельности детского дома направленная на коррекцию психического и физического здоровья несовершеннолетнего, создание условий для позитивного становления его самосознания и отношения с миром во всех областях жизнедеятельности.
Целью моей педагогической деятельности в межаттестационный период является: создание условий для формирования социально компетентной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гражданскую позицию и гуманистическое отношение к миру.
Достижение поставленной цели обеспечивается через решение следующих задач:
- обеспечить качественное образование и воспитание на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, учета равных и разных стартовых возможностей воспитанников, формирования творческих компетенций участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, рациональному выбору, продуктивному общению, позитивной социальной активности;
- создавать условия для расширения социальных проб, практик, проектов воспитанников, педагогов, внутри и вне детского дома для приобретения воспитанниками социального опыта и формирования гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, толерантности;
- создавать условия для развития здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у воспитанников потребности в ведении здорового образа жизни.
Аналитический отчет посвящен исследованию педагогического процесса в межаттестационный период с 2012 по 2016 год.
Цель аналитического отчета : проанализировать и дать оценку своей педагогической деятельности.
Задачи:
- проанализировать результаты педагогической деятельности за межаттестационный период;
- определить проблемы, возникшие в этот период;
- определить стратегию действия на следующий межаттестационный период.
1. Аналитическая часть.
Воспитанники ГКОУ СО «Карпинский детский дом» имеют негативный семейный опыт межличностного общения, асоциального поведения.
В наш детский дом поступают несовершеннолетние, часто имеющие целый комплекс проблем развития и социализации :
- проблемы физического развития;
- проблемы психического развития;
- проблемы социального развития;
- проблемы духовно-нравственного развития.
Каждое учреждение ищет свой вариант решения этой проблемы. Педагогический коллектив ГКОУ СО «Карпинский детский дом» подошел к необходимости разработки и внедрения программы по социальной адаптации в рамках которой я вела свою педагогическую деятельность в межаттестационный период.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей группы №4. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок профессиональной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой учреждения.
1.1. Анализ условий, способствующих формированию социально-компетентной личности.
Нормативно-правовые условия.
Программно-методические условия.
За основу Программы взяты:
Социально - педагогические технологии:
Технология воспитания на основе системного подхода Н. Л Селиванова, В. А. Караковского.
Воспитательные технологии О. С. Анисимов, Н. П. Капустин.
Технология гуманно-личностного подхода - Ш. А. Амонашвили.
Технология организации группового воспитательного дела Н. Е. Щурковой.
Курс занятий по изучению правил дорожного движения:
Е. А. Воронова «Красный, желтый, зелёный» (ПДД во внеклассной работе). Издательство «АСТ» 2009г.
В. Надеждина «Правила дорожного движения для детей». Издательство «АСТ» Москва, «Харвест» Минск 2009г.
1.2. Проблемы и противоречия
Основной контингент детских домов - это дети группы риска: дети с проблемами в развитии; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
В межаттестационный период работа велась с воспитанниками, обучающихся в коррекционных школах VIII и VII вида.
До помещения в учреждение государственного воспитания дети проживали в семьях, где родители страдали алкогольной зависимостью, не работали. С данными детьми воспитанием, обучением и содержанием в семье не занимались. Для проживания детей не были созданы условия. Дети жили в антисанитарных условиях, в отсутствии чистого белья. Не было предметов личной гигиены, отсутствовали места для отдыха и подготовки к урокам. Дети находились в безнадзорном состоянии. В связи с этим у детей наблюдается педагогическая запущенность, задержка психического развития и умственной отсталости.
Воспитанники, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Для большинства из них характерны следующие специфические особенности:
-неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них;
-низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
-слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
-потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
-неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
-несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
-несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
-низкая социальная активность;
-склонность к аддитивному саморазрушающему поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т. д.
Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки им не выжить. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.
Главной задачей для педагогов детского дома в данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло, не дать им уйти в никуда. А самое главное уважение к ребенку как к личности.
1.3. Содержание деятельности.
Для воспитанников в детском доме созданы условия для разностороннего развития личности. Основные направления, по которым строится воспитательная система :
Спортивно-оздоровительное;
Художественно-эстетическое;
Научно-познавательное;
Гражданско-патриотическое;
Профориентационная;
Правовое;
Профилактическая работа;
Индивидуальная работа.
Спортивно-оздоровительное направление.
Приобщение детей к физкультуре и спорту проходит в детском доме через организацию общей физической подготовки воспитанников, проведение спортивно-массовых мероприятий, посещение лыжной секции, туристических походов, организации летне-оздоровительного отдыха, а также, участие воспитанников в различных спортивных соревнованиях. И надо отметить, что воспитанники принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях разного уровня.
Цель - укрепление здоровья и физического совершенствования несовершеннолетних на основе систематически организованных спортивно-оздоровительных занятий.
Задачи:
- активизировать физкультурно-спортивную работу и участия всех несовершеннолетних в спортивной жизни центра;
- формировать навыки здорового образа жизни.
- организовать систематическую неспецифическую профилактику вредных привычек.
Занятия:
«Навстречу здоровью»
«Спорт в нашей жизни»
«Спорт и здоровье»
«Полезные и вредные привычки»
«Выбери жизнь - откажись от табака»
«Курение или здоровье»
«Умение отвечать за свое здоровье»
Просмотр видео роликов «О видах спорта», «Олимпиада 2016»,
«День трезвости в России»
Беседы:
«Спорт день за днем».
«Мотивация к занятиям спортом».
«Мода на яд, или бомба замедленного действия»
Художественно-эстетическое направление.
Решая задачу саморазвития и самореализации воспитанников, детский дом предоставил детям возможность выбора всех видов и форм творческой деятельности, и дополнительного образования; (кружки, праздники, смотры, конкурсы, посещение выставок, литературные праздники). Основной формой организации жизнедеятельности детей в детском доме, избрана коллективно-творческая деятельность, что является наиболее адекватной формой организации воспитательного процесса. Ребенку трудно найти свое место в коллективе, заслужить одобрение и уважение сверстников, добиться успехов в учебе, для него очень важно стать успешным во внеурочной деятельности. Цель: раскрытие творческого потенциала несовершеннолетнего художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
- научить детей основным техникам изготовления поделок;
- развивать у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной, коллективной и творческой деятельности;
- организовать участие несовершеннолетних в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Занятия:
«Правила хорошего тона».
«Как разрешить конфликт»
«Что такое вежливые слова»
«Доброта и слово»
«Учимся говорить и принимать комплименты»
«Как стать лучше».
Беседы:
«Воспитание культуры поведения»
«Красота вокруг нас»
«Эстетика везде»
Участие в творческих конкурсах, выставках.
Активное участие в различных мероприятиях разного уровня.
Акция «День без бранных слов».
Научно-познавательное направление.
Научно-познавательное направление было создано в нашем учреждении с целью формирования целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей воспитанников.
Цель - развитие любознательности, как основы познавательной активности; развитие речи как средства познания.
Задачи:
-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности;
-способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности;
- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг);
-совершенствовать предметно-развивающую среду по данному направлению.
Занятия:
«Наши эмоции и как их проявлять»
«Кто я и мои друзья»
Игра «Какие мы внимательные»
Конкурс «Знатоков родного края»
«Отгадай загадки»
«Интеллектуальные викторины»
Игра «Какие мы внимательные»
Игра «Что? Где? Когда?»,
Игра «Альманах игр»
Чтение литературы:
«О животных»
«Долгая дорога из Богословска в Карпинск»
«Транспорт»
«Морские обитатели»
«Я и семья»
Гражданско-патриотическое направление.
Вместе с воспитанниками проводились мероприятия, посвященные Дню воина-интернационалиста. Наши воспитанники посещают мероприятия, подготовленные и проведенные библиотекой. Ребята приняли участие в часе патриотизма «Нам есть чем гордиться и есть что беречь», в конкурсе стихов, в праздновании Дня Защитника Отечества, Дня Победы. Готовятся концерты, организуются выставки детского творчества.
В работе с воспитанниками используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, а также акции «Поздравь ветерана», «Помоги ближнему» (помощь воспитанникам ДДИ). Проводимые месячники, концерты, поздравления ветеранов, спортивные праздники, игровые программы были направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества воспитанников, которые оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.
Цель: формирование личности с активной гражданской позицией, сопричастной судьбе Отечества.
Задачи:
- углубить знания несовершеннолетних о Родине, своём родном крае и месте рождения;
- дать представления о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России;
- дать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и города;
- формировать положительные представления о семье и семейных взаимоотношениях у несовершеннолетних.
Беседы:
«Кто такой патриот?»
«Что такое Родина?»
«Зачем нужна армия?»
Занятия:
«Откуда пришло название нашей Родины»
«Подвиги солдат в Великую Отечественную войну»
«Вахта памяти»
«Встречи с участниками «горячих точек»
«Встречи с ветеранами ВОВ и труда»
«Посещение музея – край в котором я живу»
«Уроки мужества».
Просмотр видео:
«Защитники Отечества»
«Туман»
«Мы из прошлого»
«Парад победы»
Акции:
«Поможем птицам зимой»
«Рядом живет ветеран»
«Поздравь ветерана»
«Помоги ближнему» (помощь воспитанникам ДДИ)
Конкурс рисунков:
«Моя Родина»
«День победы»
«Наши защитники»
Профориентационное направление.
Одной из важных воспитательных задач учреждения является - помощь подросткам в самоопределении, профориентации. Воспитанники должны четко представлять, что подразумевает та или иная специальность, как она востребована. Работа в этом направлении в детском доме проводилась совместно с Центром занятости по плану совместных мероприятий. Специалисты центра проводили занятия с подростками по выбору профессий тестирование и консультации о формах трудоустройства несовершеннолетних, оплаты их труда, правах, предоставляли, памятки, информационные листы. В течение учебного года проводились беседы, консультации, направленные на профессиональное самоопределение детей.
При выборе профессии, особое внимание обращалось на изучение возможностей и способностей выпускников. А также проводилась работа, направленная на повышение информированности воспитанников о мире профессий (экскурсии на предприятия и учреждения города, встречи с людьми различных профессий, условиях труда и требованиях, предъявляемых к конкретным профессиям.
Цель: формирование у несовершеннолетних, умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умении работать в коллективе.
Задачи:
- формировать у детей положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развивать познавательный интерес к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;
- вооружить несовершеннолетних разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Для этого проводились следующие мероприятия:
Беседы:
«Кем хочу быть»
«Плюсы и минусы в выбранной профессии»
Занятия:
«Какие бывают профессии»
«Ты и твоя будущая профессия»
«Поговорим о профессиях»
«Могу, хочу, надо»
Метод «Мозговой шторм»
Игра «Интервью с профессионалом»
Анкета для выявления уровня профессионального самоопределения.
Экскурсии:
«Встречи с интересными людьми»
«Знакомство с профессиями сотрудников детского дома»
«Предприятия нашего города»
Правовое направление.
Цель: формирование правовой культуры воспитанников.
Задачи:
- формировать правовую грамотность подрастающего поколения;
- формировать у воспитанников убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки.
Беседы:
«Как себя вести в школе»
«К чему приводит «плохое» поведение»
«Правила существуют для того, что бы …»
«Как себя вести в общественных местах»
Занятия:
«Что такое права человека»
«Права и обязанности»
«О правах - играя»
«Все мы разные, но мы равные»
«Основы избирательного права»
«Права на индивидуальность и имя»
«Правила вокруг нас»
«Дом, в котором я живу»
«Российская Федерация»
Мероприятие «День Российского флага».
«Что такое закон и для чего он нужен»
«Имею право и могу им воспользоваться»
«Обязанности и ответственность»
«День независимости России»
«Обязанности и ответственность»
«Государство на страже закона»
«День Конституции»
Профилактическая работа.
Работа по профилактике правонарушений среди детей нашей группы проводится в тесном сотрудничестве с администрацией детского дома, психологом и социальным педагогом детского дома, с ПДН.
В рамках профилактики правонарушений проводится разъяснительная профилактическая работа с воспитанниками.
Ежемесячно воспитанники приглашались с отчётом на заседание профгруппы.
Цель – профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных
явлений в подростковой среде.
Задачи:
- снизить проявления различных форм девиации;
- привлекать воспитанников к участию во внеурочной и досуговой деятельности.
Беседы:
«Дорога, транспорт и я»
«Ответственность подростков за правонарушения и преступления»
«ВИЧ можно избежать» и другие.
«Твои права и обязанности»
«Антисоциальное поведение и ее последствия для человека»
«Что со мной происходит?»
«Самовольные уходы»
«Что ждет тебя на ночных улицах»
«Как не стать жертвой преступления»
«Чтобы с тобой не случилась беда»
«Россия - без жестокости к детям!»
Занятия:
«Я в мире людей»
«Хорошие и плохие поступки»
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Индивидуально – коррекционная работа.
Так как воспитанники обучаются в коррекционных школах VII и VIII видов, с ними проводится индивидуальная и коррекционная работа. Целью, которой является восполнение пробелов в обучении, воспитании и развитии.
Мой вклад в индивидуальную работу заключается в том, что бы подготовить воспитанников к успешной социализации в обществе.
Формы работы:
Индивидуальные беседы и консультации с педагогом-психологом.
Контроль за посещаемостью и успеваемостью.
Вовлечение в систему дополнительного образования и внеурочную деятельность.
Разработка индивидуального маршрута постинтернатного сопровождения, и мер по оказанию выпускникам правовой, юридической помощи.
Привлечение к участие в конкурсах различного уровня и мероприятиях, проводимых в центре и в школе.
Работа по передаче детей в семью.
Каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. Вот одна из главных задач государства на сегодняшний день.
За межаттестационный период 5 воспитанников моей группы обрели семью:
возврат детей в биологическую семью(3 чел.);
определение детей в приёмную семью(2чел.).
Внеурочная деятельность «Азбука пешехода».
Помимо работы с группой ведё тся внеурочную деятельность в рамках спортивно-оздоровительного направления по теме: «Азбука пешехода»
Цель: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Задачи:
-формировать представления о безопасности дорожного движения;
-формировать представления о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором;
-воспитывать ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.
Формы и тематика занятий:
Беседы:
«Причины ДТП»
«Смотри по сторонам»
«Береги себя»
«На дороге не играй!»
«Правила поведения в транспорте и при выходе из него»
«Зачем нужны дорожные знаки?»
«Я на улицах города»
Занятия:
«Школа пешеходных наук».
«Светофор Светофорович»
«Школа светофорных наук»
«Я –пешеход»
«Элементы улиц и дорог»
«Знайте правила движения как таблицу умножения»
«Задачи Пети Светофорова»
«Как у наших у ворот очень важный знак живёт»
«Знатоки дорожного движения»
«Ребёнок на улицах города»
«Дорожная азбука»
«Берегись автомобиля»
Инструктажи:
«По дороге в школу»
«Поведение в транспорте»
«Наш путь в школу»
Конкурс рисунков по ПДД:
«Мы пешеходы»
«Улицы города»
«Безопасное колесо»
Работа отряда ЮИД «Зелёный свет» :
Участие в акции «Внимание – дети идут в школу!».
Выступление агитбригады.
Рейды по выявлению школьников нарушающих правила дорожного движения.
Впуск плакатов «Правила дорожного движения».
Викторина «Дорожная азбука».
Рейд «Юный пешеход».
Рейд «Юный велосипедист».
Заключение.
В аналитическом отчёте показана система знаний по формированию общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок профессиональной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Практика показала, что занятия по изучению ПДД способствовали формированию комплекса знаний, навыков практического применения полученных знаний, воспитанию уважительного отношения к пешеходам и водителям.
Эффективность всей системы учебно-воспитательной работы с воспитанниками, в конечном счете, характеризуется уровнем социально-бытовой и трудовой адаптацией наших выпускников. Основная и очень ответственная задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, личность, которая отягощена биологической и интеллектуальной недостаточностью, помочь ей проявиться, развиться, состояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.