Папки-передвижки

Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома»

Римма Николаевна Триллер
Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему. Существующая система воспитания и образования не позволяет говорить о полноценной социализации воспитанников детских домов. Долгое время наше государство относилось к воспитанникам детских домов как к объектам социальной защиты, а не как к будущим полноценным субъектам системы социальных отношений.

Публикация «Аналитический отчет „Воспитание и социализация воспитанников детского дома“» размещена в разделах

В результате возникает масса негативных последствий как в личностном аспекте (повышенный уровень конфликтности, агрессивность, тревожность, неадекватная самооценка, низкий уровень притязаний, так и в аспекте среды развития (проблемы общения, психологическое отчуждение, иждивенческая позиция, неумение самостоятельно действовать и т. д.).

Ни для кого не секрет, что выпускники детских домов, выходя во "взрослую" жизнь, сталкиваются с множеством проблем. Там где мы поступаем автоматически, почти не задумываясь, они зачастую сталкиваются с трудно решаемой задачей.

Поэтому воспитательная работа – это вся целостная система жизнедеятельности детского дома направленная на коррекцию психического и физического здоровья несовершеннолетнего, создание условий для позитивного становления его самосознания и отношения с миром во всех областях жизнедеятельности.

Целью моей педагогической деятельности в межаттестационный период является: создание условий для формирования социально компетентной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гражданскую позицию и гуманистическое отношение к миру.

Достижение поставленной цели обеспечивается через решение следующих задач:

- обеспечить качественное образование и воспитание на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, учета равных и разных стартовых возможностей воспитанников, формирования творческих компетенций участников образовательного процесса, умения учиться, способности к самореализации, адаптации к переменам, рациональному выбору, продуктивному общению, позитивной социальной активности;

- создавать условия для расширения социальных проб, практик, проектов воспитанников, педагогов, внутри и вне детского дома для приобретения воспитанниками социального опыта и формирования гражданско-патриотического сознания, нравственной позиции, толерантности;

- создавать условия для развития здоровьесберегающей среды, способствующей формированию у воспитанников потребности в ведении здорового образа жизни.

Аналитический отчет посвящен исследованию педагогического процесса в межаттестационный период с 2012 по 2016 год.

Цель аналитического отчета : проанализировать и дать оценку своей педагогической деятельности.

Задачи:

- проанализировать результаты педагогической деятельности за межаттестационный период;

- определить проблемы, возникшие в этот период;

- определить стратегию действия на следующий межаттестационный период.

1. Аналитическая часть.

Воспитанники ГКОУ СО «Карпинский детский дом» имеют негативный семейный опыт межличностного общения, асоциального поведения.

В наш детский дом поступают несовершеннолетние, часто имеющие целый комплекс проблем развития и социализации :

- проблемы физического развития;

- проблемы психического развития;

- проблемы социального развития;

- проблемы духовно-нравственного развития.

Каждое учреждение ищет свой вариант решения этой проблемы. Педагогический коллектив ГКОУ СО «Карпинский детский дом» подошел к необходимости разработки и внедрения программы по социальной адаптации в рамках которой я вела свою педагогическую деятельность в межаттестационный период.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей группы №4. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок профессиональной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой учреждения.

1.1. Анализ условий, способствующих формированию социально-компетентной личности.

Нормативно-правовые условия.

Программно-методические условия.

За основу Программы взяты:

Социально - педагогические технологии:

Технология воспитания на основе системного подхода Н. Л Селиванова, В. А. Караковского.

Воспитательные технологии О. С. Анисимов, Н. П. Капустин.

Технология гуманно-личностного подхода - Ш. А. Амонашвили.

Технология организации группового воспитательного дела Н. Е. Щурковой.

Курс занятий по изучению правил дорожного движения:

Е. А. Воронова «Красный, желтый, зелёный» (ПДД во внеклассной работе). Издательство «АСТ» 2009г.

В. Надеждина «Правила дорожного движения для детей». Издательство «АСТ» Москва, «Харвест» Минск 2009г.

1.2. Проблемы и противоречия

Основной контингент детских домов - это дети группы риска: дети с проблемами в развитии; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных семей, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.

В межаттестационный период работа велась с воспитанниками, обучающихся в коррекционных школах VIII и VII вида.

До помещения в учреждение государственного воспитания дети проживали в семьях, где родители страдали алкогольной зависимостью, не работали. С данными детьми воспитанием, обучением и содержанием в семье не занимались. Для проживания детей не были созданы условия. Дети жили в антисанитарных условиях, в отсутствии чистого белья. Не было предметов личной гигиены, отсутствовали места для отдыха и подготовки к урокам. Дети находились в безнадзорном состоянии. В связи с этим у детей наблюдается педагогическая запущенность, задержка психического развития и умственной отсталости.

Воспитанники, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Для большинства из них характерны следующие специфические особенности:

-неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них;

-низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

-слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

-потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

-неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

-несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

-несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

-низкая социальная активность;

-склонность к аддитивному саморазрушающему поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т. д.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки им не выжить. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Главной задачей для педагогов детского дома в данный период является понимание подростков, дать им возможность раскрыться, направить их в нужное русло, не дать им уйти в никуда. А самое главное уважение к ребенку как к личности.

1.3. Содержание деятельности.

Для воспитанников в детском доме созданы условия для разностороннего развития личности. Основные направления, по которым строится воспитательная система :

Спортивно-оздоровительное;

Художественно-эстетическое;

Научно-познавательное;

Гражданско-патриотическое;

Профориентационная;

Правовое;

Профилактическая работа;

Индивидуальная работа.

Спортивно-оздоровительное направление.

Приобщение детей к физкультуре и спорту проходит в детском доме через организацию общей физической подготовки воспитанников, проведение спортивно-массовых мероприятий, посещение лыжной секции, туристических походов, организации летне-оздоровительного отдыха, а также, участие воспитанников в различных спортивных соревнованиях. И надо отметить, что воспитанники принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях разного уровня.

Цель - укрепление здоровья и физического совершенствования несовершеннолетних на основе систематически организованных спортивно-оздоровительных занятий.

Задачи:

- активизировать физкультурно-спортивную работу и участия всех несовершеннолетних в спортивной жизни центра;

- формировать навыки здорового образа жизни.

- организовать систематическую неспецифическую профилактику вредных привычек.

Занятия:

«Навстречу здоровью»

«Спорт в нашей жизни»

«Спорт и здоровье»

«Полезные и вредные привычки»

«Выбери жизнь - откажись от табака»

«Курение или здоровье»

«Умение отвечать за свое здоровье»

Просмотр видео роликов «О видах спорта», «Олимпиада 2016»,

«День трезвости в России»

Беседы:

«Спорт день за днем».

«Мотивация к занятиям спортом».

«Мода на яд, или бомба замедленного действия»

Художественно-эстетическое направление.

Решая задачу саморазвития и самореализации воспитанников, детский дом предоставил детям возможность выбора всех видов и форм творческой деятельности, и дополнительного образования; (кружки, праздники, смотры, конкурсы, посещение выставок, литературные праздники). Основной формой организации жизнедеятельности детей в детском доме, избрана коллективно-творческая деятельность, что является наиболее адекватной формой организации воспитательного процесса. Ребенку трудно найти свое место в коллективе, заслужить одобрение и уважение сверстников, добиться успехов в учебе, для него очень важно стать успешным во внеурочной деятельности. Цель: раскрытие творческого потенциала несовершеннолетнего художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

- научить детей основным техникам изготовления поделок;

- развивать у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной, коллективной и творческой деятельности;

- организовать участие несовершеннолетних в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Занятия:

«Правила хорошего тона».

«Как разрешить конфликт»

«Что такое вежливые слова»

«Доброта и слово»

«Учимся говорить и принимать комплименты»

«Как стать лучше».

Беседы:

«Воспитание культуры поведения»

«Красота вокруг нас»

«Эстетика везде»

Участие в творческих конкурсах, выставках.

Активное участие в различных мероприятиях разного уровня.

Акция «День без бранных слов».

Научно-познавательное направление.

Научно-познавательное направление было создано в нашем учреждении с целью формирования целостной и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей воспитанников.

Цель - развитие любознательности, как основы познавательной активности; развитие речи как средства познания.

Задачи:

-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности;

-способствовать активизации речи детей в различных видах деятельности;

- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг);

-совершенствовать предметно-развивающую среду по данному направлению.

Занятия:

«Наши эмоции и как их проявлять»

«Кто я и мои друзья»

Игра «Какие мы внимательные»

Конкурс «Знатоков родного края»

«Отгадай загадки»

«Интеллектуальные викторины»

Игра «Какие мы внимательные»

Игра «Что? Где? Когда?»,

Игра «Альманах игр»

Чтение литературы:

«О животных»

«Долгая дорога из Богословска в Карпинск»

«Транспорт»

«Морские обитатели»

«Я и семья»

Гражданско-патриотическое направление.

Вместе с воспитанниками проводились мероприятия, посвященные Дню воина-интернационалиста. Наши воспитанники посещают мероприятия, подготовленные и проведенные библиотекой. Ребята приняли участие в часе патриотизма «Нам есть чем гордиться и есть что беречь», в конкурсе стихов, в праздновании Дня Защитника Отечества, Дня Победы. Готовятся концерты, организуются выставки детского творчества.

В работе с воспитанниками используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, а также акции «Поздравь ветерана», «Помоги ближнему» (помощь воспитанникам ДДИ). Проводимые месячники, концерты, поздравления ветеранов, спортивные праздники, игровые программы были направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества воспитанников, которые оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.

Цель: формирование личности с активной гражданской позицией, сопричастной судьбе Отечества.

Задачи:

- углубить знания несовершеннолетних о Родине, своём родном крае и месте рождения;

- дать представления о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России;

- дать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России и города;

- формировать положительные представления о семье и семейных взаимоотношениях у несовершеннолетних.

Беседы:

«Кто такой патриот?»

«Что такое Родина?»

«Зачем нужна армия?»

Занятия:

«Откуда пришло название нашей Родины»

«Подвиги солдат в Великую Отечественную войну»

«Вахта памяти»

«Встречи с участниками «горячих точек»

«Встречи с ветеранами ВОВ и труда»

«Посещение музея – край в котором я живу»

«Уроки мужества».

Просмотр видео:

«Защитники Отечества»

«Туман»

«Мы из прошлого»

«Парад победы»

Акции:

«Поможем птицам зимой»

«Рядом живет ветеран»

«Поздравь ветерана»

«Помоги ближнему» (помощь воспитанникам ДДИ)

Конкурс рисунков:

«Моя Родина»

«День победы»

«Наши защитники»

Профориентационное направление.

Одной из важных воспитательных задач учреждения является - помощь подросткам в самоопределении, профориентации. Воспитанники должны четко представлять, что подразумевает та или иная специальность, как она востребована. Работа в этом направлении в детском доме проводилась совместно с Центром занятости по плану совместных мероприятий. Специалисты центра проводили занятия с подростками по выбору профессий тестирование и консультации о формах трудоустройства несовершеннолетних, оплаты их труда, правах, предоставляли, памятки, информационные листы. В течение учебного года проводились беседы, консультации, направленные на профессиональное самоопределение детей.

При выборе профессии, особое внимание обращалось на изучение возможностей и способностей выпускников. А также проводилась работа, направленная на повышение информированности воспитанников о мире профессий (экскурсии на предприятия и учреждения города, встречи с людьми различных профессий, условиях труда и требованиях, предъявляемых к конкретным профессиям.

Цель: формирование у несовершеннолетних, умений и навыков в осуществлении самообслуживания, добросовестного, творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, умении работать в коллективе.

Задачи:

- формировать у детей положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

- развивать познавательный интерес к знаниям, потребности в творческом труде, стремление применять знания на практике;

- вооружить несовершеннолетних разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Для этого проводились следующие мероприятия:

Беседы:

«Кем хочу быть»

«Плюсы и минусы в выбранной профессии»

Занятия:

«Какие бывают профессии»

«Ты и твоя будущая профессия»

«Поговорим о профессиях»

«Могу, хочу, надо»

Метод «Мозговой шторм»

Игра «Интервью с профессионалом»

Анкета для выявления уровня профессионального самоопределения.

Экскурсии:

«Встречи с интересными людьми»

«Знакомство с профессиями сотрудников детского дома»

«Предприятия нашего города»

Правовое направление.

Цель: формирование правовой культуры воспитанников.

Задачи:

- формировать правовую грамотность подрастающего поколения;

- формировать у воспитанников убеждения, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки.

Беседы:

«Как себя вести в школе»

«К чему приводит «плохое» поведение»

«Правила существуют для того, что бы …»

«Как себя вести в общественных местах»

Занятия:

«Что такое права человека»

«Права и обязанности»

«О правах - играя»

«Все мы разные, но мы равные»

«Основы избирательного права»

«Права на индивидуальность и имя»

«Правила вокруг нас»

«Дом, в котором я живу»

«Российская Федерация»

Мероприятие «День Российского флага».

«Что такое закон и для чего он нужен»

«Имею право и могу им воспользоваться»

«Обязанности и ответственность»

«День независимости России»

«Обязанности и ответственность»

«Государство на страже закона»

«День Конституции»

Профилактическая работа.

Работа по профилактике правонарушений среди детей нашей группы проводится в тесном сотрудничестве с администрацией детского дома, психологом и социальным педагогом детского дома, с ПДН.

В рамках профилактики правонарушений проводится разъяснительная профилактическая работа с воспитанниками.

Ежемесячно воспитанники приглашались с отчётом на заседание профгруппы.

Цель – профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных

явлений в подростковой среде.

Задачи:

- снизить проявления различных форм девиации;

- привлекать воспитанников к участию во внеурочной и досуговой деятельности.

Беседы:

«Дорога, транспорт и я»

«Ответственность подростков за правонарушения и преступления»

«ВИЧ можно избежать» и другие.

«Твои права и обязанности»

«Антисоциальное поведение и ее последствия для человека»

«Что со мной происходит?»

«Самовольные уходы»

«Что ждет тебя на ночных улицах»

«Как не стать жертвой преступления»

«Чтобы с тобой не случилась беда»

«Россия - без жестокости к детям!»

Занятия:

«Я в мире людей»

«Хорошие и плохие поступки»

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Индивидуально – коррекционная работа.

Так как воспитанники обучаются в коррекционных школах VII и VIII видов, с ними проводится индивидуальная и коррекционная работа. Целью, которой является восполнение пробелов в обучении, воспитании и развитии.

Мой вклад в индивидуальную работу заключается в том, что бы подготовить воспитанников к успешной социализации в обществе.

Формы работы:

Индивидуальные беседы и консультации с педагогом-психологом.

Контроль за посещаемостью и успеваемостью.

Вовлечение в систему дополнительного образования и внеурочную деятельность.

Разработка индивидуального маршрута постинтернатного сопровождения, и мер по оказанию выпускникам правовой, юридической помощи.

Привлечение к участие в конкурсах различного уровня и мероприятиях, проводимых в центре и в школе.

Работа по передаче детей в семью.

Каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. Вот одна из главных задач государства на сегодняшний день.

За межаттестационный период 5 воспитанников моей группы обрели семью:

возврат детей в биологическую семью(3 чел.);

определение детей в приёмную семью(2чел.).

Внеурочная деятельность «Азбука пешехода».

Помимо работы с группой ведё тся внеурочную деятельность в рамках спортивно-оздоровительного направления по теме: «Азбука пешехода»

Цель: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий используя различные формы деятельности.

Задачи:

-формировать представления о безопасности дорожного движения;

-формировать представления о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором;

-воспитывать ответственного участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения.

Формы и тематика занятий:

Беседы:

«Причины ДТП»

«Смотри по сторонам»

«Береги себя»

«На дороге не играй!»

«Правила поведения в транспорте и при выходе из него»

«Зачем нужны дорожные знаки?»

«Я на улицах города»

Занятия:

«Школа пешеходных наук».

«Светофор Светофорович»

«Школа светофорных наук»

«Я –пешеход»

«Элементы улиц и дорог»

«Знайте правила движения как таблицу умножения»

«Задачи Пети Светофорова»

«Как у наших у ворот очень важный знак живёт»

«Знатоки дорожного движения»

«Ребёнок на улицах города»

«Дорожная азбука»

«Берегись автомобиля»

Инструктажи:

«По дороге в школу»

«Поведение в транспорте»

«Наш путь в школу»

Конкурс рисунков по ПДД:

«Мы пешеходы»

«Улицы города»

«Безопасное колесо»

Работа отряда ЮИД «Зелёный свет» :

Участие в акции «Внимание – дети идут в школу!».

Выступление агитбригады.

Рейды по выявлению школьников нарушающих правила дорожного движения.

Впуск плакатов «Правила дорожного движения».

Викторина «Дорожная азбука».

Рейд «Юный пешеход».

Рейд «Юный велосипедист».

Заключение.

В аналитическом отчёте показана система знаний по формированию общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок профессиональной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Практика показала, что занятия по изучению ПДД способствовали формированию комплекса знаний, навыков практического применения полученных знаний, воспитанию уважительного отношения к пешеходам и водителям.

Эффективность всей системы учебно-воспитательной работы с воспитанниками, в конечном счете, характеризуется уровнем социально-бытовой и трудовой адаптацией наших выпускников. Основная и очень ответственная задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, личность, которая отягощена биологической и интеллектуальной недостаточностью, помочь ей проявиться, развиться, состояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Публикации по теме:

Классный час для воспитанников детского дома «Мой Кузбасс»Классный час для воспитанников детского дома «Мой Кузбасс» О РОДНОЙ МОЙ _КУЗБАСС!" ТЫ ТАК МНОГО ЗНАЧИШЬ ДЛЯ НАС, Я ЛЮБЛЮ ТВОИ РЕКИ, ЛЕСА И ПОЛЯ, ОНИ ОЧЕНЬ БЛИЗКИ ДЛЯ МЕНЯ ВЕДЬ- ЭТО РОДНАЯ.

Межгрупповое развлекательное мероприятие для воспитанников детского дома «Я вареники леплю» ГКУ «Детский дом (смешанный)№7» Межгрупповое развлекательное мероприятие «Я вареники леплю, я вареники люблю». Воспитатель: Романенко Ольга.

Сценарий мероприятия для воспитанников детского дома «Осторожно, Спид!» Осторожно, СПИД! Цели: сформировать представления о болезни века; познакомить воспитанников с основными сведениями о болезни и опасными.

Открытый урок для воспитанников детского дома «Испания» Открытый урок. Шакенов Шамиль Рифхатович. Воспитатель 3-4 группы Тема : Испания. Цели и задачи урока: Образовательные: создать условия для.

Русский народный праздник «Масленица». Сценарий для воспитанников детского дома Русский народный праздник «Масленица» Цель: Приобщить детей к русским народным праздникам через различные виды деятельности. Ведущий 1:.

Сценарий праздника к 23 февраля с конкурсами для воспитанников детского дома Сценарий 23 февраля с конкурсами ВЕДУЩИЙ 1: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить наших мальчиков.

Сценарий мероприятия для воспитанников детского дома «День Победы» Сценарий мероприятия "День победы" Невозможно в полной мере ощутить боль и страдания, которые выпали на долю участников той войны, но хочется.

Семейное воспитание — залог успешной адаптации воспитанников детского дома Семейное воспитание залог успешной социальной адаптации воспитанника детского дома Общеизвестны трудности адаптации выпускника детского.

Социальный проект для воспитанников детского дома «Мы против наркотиков» Государственное бюджетное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Шабаевский детский дом Республики Башкортостан.

Воспитание ценностного отношения к здоровью у воспитанников детского дома Формирование культуры здоровья учащихся - одно из самых приоритетных направлений в системе образования. Культура здоровья человека в педагогическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 12:42
+78Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома»» (включая файлы) размещена пользователем Римма Николаевна Триллер (УИ 287983) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД