Анастасия Еременко
Этическое воспитание и развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие нравственного воспитания
Одной из важных проблем современного общества в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»?
«Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение», - определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов. Итак, «нравственность» - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.
Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Публикация «Этическое воспитание и развитие дошкольников» размещена в разделах
«Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложились 4 основные традиции:
- патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших);
- религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);
- просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума);
коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).
Существует буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.
Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении - как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идё т о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов.
Этико-нравственное становление личности в условиях современного общества
Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, так же как сложна и многогранна сама жизнь. Но стержнем всего процесса является нравственное воспитание, так как оно формирует основу личности, приобщает ее к вечным, глубинным человеческим ценностям. Каждый растущий человек заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, этико-нравственные чувства и представления. Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания и путем постоянного нравственного выбора: как поступить в данной жизненной ситуации.
Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг Л.) :
- доморальный уровень – ребенок исполняет требования из страха наказания;
- конвенциальный уровень – соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в целях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка);
- автономный уровень – личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в соответствии с нормами принятыми этим обществом; свобода выбора ограничивается нравственными рамками и совестью индивидуума (ориентация на универсальный этический принцип).
Современные представления о сути нравственного воспитания подрастающего поколения претерпели существенное изменение в связи со сменой ценностных ориентаций в обществе, под влиянием новых научных концепций, реальных достижений в области воспитания.
Утратили воспитательный эффект словесные формы нравственного просвещения: длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Им на смену пришел индивидуальный подход, опора на жизненный опыт ребенка. Традиционные методы нравственного воспитания, ориентированные на привитие воспитанникам норм и правил общественного поведения, сегодня действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (педагог, родитель, взрослые, общественное мнение, угроза наказания).
Задачей сегодняшнего дня, в условиях демократического общества, должно стать внутреннее принятие и соблюдение личностью нравственно -этических норм и правил поведения.
Но в эпоху не устоявшихся моральных ценностей сделать это достаточно трудно в связи с отсутствием определенного нравственного идеала в обществе и «расплывчатостью», «размытостью» критериев нравственной воспитанности.
Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма», «нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, образец, стандарты поведения, регламентирующие отношения людей.
Задачи нравственного воспитания
Однако и сегодня перед педагогами (родителями, общественностью и др.) ставятся глобальные задачи нравственного воспитания учащихся.
- формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка,
- развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, достоинство, долг, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др. ,
- формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).
Чем старше становится воспитанник, тем более сложные психологические мотивы контролируют его желания и чувства. Если дошкольнику достаточно знать правила совместного пребывания в группе и дружной игры, то уже у школьников формируются более сложные способы управления своим поведением, основанные на единстве интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Наиболее успешно нравственные нормы формируются в тех условиях, где дети получают возможность вырабатывать способы поведения на основе выбора, без определенной положительной или отрицательной оценки со стороны педагога. Норма достаточно подвижна, но ее продуктивная обобщенность ориентирует воспитанника на выработку собственной позиции, формирует внутренний личностный контроль.
Внутренний контроль является важнейшим показателем сформированности нравственных качеств личности; его действия могут привести к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные собственным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ученика в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения нравственным представлениям повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Складывающийся опыт отношений к окружающей действительности и к себе зависит от того, что выступает доминантой в структуре личности: чувства или разум на различных этапах возрастного развития, что является первичным при принятии того или иного решения (Н. М. Трофимова).
Утверждение добра и зла в обществе сопряжено с определенными трудностями и внутренними моральными коллизиями: когда личность не может при всем своем желании поступить однозначно добродетельно.
Заключение
В своей работе я рассмотрела сущность, критерии формирования этико-нравственного воспитания. Из рассмотренного материала, я могу сделать выводы:
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть дошкольников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому дошкольное учреждение, а в частности педагог, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное, и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Нахождение в дошкольном учреждении - это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у воспитуемых нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Список использованной литературы
1. Лаврентьева Н. Б., Нечаева А. В. Педагогическая этика: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – 155 с
2. Т. Ф. Пушкина, С. П. Дуванова, Н. М. Трофимова, Трофимова Н. Б. «Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие» Изд-во Питер, 2005
3. «Теория морального развития Колбрега»
4. С. И. жегов Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935—1940).
5. Философские взгляды А. И. Герцена
6. 2. Азаров, Ю. Искусство воспитывать / Ю. Азаров, - М. : 1978.
7. И. С. Кон «В ПОИСКАХ СЕБЯ. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ САМОСОЗНАНИЕ» М. : "Политиздат", 1984