Дарья Самарина
Расширение эмоционально-эстетического опыта дошкольников в процессе комплексных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к другим людям, миру и к себе самому. Новая педагогическая парадигма предполагает построение личностно - ориентированной модели воспитания, когда педагогический процесс основывается на сопереживании, взаимопонимании и эмоциональной отзывчивости субъектов общения. В. А. Сухомлинский утверждал, что отзывчивость на состояние других людей составляет едва ли не самое драгоценное достояние человека.
Публикация «Расширение эмоционально-эстетического опыта дошкольников в процессе комплексных занятий» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
В дошкольной педагогике эмоционально-эстетический опыт дошкольника непосредственно связан с понятием «эмоциональная отзывчивость» определяется по-разному: как умение соотносить литературные факты с жизненным опытом, как способность сопереживать героям, откликаться на события, явления, произведения разных жанров (Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович, как эмоционально-душевный отклик на произведения искусства (В. И. Ашиков и С. Г. Ашикова, как способность эмоционального сопереживания музыке (H.A. Ветлугина). Анализ литературы показал, что большинство исследователей понимают эмоциональную отзывчивость только как эмоциональный отклик ребенка на произведение, что собственно является только первоначальным этапом восприятия художественного произведения (В. К. Белобородова, Г. Г. Григорьева, Л. П. Стрелкова). Ряд авторов (JI.A. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева, О. П. Радынова) эмоциональную отзывчивость рассматривают как условие для проживания и понимания дошкольниками произведений искусства, как основу развития художественных способностей дошкольника.
Понятие «эмоциональная отзывчивость» как результат эмоционально-эстетического опыта в психологии и педагогике
В настоящее время новое значение приобретает духовная устремленность, понимание духовных, возвышенных стимулов жизни, умение разделить возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, национальной и всеобщей истории, творческих достижений человека.
Познание ребенком мира не должно сводиться к получению информации о нем, а, прежде всего, начинаться с развития духовных качеств ребенка. Развивая логическое мышление и память ребёнка, мы недостаточно внимания уделяем развитию его души, забывая, что в дошкольном возрасте преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям и настроениям. Восприимчивость и отзывчивость составляют едва ли не самое драгоценное достояние человека [32].
Искусство сопереживания, как способность понимать и ощущать движения души другого человека, эмоциональную чуткость в различных жизненных ситуациях, по мнению В. А. Сухомлинского, является основанием организации методики эмоционального воспитания личности. Умение чувствовать переживания другого человека и соответственно этому действовать В. А. Сухомлинский назвал «азбукой эмоциональной культуры» [53].
Отзывчивость как сопереживание перекликается в этом значении с эмпатией. Понятие «эмпатия» имеет многозначную интерпретацию: как «вчувствование» (теория Т. Липпса, как эмоциональная реакция на переживания другого человека (С. М. Бернер, как способность к рефлексии (Р. Даймонд, как сложное личностное образование, актуализирующее альтруистические мотивы поведения (Т. П. Гаврилова). Современными психологами эмпатия рассматривается, как способность приобщаться к переживаниям другого человека, как способность понимать мир переживаний другого человека или как способность переживая их со знаком того эмоционального состояния, на которое реагирует субъект, а также как эмоциональное «заражение», как процесс понимания, как проекция своего «Я» в «Я» другого.
Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости ведёт к пониманию содержания произведения и переживания чувств, выраженных автором в произведении.
Г. Г. Григорьева рассматривает эмоциональную отзывчивость как компонент сенсорно-эстетической реакции, отмечает, что эта реакция включает способность увидеть за внешней формой внутреннее содержание, эмоционально откликнуться на него, что является первоначальным толчком, основой создания выразительного образа [17, с. 69]. Автор отмечает, что именно в таком плане должно формироваться восприятие, начиная с младшего возраста. В противном случае изобразительная деятельность обедняется, теряется ее эмоциональная насыщенность, эстетический, а в итоге и творческий характер [17, с. 69].
Исследуя проблемы эстетического воспитания, Е. А. Флерина вновь вводит термин «живое слово» в двух аспектах: как живое слово педагога и как рассказывание - речь ребенка. Она уделяет особое внимание образности речи воспитателя и эмоциональности ее донесения до ребенка: «живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме и тактике подачи». [60, с. 271]. Такой способ действия педагога побуждает детей действовать (говорить, исполнять) выразительно и эмоционально.
Разрабатывая теоретические основы понятия «художественно-речевая деятельность», В. Г. Костомаров и A.A. Леонтьев отмечают, что необходимо искать теоретический фундамент для характеристики культуры речевой деятельности, преодолеть непонимание богатство выразительных возможностей языка.
Исследуя процесс восприятия детьми литературного произведения, Л. И. Беленькая отмечает значимость возникновения у них эмоциональной заинтересованности необходимой для эстетического переживания прочитанного. Автор считает, что «если у детей вызвать четкое эмоциональное отношение к главным и второстепенным персонажам сказки «Дюймовочка», тогда дети подойдут к пониманию существенных черт идейного содержания сказки» [3, с. 124]. Л. И. Беленькая обращает внимание на то, что «важно помочь детям пережить чувство радости, удовольствия от всех тех элементов художественной ткани сказок, которые могут эмоционально захватить читателя» [3, с. 131]. Промысливание конкретной художественной детали, эмоционально захватившей ребенка, помогает проникновению в образ, пониманию переживаний героя.
Эмоционально-эстетический опыт как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
В Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдова, В. А. Петровского и др.) подчеркивается, что личностно-ориентированная модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов работы с детьми [43, с. 14].
Дошкольный возраст - период, когда начинается процесс социализации ребенка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям [43, с. 1З].
Отмечая приоритет эмоционально-образного познания детьми окружающего мира, авторы большинства программ по дошкольному воспитанию, выделяют значимость эмоционального восприятия для детского возраста, в том числе и художественному.
В параграфе анализируются современные программы по дошкольному обучению и воспитанию с позиции развития в них эмоциональной отзывчивости на занятиях по развитию речи, изобразительного искусства и музыкальных занятиях. Рассмотрены комплексные программы : программа под ред. М. А. Васильевой, «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, H.A. Ноткиной, «Истоки» Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, «Одаренный ребенок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др., «Семицветик» В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова и специализированные программы: «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Музыкальное воспитание дошкольников» Г. П. Новиковой.
Анализ структуры построения данной программы и методики позволяет отметить, что, развитие эмоциональной отзывчивости наиболее подробно рассматривается в разделе «слушание музыки». В остальных блоках программы развитие эмоциональной отзывчивости осуществляется косвенно и предполагает только воспитание эмоционального отклика.
Развитие эмоциональной отзывчивости в программе «Радуга» осуществляется в разделе программы «Обучение родному и иностранному языкам» и на занятиях музыкального и пластического развития.
В процессе занятий музыкального и пластического развития ставятся задачи: развитие музыкально-сенсорных способностей ребё нка: слуховых, интонационно-речевых, декламационных и певческих, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование выразительных певческих и пластических способностей [47, с. 40]. Формирование эстетического переживания, интереса к музыке, развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка: слуховых, интонационно- речевых, декламационных и певческих, элементарно-инструментальных и двигательных, безусловно, связано с развитием эмоциональной отзывчивости.
В программе «Одаренный ребенок» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева и др.) развитие эмоциональной отзывчивости на произведение детской литературы выделено в качестве основной линии работы при ознакомлении детей с художественной литературой. Для понимания и проживания произведений литературы авторы подчеркивают важность выразительного чтения произведений детьми, их разыгрывание в играх- драматизациях с применением интонационной и мимической выразительности [42].
Занятия по изобразительному искусству «очищены» от технической стороны и насыщены заданиями на эмоциональное восприятие и выражение. В изобразительной деятельности акцентируется внимание на выразительности цвета, его символике для создания художественного образа средствами живописи, передаче в изображении эмоционального состояния.
Педагогическое проектирование расширения эмоционально-эстетического опыта дошкольников в процессе комплексных занятий
Предпосылками развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения в процессе комплексных занятий у старших дошкольников являются следующие положения:
- - понимание эмоционально-смысловой интонации произведения, как человеческого высказывания, отношения, как выражение внутренней личностной наполненности ее творца. В интонации кроется человеческое в искусстве, интонация «плавится из реальности» (Б. В. Асафьев).
- переживание чувств, возникших в результате эмоционального отклика на художественное произведение, определяет способ понимания его эмоционального содержания (Б. М. Теплов).
- восприятие многообразия видов искусства дает возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве (Ю. Б. Бореев);
- обращение в детском творчестве к разным видам художественной деятельности позволяет на практике реализовать полихудожественность старшего дошкольного возраста (Б. П. Юсов);
- триада «переживание - выражение - понимание», психологическая концепция В. Дильтея.
Развитие эмоциональной отзывчивости можно определить как способ постижения эмоционального содержания, основываясь на анализ литературы мы выявили, что эмоциональная отзывчивость рассматривается, как необходимый компонент восприятия любого вида искусства. Поэтому если рассматривать ее как переживание чувств, возникших в результате эмоционального отклика на произведение обусловливающее понимание эмоционального содержания произведения, то развитие эмоциональной отзывчивости можно определить как способ постижения эмоционального содержания разных видов искусств.
Комплексные занятия под одним тематическим содержанием объединяют разные виды художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, художественно-речевой [31, с. 209]. Однако интегрирование разных видов искусств строится не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Психологическим основанием в данном случае может быть положение Л. С. Выготского о взаимосвязи воображения и чувств. [10, с. 209].
Обращение на занятиях к разным видам искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства) направлено на решение задачи художественного воспитания дошкольников - раскрытие общих основ возникновения разных видов искусств, и нахождение единого способа восприятия произведений искусства.
Изучение и анализ работ различных авторов относительно проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей позволяет сделать следующие выводы:
1. В художественном воспитании детей большинство авторов указывают на то, что эмоциональная отзывчивость является необходимой и существеннейшей характеристикой восприятия художественных произведений.
2. Специфической особенностью познания действительности в искусстве является эмоциональный характер этого познания, который понимается как процесс переживания чувств, возникших в результате эмоционального отклика ребенка на художественное произведение, обусловливающего понимание его эмоционального содержания.
3. Возможность эффективного развития эмоциональной отзывчивости на художественные произведения разных видов искусств обусловлена общей закономерностью их восприятия. А именно то, что язык разных видов искусств (музыки, пантомимы, ритмо-пластики, художественного слова) постигается ребенком прежде всего через эмоцию, переживание, чувственный образ.
4. Во всех рассмотренных программах по художественному воспитанию детей старшего дошкольного возраста развитие эмоциональной отзывчивости понимается авторами как развитие способности детей эмоционально откликаться на художественное произведение, определять его настроение и различать его оттенки. Однако все это может рассматриваться только в качестве отдельных компонентов развития эмоциональной отзывчивости. И хотя почти во всех программах авторы говорят о необходимости развития эмоциональной отзывчивости при восприятии детьми художественных произведений и понимании их содержания, однако пути, способы, методы развития эмоциональной отзывчивости авторы не рассматривают.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости на художественные произведения у старших дошкольников в процессе комплексных занятий имеет поэтапный характер:
- эмоционально-ориентационный (на данном этапе ребенок через систему вопросов определяет настроение, характер произведения);
- эмоционально-творческий (на данном этапе ребенок посредством слова, рисунка, пения, инструментальной импровизации и выразительного движения создает творческий продукт, в котором воплощается переживание, возникшее у него при восприятии художественного произведения);
-эмоционально-смысловой (на данном этапе ребенок через сопоставление собственной житейской эмоции с эмоцией художественного произведения приходит к пониманию его эмоционального содержания).