Ремизова Мария
Расширение словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
1. слайд
Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме Расширение словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений.
3 слайд
Публикация «Расширение словарного запаса у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Речевое развитие выделено в отдельную образовательную область в федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Стандарт определяет содержание образовательной деятельности «Речевое развитие» следующим образом: «Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря;
В настоящее время продолжает оставаться актуальной, социально и педагогически значимой проблема активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обучении, количество которых достигает 20-30% дошкольников
4 слайд
Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обогащении словарного запаса детей. В работе по развитию речи дошкольников с ЗПР использование дидактических игр и упражнений оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более интересным и занимательным для детей, а, следовательно, и более эффективным.
5 слайд
Цель моей работы это расширение словарного запаса у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр и упражнений.
6 слайд
Особенности словарного запаса детей с ЗПР представлены на экране.
Таким образом, обеднённость словарного запаса детей связана с ограниченностью их знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, временных, причинно-следственных отношениях, что определяется своеобразием познавательной деятельности и личности детей. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь
7 слайд
Свою работу я начала с обогащения предметно-развивающая речевая среды группы для детей с ЗПР, которая отвечаеттребованиям ФГОС: оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная, способная обеспечивать реализацию образовательной области «Речевое развитие» как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.
8 слайд
В настоящее время появилось много дидактических игр. Я подобрала и классифицировала их с целью развития всех сторон речи. Разработала картотеку дидактических упражнений по всем лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста.
9 слайд
Работу по развитию словаря с использованием дидактических игр и упражнений я провожу вразных видах деятельности:
- в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми, учитывая принцип интеграции и тематического построения образовательного процесса;
- в индивидуальной деятельности логопеда с ребенком, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей).
10 слайд
Игры-занятия. В этих играх ведущая роль принадлежит педагогу, чтобы повысить интерес к занятию, я использовала разнообразные игровые приемы, создавала игровые ситуации, вносила элементы соревнования и т. п. Игровая деятельность сочеталась с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий я не только передаю определенные знания, формирую представления, но и учу детей играть
11 слайд
Сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка. В процессе сюжетно-ролевой игры дети очень любят перевоплощаться в продавцов, докторов, почтальонов и т. д. В ходе такой игровой деятельности у детей я развиваю диалогическую и монологическую речь. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы я активизирую бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональную лексику; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
12 слайд
Важной предпосылкой для развития связной речи является создание благоприятной в эмоциональном отношении ситуации, в который у детей возникло бы желание активно участвовать в речевом общении. На мой взгляд такие ситуации можно моделировать в театральной игре. В ходе таких игр я учу детей договариваться о распределении ролей, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).
13 слайд
В своей работе по коррекции словаря детей с задержкой психического развития активно использую различные пальчиковые игры. Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
14 слайд
При организации дидактических игр я строго учитываю следующие моменты:
• При закреплении любой лексической темы в начале использую игры, не предъявляющие к собственной речи детей сложных требований. Ответ одним словом, повторение хором за взрослым, ответ действием доступен любому ребенку.
• Любую игру провожу 5 – 10 минут, не более.
• Игры провожу в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку.
• В игре добиваюсь активного участия всех детей, при этом по возможности максимально использую пальчиковую и артикуляционную гимнастики.
• В игре развиваю у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряю детскую инициативу.
• В процессе игры я принимаю непосредственное участие (степень моего участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры : по ходу игры вношу необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряю всех детей, отмечаю наиболее успешных и обещаю в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
• Дидактические игры стараюсь проводить не только на занятиях, но и в других режимных моментах
15 слайд
Совместно с воспитателями группы было разработано дидактическое пособие Затейница матрёшка. В данном пособии собрано несколько игровых упражнений. В этих играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями. Дети упражняются в их согласовании друг с другом, а также работают над подбором синонимов и антонимов. Данное пособие предназначено для самостоятельной детской деятельности и со-деятельности со взрослым, для индивидуальных и подгрупповых занятий.
16 слайд
Для того чтобы работа по коррекции словаря у детей с ЗПР проходила более эффективно и давала в более короткие сроки положительный результат, я привлекала к участию в коррекционном процессе родителей. Особое значение родителей в развитии словарного запаса детей заключается в том, что, используя предложенный нами материал, они получают возможность закрепить с ребенком полученные на занятиях речевые умения и навыки по средствам речевого общения. В качестве «домашних заданий» предлагаются дидактические игры, способствующие уточнению, расширению и формированию словаря у детей ЗПР.
17 слайд
Моя работа по обогащению словарного запаса не закончена, продолжается, но уже сейчас, я могу отметить следующее, что у детей группы пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, они смелее стали отвечать на вопросы и делиться информацией со взрослыми и сверстниками, диалоги между детьми стали более длительным, они научились выражать свои мысли,занятия стали эмоциональными, действенными, обогатился коммуникативный опыт дошкольников с ЗПР через дидактические игры и упражнения