Бычкова Галина Стефановна
Конспект занятия «Рассматривание веток и плодов деревьев»
Рассматривание веток и плодов деревьев
Программные задачи. Учить узнавать деревья по их веткам, семенам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, по расположению, запаху. Формировать разнообразные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Обогащать словарь путем введения слов: почки, кора, липкие, пахучие, душистые. Воспитывать учебные умения: точно следовать плану
Ход
- Какое сейчас время года? Как вы догадались? Почему?
Публикация «Конспект занятия „Рассматривание веток и плодов деревьев“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- Какие изменения происходят в растительном мире зимой?
- Как зимой можно различить деревья в безлистном состоянии?
- Правильно, по цвету коры, почкам, веткам, семенам.
- У вас на столах лежат веточки деревьев, найдите веточку березы и покажите мне (проверяю).
- По каким признакам вы определили, что это веточка березы?
- Да, веточка березы розовато-коричневого цвета, тонкая.
- Что есть на ветках?
- Какого размера почки? (маленькие – потрогать)
- Какой формы? (заостренные)
- Какого цвета? (черновато-коричневые – закрепить)
- Как расположены? (поочередно) Предложить понюхать почки
- Да, почки березы имеют своеобразный запах, они пахнут свежестью, можно сказать, что они душистые, смолистые, ароматные.
- Да, на концах веточек мы видим сережки. Потрогайте их.
- Какие сережки? (упругие, коричневого цвета, продолговатые)
- Когда наступит весна, распушит березка свои сережки и будет пускать по ветру тучи желтой пыльцы.
- Стройная, с тонкими поникшими ветвями и нарядной листвой она всегда вызывает восхищение и радость.
- Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь березки. Мила она русскому человеку. Есть такая старинная загадка: «Стоит дерево, цветом белено, в этом дереве четыре угодья : первое – от темной ночи свет (лучина, второе – некопаный колодец (березовый сок, третье – старому – здоровье (банный веник, четвертое – разбитому связь (береста).
- Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли. Недаром русскую березку прославляли в песнях, стихах, сказках, художники писали картины. (Чтение стихов, пение песен, рассматривание иллюстраций)
Что за девица,
Ни швея, ни мастерица:
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
- Как вы догадались, что это ель? (поднимаю ветку ели)
- Дети, давайте сравним ветку березы и ели. Веточки ели светло-коричневого цвета, покрыты хвоей.
- Легко ли ветку взять в руки? Почему?
- Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Их так и называют – лапником.
- Хвоинки – иголочки плотно сидят на ветках.
- С одной стороны ветки их больше, т. к. они повернуты к солнцу, с другой – совсем мало (предложить посмотреть).
- Какого цвета хвоинки? (зеленого). Про ель так и говорят: «Зимой и летом одним цветом».
— Это дерево не сбрасывает хвою на зиму, как другие деревья – листья. Она сбрасывает хвою постепенно, в течение определенного времени. Одни иголочки постепенно желтеют и опадают, а новые, молоденькие постепенно отрастают.
- Дети, а есть у этой веточки почки?
- Да, на конце каждой веточки есть почки, из которых весной появляются цветы, а потом и шишки. Шишки у ели и сосны появляются только через два года.
- Ребята, давайте понюхаем веточки ели. Есть ли у нее запах?
- Что напоминает запах ели?
- Верно, новогодний праздник. В первые зимние дни устраивают для детей елки, украшают игрушками и подарками.
Я дерево с цветом душистым,
Даю я прохладную тень.
Под крышей ветвей отдыхаешь
В безветренный солнечный день.
- О каком дереве говорится в загадке?
- Как вы догадались? (предлагаю сравнить веточку липы с предыдущей веточкой)
- Какого она цвета?
- Как расположены почки? (поочередно)
- Какого они цвета? (красно-коричневого)
- Какой формы почки? (округлой, плотно сидящие на ветках – закрепить)
- Ветка липы растет зигзагами – почка справа – ветка растет влево, почка слева – ветка растет вправо.
- Чтобы рассмотреть то или иное дерево зимой, нужно внимательно рассмотреть почки и плоды на ветках, кору дерева. Иногда зимой на веточках липы можно найти плоды – круглые орешки, высохшие и почерневшие, снабженные летучками. Но обычно липа сбрасывает их на зиму.
- Ребята, пахнут ли почки липы? Да, у них тоже есть запах. Он напоминает запах лета, меда, долгий июльский день и гудящих пчел в золотящихся от цветков кронах. Рассказывая о липе, нельзя не сказать о ее древесине. Она легкая, мягкая, не трескается. Не случайно из древесины липы делают различные сувениры: матрешек и расписную посуду, другие чудесные произведения народного искусства (показать).
Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос,
Стал высок и могуч не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок – ничего, что плод мой мелок.
- О каком дереве говорится в стихотворении? Как вы догадались? (предлагаю найти ветку дуба и сравнить с другими ветками) Ветки у дуба кряжистые, толстые. Почки крепенькие, толстенькие, сгрудились они кучками, сразу по нескольку на кончиках веток. В лесах и парках встречается дуб летний и дуб зимний. Поздней осенью опадают побуревшие листья летнего дуба. А у дуба зимнего высохшая листва держится до весны.
- Ежегодно дуб плодоносит. Плоды у дуба – желуди. Они держатся до осени, потом падают на землю (показать, дать возможность рассмотреть).
- Дуб в народе считают сильным деревом. Но есть у него и слабые стороны – боится холода: «Дуб хорошо растет в шубе, но с открытой головой», т. е. дуб хорошо себя чувствует, если окружен другими деревьями, задерживающими холодные ветра. Хотя у дуба есть слабости, но он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В давние времена дубовыми венками награждали воинов за выдающиеся подвиги.
Дидактическая игра, «С какой ветки детки?»
Подведение итогов.