Елена Никитина
Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре «Рассматривание русского народного костюма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: приобщение детей к русской народной культуре; познакомить детей с русским народным костюмом, научить называть предметы костюма; познакомить с самой заметной частью любого народного костюма – головным убором; обратить внимание детей на узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника; вызвать интерес к русскому костюму.
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре „Рассматривание русского народного костюма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
Задачи: Познакомить детей с культурой и историей своего народа.
Обобщить представление детей о декоративно – прикладном творчестве: с русским народным костюмом, элементами русского быта.
Воспитывать патриотические качества, любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.
Воспитывать нравственно – эмоциональные качества.
Формировать чувство сопричастности к культурному наследию.
Ход занятия.
В-ль: ребята, в какой стране мы с вами живем? Как она называется?
Дети: Россия.
В-ль: кто из вас скажет люди каких национальностей проживают в России?
Дети: русские, татары, украинцы, белорусы и т. д.
В-ль: ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости – кукла Машенька в русском костюме. Мы сегодня с вами будем рассматривать русский народный костюм, а некоторые ребята смогут примерить такой костюм.
Посмотрите из каких частей состоит одежда Машеньки?
Правильно – из сарафана, кофты и головного убора, который называется кокошником. Раньше женщины и девочки в городах и деревнях носили одинаковые рубахи, которые называются сорочками. Поверх сорочки надевали длинный сарафан. Сарафаны были приталенные и широкие. А можно ли было выйти на улицу в одной сорочке? Оказывается – можно: в рубашке бегали по улице и маленькие девочки и мальчики, и даже юные девушки. Только девушки надевали на сорочку поясок, который тоже украшали вышивкой или тесьмой. А сарафаны украшали лентами, бисером, пуговками. Сарафан – любимая одежда русской девушки. Кто его ни наденет – сразу и стройней и красивей станет. На сарафаны раньше надевали передник – он закрывал неукрашенную часть сарафана. Фартук- передник украшали аппликацией, вышивкой, кружевами.
Чем сейчас девочки любят украшать свои волосы? Чтобы стать нарядней девочкам завязывают в волосы бантики, украшают прическу заколками, а иногда даже завивают их. Но нет ничего краше для девочки и девушки, чем длинная коса. «Коса – девичья краса» - так русские люди говорили. Косу украшали накосниками, голову повязывали лентой, украшали венцом. Ходить с непокрытой головой можно было только дома, а на улицах женщины ходили в головных уборах. Девушки надевали девичий венец, а взрослые женщины – кокошник. Из под венца видны волосы, а из под кокошника – нет. Он как шапочка, украшенная бисером, бусинками и лентами. Но чаще всего русские крестьянки повязывали голову платком, а в плохую погоду – шалью.
В давние времена люди сами шили себе одежду, они её берегли, если порвалась – зашивали и носили долго, когда дети вырастали – нарядную одежду передавали им по наследству. Позднее появились мастера- портные. Те, которые шили шубы назывались шубниками, которые шили шапки – шапошниками, а которые шили кафтаны – назывались кафтанники.
А теперь давайте познакомимся с новыми поговорками: «По одежке встречают, а по уму провожают», «Бабьи рубашки – те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи», «Красна птица опереньем, а человек рукодельем».
А сейчас, ребята, мы с вами сами попробуем украсить рубашки и сарафаны и посмотрим, что у кого получится.
Детям раздаются вырезанные из бумаги рубашки и сарафаны для раскрашивания.