Александр Владимирович Гришин
Раскрытия интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого из нас внутри талант таится, и очень важно в детстве дать ему раскрыться.
Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Темочки:
Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком точно никому неизвестно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно – в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее важным возрастным этапом с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей детей является возрастной диапазон в интервале старшие дошкольники – младшие школьники.
Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можем способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более старших детей, оно не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
И в настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте :
Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд несопоставимых. Благодаря развитию ассоциативности, мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления.
Психологи провели ряд исследований и установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности, анализ трудов Л. С. Выготского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогические задачи по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте :
Развитие умения находить противоречия в любом предмете и явлении.
Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.
Формирование умения разрешать противоречия.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление дает возможность видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями.
Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте :
Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени.
Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Условия, благоприятствующие формированию творческих способностей.
На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смитта, Б. Н. Никитина и Л. Кэролла были выделены шесть основных условий, при которых творческие способности детей успешно развиваются.
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей. Подразумевает раннее плавание, гимнастику, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами, рисование.
Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до потолка своих возможностей. Это чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей. Дело в том, что способности развиваются успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д. предоставление ребенку такой свободы предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка взрослых).
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Очень важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным реальной жизни.
Методы и приемы, используемые для развития творческих способностей детей.
Основной метод, для развития творческих способностей, это сказкотерапия. Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта. Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А значит, мы начинаем творить, становимся настоящими волшебниками. Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.
Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком собственных проблем.
Арттерапия – это терапия творческим самовыражение и познание себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Он отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации – раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия в мире.
Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия – это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей.
Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.
Креативная визуализация – этот метод предполагает индивидуальную активность ребенка, это способ использования естественной мощи воображения. В креативной визуализации использование воображения происходит, чтобы создать отчетливый образ того, чего мы хотим. Для применения этого метода необходимо научить детей расслабляться, когда тело и ум расслаблены, электрическая активность нейронов мозга изменяется и замедляется. Этот более глубокий, замедленный уровень обычно называют альфа-уровнем.
Цветотерапия – цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект.
Ароматерапия – нормализует психологическое состояние человека. Ароматические масла, позволяют сбалансировать организм человека и высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.
Основные направления работы психолога дошкольного учреждения по развитию творческих способностей детей
Проведение психологического обследования с помощью специальных диагностических методик, оценивающих уровень развития способностей в области наглядно-образного и логического мышления, воображения (диагностика творческих способностей – П. Торренса, Е. Туник и др).
Проведение тренинговых занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления.
Проведение интерактивных семинаров и тренингов для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, направленных как на развитие творческого мышления самих педагогов, так и на обучение педагогов приемам и методам, с помощью которых они смогут развивать творческое воображение и мышление детей.
Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребенка:
консультирование родителей одаренных детей специалистами образования;
организация и проведение занятий «Родительских школ» для родителей одаренных детей. Использование интерактивных форм на этих занятиях позволяет психологам не только оказывать родителям информационную помощь, но и превращает родителей в активных участников процесса.