Марина Щепалова
Раскрытие творческого потенциала детей посредством художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению»
Л. С. Выготский
Каждый ребенок по своей природе – творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда раскрываются самостоятельно. Создавая условия, побуждая ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.
Что такое творческие способности и зачем их развивать?
Публикация «Раскрытие творческого потенциала детей посредством художественной деятельности» размещена в разделах
Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального. Творческие способности в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное. Они в какой-то степени зависят от психофизиологических способностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.
Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности. Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.
К творческим способностям относят:
• Воображение
• Образное мышление
• Интуицию
• Фантазию
• Восприятие
• Инициативность
• Любопытство
• Желание применить теоретические знания на практике
Творческие способности важны, поэтому формировать их необходимо с раннего детства. Часто взрослые отдают предпочтение развитию интеллекта малыша, логики и памяти, забывая при этом про творческий потенциал. Это большая ошибка. Творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию наблюдательности, мышления, воображения, памяти, эмоционального интеллекта. Процесс дальнейшего обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.
Условия раскрытия творческого потенциала
1. Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
2. Включение ребенка в творческую деятельность как можно более с раннего возраста.
3. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность – эмоциональный комфорт, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
4. Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
5. Регулярный и системный характер занятий.
6. Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях.
7. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.
Ребенок дошкольного возраста охотно вовлекается в творческую деятельность. В ней он ведомый взрослым и активно пробует свои силы самостоятельно. Это требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности.
Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Взрослые, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.
Влияние различных видов художественной деятельности на раскрытие творческого потенциала
В процессе изобразительной деятельности детей создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческих способностей дошкольников. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы - компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений, а, следовательно, способствуют развитию творческих способностей детей.
Занятия лепкой способствуют развитию образного мышления, зрительного восприятия, памяти, навыков ручного труда, формирует чувство прекрасного, умение видеть прекрасное в обычном. Еще лепка связана с игрой – ведущей деятельностью дошкольников. Выполненная фигурка объемная и стимулирует детей к игровой деятельности с ней.
Занятия аппликацией развивают чувства цвета, ритма, симметрии. Так формируется художественный вкус. Параллельно дети приучаются к плановой организации работы.
Музыка способствует всестороннему развитию ребенка. Прослушивание музыки в раннем возрасте помогает детям выражать свои эмоции и делится чувствами. Слушая музыку, ребенок учится её интерпретировать и понимать, в процесс активно включается воображение. Дети быстро запоминают песни, что способствует развитию памяти и речи.
Театрализованная деятельность Перевоплощаясь в тех или иных персонажей, ребенок знакомится с разными сторонами жизни. В театральном действе он может перевоплотится в кого-угодно, стать деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом и т. д. это развивает интеллект, умение сопереживать и понимать другого, раскрывает новые таланты и способности.
Лучшим периодом для развития творческого потенциала является дошкольный возраст.