Надежда Лыбаева
Рассказывание по картине «Зайцы»
Рассказывание по картине «Зайцы»
3 а д а ч и. Связная речь: учить детей составлять рассказ по картине по плану, предложенному воспитателем, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику;
грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать — продавец) и прилагательных (веселый — весельчак);
звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.
Публикация «Рассказывание по картине „Зайцы“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Составление рассказов
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
М а т е р и а л. Картины «Зайцы» (серия «Дикие животные», автор С. А. Веретенникова, «На рыбалке» (пособие «Звучащее слово», автор Г. А. Тумаксва).
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
Выслушав отгадку, воспитатель помешает на доску картину «Зайцы». Дети рассматривают картину, затем отвечают на следующие вопросы:
• Кто нарисован на картине?
• Какое время года изображено? Почему вы так думаете?
- Чем занимаются зайцы? Почему они это делают?
- Что вы можете сказать о зайце, какой он? (Белый, пушистый, серый, трусливый, пугливый.)
Воспитатель дает задание составить рассказ по картине :
- Расскажите, когда и зачем зайцы вышли на полянку, какие они, что они делали. Рассказывая, не забывайте те слова о зайцах, которые вы подобрали: пушистый, пугливый, быстрый и другие.
После двух рассказов производится оценка. Далее заслушиваются еще два рассказа. Оцениваются.
- Вы очень хорошо рассказали о зайцах. А какое название можно придумать к картине о зайцах? — спрашивает воспитатель. — Я бы назвала эту картину «Ушастые трусишки», а как бы вы ее назвали? Очень интересные названия вы придумали к картине. Молодцы. Очень понравилось мне название. (из ответов детей). Вспомните, а как называют зайцев в сказках? (Побегайчик, трусишка и т. п.) Почему их так называют?
- Зайцы очень быстро бегают. А кто еще умеет быстро бегать? (Лошади, собаки, волки, люди.)
- Как называют спортсменов, которые занимаются бегом, бегают? (Бегуны.)
- Как называют спортсменов, которые бегают на коньках? (Конькобежцы.) Если дети затрудняются, ответ дает сам воспитатель. Следует поощрять словотворчество: «Хорошее слово придумал Митя, а есть другое слово — бегун».
- Люди разных профессий умеют делать разные дела. Сейчас я загадаю вам загадки о людях разных профессий, а вы узнайте, кого я изобразила, кто это.
Воспитатель делает вид, что опускает в почтовые ящики письма и газеты. Если дети не догадываются, подсказывает отгадку строчками из стихотворения С. Маршака «Почта» :
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский. почтальон.
- Правильно отгадали, это загадка о почтальоне. Почтальон ходит по домам и приносит людям письма, газеты, журналы.
- А сейчас о ком загадка? Кто он? – Воспитатель изображает игру на фортепьяно. Если дети не могут отгадать, подсказывает начало слова: «Это — пиа.» (Оценка словотворческих ответов такая же, как и раньше.)
- А теперь придумайте сами такие же загадки, какие загадывала я. Вспомните, что умеют люди делать, какими инструментами они пользуются во время работы, на каких музыкальных инструментах играют. Изобразите их, а я буду отгадывать.
После двух-трех детских загадок вводится правило: загадывать будет тот, кто правильно отгадает загадку товарища.
Далее воспитатель предлагает детям так же поиграть на прогулке и придумать к следующему занятию загадки о профессиях своих родителей (можно придумывать вместе с родителями).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Педагог помещает на доску картину «На рыбалке».
- Вслушайтесь в звучание слогов и словах рыба, рыбак. Произнесите эти слова медленно. Одинаково ли звучат слоги? Где слышится ударение в слове рыба? А в слове рыбак?
- Еще раз вслушаемся в звучание слогов в словах рыба, рыбак и определим, где в этих словах находится ударение.
- Подберите слова, сходные по звучанию. Я начну первую строчку, а вы продолжайте:
- Котик-котик, где ты был? (Рыбку вкусную ловил.)
- Рыбка-рыбка, где гуляла? (Я с ребятами ныряла.)