Лучший педагог года

Рассказывание детям

Алла Коновалова
Рассказывание детям
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности рассказа воспитателя

Воспитатель постоянно знакомит детей с окружающим миром. Для того чтобы правильно подавать детям информацию, воспитателю необходимо уметь составлять рассказы.

Что такое рассказ? Рассказ – это процесс устного повествования. В рассказе участвует один, а остальные слушают. Этим он отличается от разговора, в котором участвует несколько человек.

Рассказ должен иметь:

• малый размер,

• небольшое число персонажей,

• динамичное развитие сюжета.

Публикация «Рассказывание детям» размещена в разделах

Рассказывать можно о любом эпизоде, случае из жизни. Главное, чтобы ситуация была проста, продолжительность действия невелика, композиция несложная.

Рассказ воспитателя должен быть построен прежде всего с учетом возрастных особенностей восприятия детей. Для детей третьего-четвертого годов жизни рассказы предельно кратки и тесно связаны с жизненным опытом малышей. С каждым годом круг познаваемого ребенком, его опыт расширяются, усложняются по содержанию в объёме и рассказы воспитателя.

Рассказ составить не просто. Для этого воспитатель должен обладать, широким кругозором, определенными знаниями и представлениями, уметь наблюдать. Но М. Горький говорил: «Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо еще «выдумывать», создавать».

Кроме сообщения новых сведений об окружающем, воспитатель должен уметь эмоционально воздействовать на слушателей (детей): передавать им свое отношение к предмету повествования, свое настроение, побуждать их к активному сопереживанию, выражению чувств в словах и поступках. Достичь этого можно тщательным отбором точных слов, стилем повествования и точно выбранной интонацией.

Как составить рассказ.

Приступая к созданию рассказа, воспитателю необходимо:

• определить тему;

• воспитательно-образовательную задачу рассказа;

• отобрать фактический и художественный материал;

• творчески его освоить, опираясь на свой жизненный опыт и знания;

• составить композиционно-сюжетный план рассказа;

• создать текст.

Готовый текст должен быть обязательно записан, т. к. по написанному тексту легче проконтролировать логику развития сюжета, выбрать оптимальные варианты лексического и стилистического оформления мысли.

Главное в рассказе — идея (главная мысль). И сюжет, и система образов героев (персонажей, и структура рассказа, и его словесное оформление подчинены одной цели — раскрыть идейное содержание. Носителями главной мысли, идеи рассказа, являются его герои, и прежде всего главный герой. Образ героя создается описанием его внешности (портрет, обстановки, в которой он живет и действует, отношения к нему других персонажей. Но главное средство создания образа — поступки и речь героя. Это особенно характерно для рассказов, создаваемых для детей дошкольного возраста.

Внешний облик героя рассказа обычно рисуется кратко, под-черкиваются лишь весьма существенные детали

Раскрытию идеи служит сюжет — совокупность событий, изображенных в произведении. В сюжете отражаются основные жизненные конфликты, которые дают возможность раскрыть характеры действующих лиц. Например, в рассказе В. А. Осеевой «Три товарища» события описаны предельно кратко и просто: к мальчику, потерявшему завтрак, подходят поочередно три товарища. Их речь и поведение различны. Двое оказались эгоистичными и бестактными и только последний, Володя, искренне поделился с товарищем своим завтраком.

Одним из средств выражения идейного содержания является композиция — построение произведения. В рассказах для детей дошкольного возраста она должна быть несложной. События следуют одно за другим с постепенным нарастанием напряжения, переходом его к кульминации (момент наивысшего напряжения в развитии событий) и разрешением конфликтной ситуации развязкой (результат, к которому приходит развитие конфликта).

Рассказ для самых маленьких (третий, четвертый год жизни) должен быть вполне завершенным, хотя конец его и не обязательно всегда благополучным.

В старших группах детского, сада рассказ воспитателя может закончиться вопросом, обращенным к детям. Такой конец акти-визирует мысли и чувства ребят, побуждает их задуматься, определить свое отношение к аналогичным явлениям, т. е. дает первые уроки самоконтроля, анализа.

Основным средством, с помощью которого создаются образы, воспроизводятся события, является слово. Надо уметь отобрать точные, яркие, образные слова, характеризующие события и героев рассказа, но при этом помнить о доступности лексики для детей данной возрастной группы.

Нельзя завышать возможности детей в восприятии речи, но и нельзя пользоваться только теми словами и выражениями, которые прочно вошли в активный словарь ребенка.

Общая тональность рассказа (весело, радостно, грустно, озабоченно и т. д.) определяется идеей, замыслом, но оформляется в словах и в интонации.

Составляя рассказ для детей, целесообразно перечитывать фразы, а затем и весь текст вслух. Так создавал свои произведения А. П. Гайдар. Он обычно ходил по комнате и «бормотал» фразу за фразой, страницу за страницей, пока наконец не вырисовывалось все так, как задумано. Потом он садился за стол и писал по нескольку страниц.

На какую бы тему воспитатель ни создавал рассказ для детей, в нем должно быть ярко выражено отношение рассказчика к фактам и героям событий. Это отношение должно сказаться и в выборе героев, и в сопоставлении их, и в характере повествования (торжественно или весело, забавно, грустно, сочувственно, и в подборе слов, и в построении фраз, и в ярких, интригующих интонациях.

Публикации по теме:

«Зимой на прогулке». Рассказывание по картине во второй младшей группе Тема: «Зимой на прогулке». (рассказывание по картине во 2-ой мл. гр.) Программное содержание: Образовательная: Учить детей отвечать на.

Конспект НОД по речевому развитию. Рассказывание сказки «Поспешили-насмешили» Программные задачи: Учить правильно произносить звуки по подражанию; развивать речевой слух и речевую активность, развивать мышцы речевого.

Конспект ННОД в средней группе Рассказывание об игрушках Цель:развитие и обогащение словаря прилагательными и глаголами. Задачи: -связная речь: учить детей составлять описание игрушки, называть.

Конспект занятия. Рассказывание детям сказки «Курочка Ряба» Подготовила: Савченко Екатерина Андреевна Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе: вызвать желание.

Рассказывание детям 5–6 лет русской народной сказки «Заяц — хваста» Тема Цель Методы и приемы Ход занятия. Вид модели. Место модели. Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц – хваста» 1. Познакомить.

Рассказывание по картине «Кошка с котятами» (старшая группа) Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине. Развивать речь. Воспитывать любовь к животным, вызвать желание ухаживать.

Рассказывание по картине «Семья» Образовательные цели: обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины, используя схемы (план высказывания).

Рассказывание русской народной сказки «Лиса и заяц» Цель: привлечение к внимательному слушанию сказки, понимание содержание, отслеживание развития сюжета. Задачи: - Продолжать расширять и.

Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок». Воспитатель: А цыпленок как пошит? Дети: Пи-пи-пи Игра Воспитатель: Я мама курица, а вы мои цыплятки. Вот цыплятки вышли погулять, высоко.

Развитию речи: Рассказывание по картине «Прогулка в лес» Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лес». Задачи: - совершенствовать умение детей рассказывать по картине; - расширять запас слов,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рассказывание детям
Опубликовано: 17 мая 2016 в 13:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рассказывание детям» (включая файлы) размещена пользователем Алла Коновалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД