Алла Коновалова
Рассказывание детям
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности рассказа воспитателя
Воспитатель постоянно знакомит детей с окружающим миром. Для того чтобы правильно подавать детям информацию, воспитателю необходимо уметь составлять рассказы.
Что такое рассказ? Рассказ – это процесс устного повествования. В рассказе участвует один, а остальные слушают. Этим он отличается от разговора, в котором участвует несколько человек.
Рассказ должен иметь:
• малый размер,
• небольшое число персонажей,
• динамичное развитие сюжета.
Публикация «Рассказывание детям» размещена в разделах
Рассказывать можно о любом эпизоде, случае из жизни. Главное, чтобы ситуация была проста, продолжительность действия невелика, композиция несложная.
Рассказ воспитателя должен быть построен прежде всего с учетом возрастных особенностей восприятия детей. Для детей третьего-четвертого годов жизни рассказы предельно кратки и тесно связаны с жизненным опытом малышей. С каждым годом круг познаваемого ребенком, его опыт расширяются, усложняются по содержанию в объёме и рассказы воспитателя.
Рассказ составить не просто. Для этого воспитатель должен обладать, широким кругозором, определенными знаниями и представлениями, уметь наблюдать. Но М. Горький говорил: «Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо еще «выдумывать», создавать».
Кроме сообщения новых сведений об окружающем, воспитатель должен уметь эмоционально воздействовать на слушателей (детей): передавать им свое отношение к предмету повествования, свое настроение, побуждать их к активному сопереживанию, выражению чувств в словах и поступках. Достичь этого можно тщательным отбором точных слов, стилем повествования и точно выбранной интонацией.
Как составить рассказ.
Приступая к созданию рассказа, воспитателю необходимо:
• определить тему;
• воспитательно-образовательную задачу рассказа;
• отобрать фактический и художественный материал;
• творчески его освоить, опираясь на свой жизненный опыт и знания;
• составить композиционно-сюжетный план рассказа;
• создать текст.
Готовый текст должен быть обязательно записан, т. к. по написанному тексту легче проконтролировать логику развития сюжета, выбрать оптимальные варианты лексического и стилистического оформления мысли.
Главное в рассказе — идея (главная мысль). И сюжет, и система образов героев (персонажей, и структура рассказа, и его словесное оформление подчинены одной цели — раскрыть идейное содержание. Носителями главной мысли, идеи рассказа, являются его герои, и прежде всего главный герой. Образ героя создается описанием его внешности (портрет, обстановки, в которой он живет и действует, отношения к нему других персонажей. Но главное средство создания образа — поступки и речь героя. Это особенно характерно для рассказов, создаваемых для детей дошкольного возраста.
Внешний облик героя рассказа обычно рисуется кратко, под-черкиваются лишь весьма существенные детали
Раскрытию идеи служит сюжет — совокупность событий, изображенных в произведении. В сюжете отражаются основные жизненные конфликты, которые дают возможность раскрыть характеры действующих лиц. Например, в рассказе В. А. Осеевой «Три товарища» события описаны предельно кратко и просто: к мальчику, потерявшему завтрак, подходят поочередно три товарища. Их речь и поведение различны. Двое оказались эгоистичными и бестактными и только последний, Володя, искренне поделился с товарищем своим завтраком.
Одним из средств выражения идейного содержания является композиция — построение произведения. В рассказах для детей дошкольного возраста она должна быть несложной. События следуют одно за другим с постепенным нарастанием напряжения, переходом его к кульминации (момент наивысшего напряжения в развитии событий) и разрешением конфликтной ситуации развязкой (результат, к которому приходит развитие конфликта).
Рассказ для самых маленьких (третий, четвертый год жизни) должен быть вполне завершенным, хотя конец его и не обязательно всегда благополучным.
В старших группах детского, сада рассказ воспитателя может закончиться вопросом, обращенным к детям. Такой конец акти-визирует мысли и чувства ребят, побуждает их задуматься, определить свое отношение к аналогичным явлениям, т. е. дает первые уроки самоконтроля, анализа.
Основным средством, с помощью которого создаются образы, воспроизводятся события, является слово. Надо уметь отобрать точные, яркие, образные слова, характеризующие события и героев рассказа, но при этом помнить о доступности лексики для детей данной возрастной группы.
Нельзя завышать возможности детей в восприятии речи, но и нельзя пользоваться только теми словами и выражениями, которые прочно вошли в активный словарь ребенка.
Общая тональность рассказа (весело, радостно, грустно, озабоченно и т. д.) определяется идеей, замыслом, но оформляется в словах и в интонации.
Составляя рассказ для детей, целесообразно перечитывать фразы, а затем и весь текст вслух. Так создавал свои произведения А. П. Гайдар. Он обычно ходил по комнате и «бормотал» фразу за фразой, страницу за страницей, пока наконец не вырисовывалось все так, как задумано. Потом он садился за стол и писал по нескольку страниц.
На какую бы тему воспитатель ни создавал рассказ для детей, в нем должно быть ярко выражено отношение рассказчика к фактам и героям событий. Это отношение должно сказаться и в выборе героев, и в сопоставлении их, и в характере повествования (торжественно или весело, забавно, грустно, сочувственно, и в подборе слов, и в построении фраз, и в ярких, интригующих интонациях.