Бахтерева Дарья
Ранняя профориентация в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все знаем, что работа по профориентации активно ведется только в старших классах школы, в лучшем случае в среднем звене. А ведь дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Публикация «Ранняя профориентация в условиях ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т. к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.
Педагог ДОУ должен не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребенок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретет знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Педагог должен стремиться, чтобы воспитанники:
1. Понимали ценность и важность труда. Любой труд предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусная еда, отдых и т. д.)
2. Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда
3. Были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками. Трудились бы не только потому, что это им нравится или интересно, но и потому, что этот вид деятельности нужен именно сейчас, нужен другим людям
4. Алгоритм ознакомления с профессией :
5. Название профессии
6. Место работы
7. Материал для труда
8. Форменная одежда
9. Орудия труда
10. Трудовые действия
11. Личностные качества
12. Результат труда
13. Польза труда для общества.
Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности.
Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо создать определенную предметно – развивающую среду:
1. Создание библиотеки (Подборка книг, стихотворений и иллюстраций о профессиях; создание картотеки загадок, считалок, поговорок, пословиц.)
2. Подбор/разработка дидактические игры, настольно — печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал
3. Создание картотеки мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»
4. Добавление уголок для сюжетно – ролевых игр таких костюмов, как «Доктор», «Медицинская сестра», «Продавец», «Парикмахер», «Полицейский»…
5. Добавление в уголок творчества раскрасок с изображением человека в спец. форме работника той или иной профессии.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому педагог ДОУ должны максимально включать в эту деятельность профоориентологию. Он можем это сделать через таки игры как:
1. сюжетно-ролевая игра
2. пальчиковая игру,
3. игра-имитация,
4. дидактическая игра…
Еще одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии.
В процессе наблюдения детей за работой взрослого, они получают небольшое количество сведений о его профессии. И потом с легкостью могу перенести полученный опыт в свою игру и в дальнейшую жизнь. (Можно поставить видео, наблюдение за работой воспитателя)
Экскурсию можно организовать в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню, в кабинет психолога. Также предложить родителям посетить парикмахерскую, магазин, школу, кинотеатр. Во время экскурсии обязательно обращать внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывать о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Так же к ознакомлению детей профориентологии можно подключать родителей, делать открытые занятия с их участием. Каждый из родителей имеет профессию, и он мог бы о ней рассказать детям.
Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.