Вера Сухарева
Ранняя профориентация у детей старшего возраста через знакомство с профессиями родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте».
А. С. Макаренко
Профориентация – неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок знакомится с атрибутами разных профессий.
Публикация «Ранняя профориентация у детей старшего возраста через знакомство с профессиями родителей» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, он старается проявить себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделать. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияет на поведение детей, на их отношение к взрослым людям, продуктам труда.
Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. Поэтому мы должны уделять особое внимание на ознакомление детей с профессиями и их значимостью для общества. И чем раньше мы начнём знакомить их с «миром профессий», чем раньше мы начнём говорить о значимости труда, о его пользе для всего общества, тем легче будет в своё время сделать подростку этот нелёгкий выбор, от которого будет зависеть его социализация и успешность в сложном, постоянном меняющемся и развивающемся мире.
От уровня знаний дошкольников о труде, профессиях человека, зависит и их интерес к труду, и развитие их познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
С младшего возраста дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Беседуя со своими воспитанниками, мы выяснили, что они недостаточно знают о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» - дети односложно отвечают: «На работе», «В школе». Не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях своих родителей.
Поэтому, очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.
Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Ознакомление с профессиями родителей способствует дальнейшему вхождению ребёнка в современный мир, приобщению к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
В связи с этим с детьми проводилась определенная работа в этом направлении. Разработан перспективно-тематический план по профориентационной работе с детьми, дополнительная программа по ранней профориентации «Калейдоскоп профессий»
Большое внимание мы уделяем построению предметно-пространственной развивающей среды. Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.
В своей работе мы используем методы и приемы: наблюдения, познавательные беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Был реализован проект «Профессии наших родителей».
Стараемся, чтобы материал проходил через все образовательные области. Большое внимание уделяем материалам по профессиям.
Речевое развитие:
Занятие: «Составление рассказов на тему «Труд людей осенью»
Занятие: Беседа «Что нам осень подарила?»
Занятие: Развитие речи. Придумывание сказки на тему «Волшебная иголочка».
Занятие: Составление рассказа на тему «Если был бы я художником».
Театрализованное представление «Заяц – портной», «Айболит».
Агитбригада «Военные».
Рассматривание альбомов, рисунков, фотографий, сюжетных картинок о профессиях.
Работа в уголке книги: выставка книг, посвященных профессиям.
Знакомство с литературными произведениями:
Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы».
С. Маршак «Почта», «Рассказ о неизвестном герое»
Б. Житков «Что я видел?»
В. Маяковский «Кем быть?
С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица»
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Е. Пермяк «Пропавшие нитки»
Энциклопедия для детей «Хочу все знать
Пальчиковые игры: «Строители», «Маляры», «Кузнец», «Почта», «Пекарь», «Повар», «Напёрсток», «Художник», «Капитан»
Познавательное развитие:
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. «Как рождается хлеб».
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Опасный лед.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Наряды куклы Тани.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Наши защитники.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Путешествие в прошлое пылесоса.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром.
В гостях у художника.
Занятие: Ознакомление с окружающим миром. Профессия артист.
Конструирование «Машина для своего груза»
Конструирование «Наш микрорайон».
Беседы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения.
Дидактические игры: «Знаю все профессии», «Угадай профессию», «Что лишнее?», «Петрушка осваивает профессии», «Мастерская по ремонту», «Найди пару», «Кому, что нужно для работы?», «Кто что делает?», «Определи по предмету профессию», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадай по результату профессию».
Одной из форм работы с детьми являются экскурсии, для знакомства дошкольников с миром профессий.
Мы сотрудничаем с детской библиотекой. Работники библиотеки охотно рассказывают о своей работе, подбирают для детей нужную литературу, готовят презентации и выступления о разных профессиях. Даже мы взрослые открываем для себя что-то новое о мире профессий.
Сотрудники детской художественной, музыкальной школы, центра детского творчества тоже всегда откликаются на наши просьбы. Пожарная часть –любимое место для экскурсии наших мальчишек.
Взаимодействие с социумом помогает сделать профориентационную работу содержательней, интересней, приблизить к реальным условиям.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Салон красоты», «Кафе», «Автотранспортное предприятие», «Военная база».
Художественно-эстетическое развитие:
Занятие: Рисование. «Солдат на посту»
Занятие: Рисование. «Наша армия»
Занятие: Рисование. «Космонавт»
Занятие: Рисование. «Ракета в космосе»
Конкурс рисунков «Кем быть?»
Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Безусловно, работа по ранней профориентации невозможна без участия родителей. Родители помогают в оснащении развивающей предметно-пространственной среды. Оказали помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для сюжетно – ролевых игр, в музыкальной подборке по теме проекта (песни о представителях разных профессий).
Родители с удовольствием приходят на встречи с детьми, рассказывают о своей профессии, показывают результаты своего труда, участвовали в подготовке к конкурсу стихов о профессиях, к викторине, оформили стенгазету «Все профессии важны». Оформили альбом «Профессии моих родителей»
Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В. Алешина – Москва: «Педагогическое Общество России», 2000. – 128с. – Текст: непосредственный.
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром / Н. Г. Комратова. – Москва: Издательство: Сфера, 2006. – 144с. – Текст: непосредственный.
3. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Л. В. Куцакова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 128 с. – Текст: непосредственный.
4. Максаков А. И., Тумакова Г. А. А. И. / Учите, играя Максаков – Москва: Просвещение, 1983. - с. 144с. – Текст: непосредственный.
5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова – Москва: ТЦ Сфера, 2008. – 64с. – Текст: непосредственный.
6. Савина, И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста / И. В. Савина. // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 2. – с. 4-13. – Текст: непосредственный.
7. Печерская А. Н. Хрестоматия для детского сада. Старшая группа. ФГОС ДО / А. Н. Печерская – Москва: Издательство: Русское слово, 2016. – 328с. – Текст: непосредственный.
8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина Москва: Гном, 2013. – 96 с. – Текст: непосредственный.
9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/04/19/besedy-o-professiyakh