Лучший педагог года

Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере

вера полкунова
Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере
▼ Скачать + Заказать документы

Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Публикация «Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере» размещена в разделах

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Задача взрослых, педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние, труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии водителя, пожарного, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. И формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.

Одна из форм ознакомления детей с профессиями - беседа. Большое

влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети

получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают

словарь. В непринужденной беседе с детьми мы обеспечиваем развитие

детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения,

вызываем интерес к трудовой деятельности взрослых.

Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам,

поощрение выступления в диалоге позволяет преодолеть в детях замкнутость,

застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие

детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных

впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет,

в пожарную часть, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, дети

проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям.

Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети

обращают внимание на их форму, продавцу, повару она нужна – чтобы не

пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть

инспектора.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только

оттого, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется

внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они

получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им

подражать.

Для усиления эмоционального воздействия на детей мы используем чтение детской художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, театрализованную деятельность. Подводим к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Все полученные знания дети затем отражают в игре.

Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую

игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи.

Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта.

Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Вывод: Для того, чтобы ваши дети задумывались о своей будущей профессии, нужно в разных формах давать им познавательный материал, знакомить их с разными профессиями, приучать к труду.

Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Таким образом, пред ДОО открывается возможность организации процесса помощи ребенку в его профессиональном становлении и развитии, начиная с раннего возраста. А сам процесс профессионального становления тогда можно будет рассматривать как основу социализации. В рамках такого системно-деятельностного подхода возможно развивать яркие, интересные направления работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Лэпбук как средство развития ребёнкаЛэпбук как средство развития ребёнка Федеральный Государственный Образовательный Стандарт побуждает воспитателей искать новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Фотоотчет «Пение как средство развития ребёнка»Фотоотчет «Пение как средство развития ребёнка» Пение, как средство развития ребёнка. Пение невероятно полезно для детского организма. Занятия пением способствуют улучшению психического.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере
Опубликовано: 17 декабря 2020 в 18:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере» (включая файлы) размещена пользователем вера полкунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД