вера полкунова
Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
Публикация «Ранняя профориентация как средство развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.
Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Задача взрослых, педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние, труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии водителя, пожарного, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. И формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Одна из форм ознакомления детей с профессиями - беседа. Большое
влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети
получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают
словарь. В непринужденной беседе с детьми мы обеспечиваем развитие
детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения,
вызываем интерес к трудовой деятельности взрослых.
Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам,
поощрение выступления в диалоге позволяет преодолеть в детях замкнутость,
застенчивость, нерешительность.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие
детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных
впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет,
в пожарную часть, на почту, в магазин, к пешеходному переходу, дети
проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям.
Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети
обращают внимание на их форму, продавцу, повару она нужна – чтобы не
пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть
инспектора.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только
оттого, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется
внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они
получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им
подражать.
Для усиления эмоционального воздействия на детей мы используем чтение детской художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, театрализованную деятельность. Подводим к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Все полученные знания дети затем отражают в игре.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую
игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи.
Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта.
Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Дети стали самостоятельны в организации игр, инициативны. Широко используют в играх знания о профессиональной деятельности людей, ролевое взаимодействие между детьми содержательно. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Вывод: Для того, чтобы ваши дети задумывались о своей будущей профессии, нужно в разных формах давать им познавательный материал, знакомить их с разными профессиями, приучать к труду.
Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Таким образом, пред ДОО открывается возможность организации процесса помощи ребенку в его профессиональном становлении и развитии, начиная с раннего возраста. А сам процесс профессионального становления тогда можно будет рассматривать как основу социализации. В рамках такого системно-деятельностного подхода возможно развивать яркие, интересные направления работы с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.