Елена Кофанова
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.
Профориентация дошкольников это новое, мало изученное направление в дошкольном воспитании. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой М. А., Вераксы, Комаровой, которую мы используем в своей работе, ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим, куда можно отнести это направление работы, занимает микроскопически малое место.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.
Сложность работы заключается в том, что у дошкольников, по мнению большинства педагогов детских садов и родителей, эта тема не вызывает волнующего интереса, как некоторые другие. А ребенок будет с интересом заниматься только тем, что его привлекает и что его больше интересует. Поэтому работа воспитателей заключается в том, чтобы заинтересовать детей и родителей профессиональным миром. Это очень важно – иметь определенную подготовку по ранней профориентации. Кем - бы не стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, роль выбора своей будущей профессии.
Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система, а мир профессий в процессе игры – один из ведущих видов деятельности дошкольников.
Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.
В своей работе по ознакомлению детей с миром профессий я использую разные формы работы - это просмотр фильмов о профессиях, мультимедийных презентаций, виртуальные экскурсии, изготовление лэпбуков, румбоксов. Румбокс – это коробка-витрина, используемая для демонстрации трехмерных миниатюр, выполненных в масштабе, или масштабных моделей, представляющая собой миниатюрную комнату или её часть. Само название происходит от английских слов room (комната) и box (коробка) и переводится как «комната в коробке».
Дети не всегда представляют, чем занимаются например разные структуры даже в детском саду: заведующий, кухня, бухгалтерия, охранник и др. Поэтому мы придумали вооспроизвести помещения разных обслуживающих структур детского сада и разных видов профессий.
На каждый румбокс разработаны технологические карты, где описаны: цели и задачи, а самое главное формы организации обыгрывания – разработаны проблемные ситуации, которые и предлагаются сначала для обыгрывания детям (совместно со взрослым) и постепенно дети самостоятельно вступают в режиссерскую игру.
Работу по данному направлению считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что с детьми дошкольного возраста необходимо проводить работу по ознакомлению их с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры…
Кабинет заведующего
Кабинет заведующего
Музыкальный зал
Кабинет массажиста
Кафе
Салон красоты
Материал подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории Кофанова Е. А.