Екатерина Владимировна Ешуткина
Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация. Что это и зачем?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».
Апшерони А.
Ранняя профориентация. Что это и зачем?
Что такое ранняя профориентация? Зачем она нужна? В каком возрасте надо заводить разговоры с ребёнком о выборе профессии? На сколько «ранним» может быть подобный проект? Уместно ли говорить о профориентации в формате дошкольного образования? Все эти вопросы лежат на поверхности современного образования.
Что современные дети знают о профессиях? Лишь то, что видят своими глазами: родители спешат на работу, некоторые работают удалённо из дома, торговые центры, улицы, дворы, детский сад, школа и… интернет с его необъятными просторами. Давайте представим, что мы журналисты. Выйдем на улицы Москвы с вопросом: «Кем вы хотите стать, когда вырастите?» Самыми популярными ответами будут:
- «как папа/мама буду работать на компьютере» (ведь компьютер в детском сознании - это главная игрушка, позволяющая строить миры, быть дизайнером одежды, примерить роль родителя и т. д., хотя никто из детей эту деятельность не свяжет ни с одной из известных им профессий);
- «я стану блогером, как …. (имя блогера)» (да, вы удивитесь, но у наших детей есть уже свои кумиры в интернет-пространстве, они видят их богатую жизнь, видят, чем они занимаются и это вызывает желание жить так же);
Куда делись те мальчишки, которые мечтали стать космонавтами, строителями, милиционерами?. Девчонки, которые хотели стать врачами и учителями…
Поскольку детский сад является первоначальным звеном единой системы образования в РФ, то именно в стенах детского сада должно начинаться формирование профессиональных предпочтений ребёнка.
Исходя из собственного педагогического опыта, я наблюдаю, что беседы о профессиях воспринимаются детьми скорее как информация, а не как руководство к действию. Завоевать интерес ребёнка, его внимание в современном мире очень тяжело. Педагоги конкурируют с гаджетами и телевидением и не всегда побеждают. Стало очевидным, что форматы беседы, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, дидактические игры и экскурсии по территории ДОУ позволяют лишь поверхностно изучить узкий круг профессий.
Возникает вопрос: как рассказать детям об их возможном будущем так, чтобы пробудить истинный интерес? Дошкольное образование постоянно ищет актуальные и эффективные технологии, которые позволяют заинтересовать ребёнка и раскрыть его потенциал. Одной пространственной среды уже не достаточно. Дети хотят видеть результаты труда.
Так возникла идея приглашать в детский сад родителей, которые хотят рассказать о своей работе, показать, какое место занимает их работа в жизни, поделиться опытом.
Мы стали приглашать на мастер-классы родителей творческих профессий (режиссеров, дизайнеров одежды, писателей и иллюстраторов). На таких творческих вечерах дети узнавали, как снимается фильм, как выбираются артисты, сколько ещё профессий задействовано в производстве фильма (гримёры, костюмеры, операторы и т. д.); сколько времени нужно, чтобы написать книгу, придумать персонажа и его историю; какие цвета в одежде легко сочетаются и как надо мыслить, чтобы придумать новую одежду и т. д.
На наш призыв откликнулись также родители с медицинским образованием. В результате дети получили навыки правильной гигиены полости рта, закаливания, усвоили важность соблюдения распорядка дня и правильного питания. А главное – осознали необходимость таких специальностей. Ведь помощь людям – это очень правильно!
В День самоуправления у нас, педагогов, появилась возможность вернуться в детство, а у детей - попробовать свои силы в педагогике. Несмотря на игровой формат и общее веселье, оказалось, что мы дали прекрасный старт в выборе будущих профессий: из пятерых детей-воспитателей четверо уверены, что в будущем будут работать с детьми.
Определить свое место в жизни и не ошибиться при выборе – задача сложная даже для взрослого человека. Сейчас мы больше готовим детей к тому, что постоянное обучение, усовершенствование, познание – это нормально. Несколько профессий – это тоже норма жизни.
Работа педагогов дошкольного образования в большей степени должна быть направлена на максимальное упрощение этого выбора в будущем.
Используемая литература:
1. Раскатова, К. В. Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Н. П. Эверт. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/479/105372/
2. Бурмистрова Н. Н. Путешествие в мир профессий//Воспитатель ДОУ. 2013.-№9.
3. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста// проблемы и перспективы развития образования. – Пермь, Меркурий. – 2015.