Валентина Мезенцева
Ранний детский аутизм. Норма или патология?
▼ Скачать + Заказать документы
«Аутичность (от греческого - «сам») - обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний».
Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира. Это особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоциональных отношений ребенка с окружающим миром.
Публикация «Ранний детский аутизм, Норма или патология?» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Основными клиническими признаками аутизма являются :
1. Трудности в общении и социализации.
2. Побочные реакции на сенсорные раздражители.
3. Нарушения развития речи.
4. Стереотипность поведения.
Выделяют 4 группы раннего детского аутизма (РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
1 группа. Полная отрешённость от происходящего вокруг.
Для детей этой группы характерно:
- при попытках взаимодействия с ребёнком наблюдается проявление крайнего дискомфорта;
- отсутствие социальной активности (даже близким трудно добиться от ребё нка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда);
- избегание различных телесных контактов, тяжело переносят взгляд глаза в глаза;
- не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянной помощи и поддержке взрослых;
- наихудший прогноз развития.
2 группа. Активное отвержение окружающей среды.
Ребенку свойственно:
- тщательная избирательность в контактах с внешним миром;
- общается с ограниченным кругом людей (зачастую это родители, близкие люди);
- повышенная избирательность в еде, одежде;
- сильная аффективная реакции при любом нарушении привычного ритма жизни;
- чувство страха, на который он реагирует агрессивно (бывает, что агрессия принимает формы аутоагрессии).
- развитие более благоприятно (при соответствующей длительной коррекционной работе они могут обучаться даже в массовой школе).
3 группа. Захваченность аутистическими интересами.
Детям этой группы свойственно:
- укрыться от окружающего мира в своих интересах (их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера);
- увлечения их имеют цикличный характер (ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх);
- интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
4 группа. Чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой (сверхтормозимость).
Наиболее легкий вариант проявления аутизма, характеризуется:
- повышенной ранимостью (робкие, пугливые);
- уязвимостью (неуверенные в себе);
- избеганием отношений (если чувствует какую-либо преграду);
- чувствительностью к чужой оценке;
- стремятся усвоить некий набор поведенческих штампов (который облегчает их адаптацию в коллективе);
- могут учиться в массовой школе (иногда даже без специальной подготовки).
По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике в школе, педагоги, как правило, сталкиваются с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек, но у девочек аутизм имеет более тяжелое течение с когнитивными нарушениями.
Причины возникновения аутизма до конца не исследованы. Существенную роль играют генетические факторы, так в семьях, страдающих аутизмом, заболевание встречается чаще. Аутизм в какой-то мере связан с органическим мозговым расстройством. Нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства могут быть причинами появления детей, страдающих РДА.
У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами. Эти расстройства включают синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, дислексию (трудности с чтением) и диспраксию (трудности с управлением своими движениями).
У детей с РДА могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункции височных долей, ствола головного мозга и мозжечка.
В период раннего детства у детей с РДА навыки самообслуживания формируются медленно, дети называют себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.
В дошкольном возрасте у таких детей проявляются необычные интересы (увлечение дорожными знаками, печатными рекламами, номерами телефонов, словами на иностранных языках). При этом дети много фантазируют.