Папки-передвижки

Консультация «Раннее речевое развитие»

Елена
Консультация «Раннее речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

Раннее речевое развитие

Если ребенок в 2- 2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов- это должно вызвать тревогу у родителей. У детей данного возраста речевое развитие идет скачкообразно : сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после 1.5 лет, и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.

Публикация «Консультация „Раннее речевое развитие“» размещена в разделах

Особенно интесивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить с ним вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как подсказываете малышу слова,, выражающие его опыт.

3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению- вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», - вы его продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладел более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

5. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговорок в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

6. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если ему это право предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?»

7. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами- через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С. Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача – облечь мысль ребенка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ- в рисунок, который можно неоднократно «прочитать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно их сшить в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

8. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте- вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но в отличие от него, пойте ее правильно.

9. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (Двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три… Дети, которым удаются, изолированные движения пальцев, - говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно с 6-месячного возраста. Простейший метод- массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать надо так 2-3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми азнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение все больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка можно:

Запускать пальцами мелкие волчки;

Разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;

Рвать на мелкие куски бумагу;

Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка;

Делать сжатый кулачок мягким (его легко можно разжать) и крепким;

«ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой

Руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;

Показать отдельно только один большой палец;

Махать в воздухе только пальцами;

Кистями рук делать «фонарики»;

Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

Собрать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе- разбежались);

Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);

Закручивать шурупы, гайки;

Играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

Складывать матрешек, играть с вкладышами;

Рисовать рукой и пальцами в воздухе;

Играть с песком и водой;

Рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

Публикации по теме:

Консультация «Речевое развитие дошкольников» Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи.

«Речевое развитие в ДОУ». Консультация для родителей Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать.

Консультация «Речевое развитие детей 3–4 лет» Рекомендации для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок.

Консультация для родителей «Игрушки и речевое развитие» Игрушка – неотъемлемая часть маленького человека. С игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботится, осваивает новое,.

Консультация для родителей «Раннее развитие — что это такое?» Здравствуйте уважаемые родители, коллеги и гости моей странички. Хотела бы представить Вашему вниманию консультацию на тему: "Раннее развитие.

Консультация «Познавательное и речевое развитие ребенка» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Извлечение из ФГОС ДО. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,.

Консультация «Раннее развитие за или против?» Раннее развитие за или против? Часто родители видят раннее развитие ребенка в его ранней интеллектуализации, поскольку в наши дни со всех.

Консультация «Речевое развитие детей 4–5 лет» Развития речи ребёнка с 4 до 5 лет сильно зависит от уровня семейного воспитания, и от того, какого качества образование дети получают в.

Консультация «Речевое развитие дошкольников» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Консультация «Речевое развитие ребенка 2–2,5 лет» Развитие речи детей 2-2,5 лет. Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от раннего детства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Раннее речевое развитие»
Опубликовано: 20 мая 2019 в 17:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Раннее речевое развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД