Гамзаева Тамила
Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори
▼ Скачать +Заказ
Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Формирование личности начинается сразу после рождения, и как именно себя поведут родители в это время в дальнейшем повлияет на то, каким человеком будет новорожденный. Существует множество методик, которые можно использовать на ранних этапах. Одной из самых популярных считается методика раннего развития Марии Монтессори, ведь ее без проблем можно воплотить, не имея специального образования или возможности оплачивать услуги профессионалов.
Публикация «Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Принципы системы
Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:
Ребенка учит то, что вокруг него.
Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
Высмеивание учит быть робким.
Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
Частые попытки опозорить учат чувству вины.
Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
Снисходительность учит быть терпеливее.
Подбадривание делает более уверенным.
Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.
Согласно этой методике, дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.
Составляющие программы
Рассматриваемая методика имеет три составляющие:
ребенок
окружающая среда; Зона сенсорного развития, зона математики, зона родного языка, зона УПЖ.
педагоги. Задача педагога провести презентацию и показать правила работы с материалом. Что б ребенок смог повторить.
Зона сенсорного развития- Сенсорные материалы развивают органы чувств ребенка. Так как в каждом материале выделяется только один признак, материалы учат ребенка концентрироваться на нем, изолируя другие органы чувств (например, закрывать глаза, слушая музыку). Материалы развивают мелкую моторику и подготавливают ребенка к изучению математики и многих других предметов : музыки, рисования, ботаники, географии.
Материалы сенсорной зоны:
- Для определения размера (блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница, красно-синее штанги);
-Для развития тактильного чувства (шершавые таблички, ткани)
-Для развития слуха (звоночки)
Зона Математики-математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорной зоны и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Это значит, что большинство материалов (особенно на начальном этапе) предполагают работу с конкретным (а не, как обычно абстрактным) материалом. Это очень упрощает понимание ребенком математики и дает возможность даже маленьким детям решать довольно сложные задачи.
Материалы зоны математики:
-Для счета в пределах 10 (штанги с табличками чисел, веретена, цифры из шершавой бумаги);
-для знакомства с основами геометрии (геометрические тела);
Зона родного языка- зона родного языка так же строится на тактильных материалах. Возможность трогать материалы помогает ребенку быстрее и проще подготовиться к обучению письму и чтению.
Зона родного языка включает в себя материалы:
-На расширение словарного запаса (карточки изображающие предметы, животных, птиц, коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, буквы из шершавой бумаги, книжный уголок)
УПЖ- обычно дети с 1,5 до 3 лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребенок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая с материалами практической жизни. Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно дает возможность ребенку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: самостоятельно одеваться и раздеваться и т. п.
Материалы зоны практической жизни, в свою очередь, делятся на упражнения:
- В уходе за собой (уборка, одевание)
- В заботе об окружающей среде (уборка, уход за растениями)
-В особых формах движения (ходьба по линии, упражнения в тишине, двигаться бесшумно)
-В социальных навыках (приветствия, манеры, общение)
Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:
от рождения до 6 лет — речевое развитие;
от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
от года до 4 лет — освоение разных действий;
от двух с половиной лет до шести — социализация.
В нашей группе утро начинается с утреннего круга (круг по Монтессори, предполагает минимизацию слов и действий воспитателя, для полного самовыражения и саморазвития ребенка. Главная задача – это расслабление детей, сближение, дружелюбный и позитивный настрой на целый день. После каждый ребенок берет материал для занятия и начинает работу, при этом педагог показывает презентацию (т. е. как работать с материалом, после педагог наблюдает,
Этап установления и восприятия порядка- Можно давать детям элементарное понятие о соблюдении порядка, более активно тренировать моторику и сенсорное восприятие. Ребята уже способны концентрироваться и подражать взрослым, понимают последствия некоторых своих действий.
речевое развитие;
развитие мелкой моторики;
социализация – один из важнейших процессов в Монтессори-группе. Система Монтессори направлена на социальность: это группы детей разных по возрасту, правила, которые соблюдаются всеми, принципы саморазвития все эти факторы дают возможность малышам получать ценный социальный опыт.
Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать. А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.
Составляющая педагога, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать педагогом сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики : «Помоги мне это сделать самому».
Занятия взрослых и детей от 1,5 года до 3 лет
Ребята полутра-трехлетнего возраста уже умеют играть самостоятельно и им очень нравится общаться с другими детьми. Но потребуется небольшое вмешательство взрослого, ведь дети от 1,5 лет еще совсем крохи и многого не знают. Они рады копировать действия взрослых или своих товарищей однолеток. В этом возрасте ребята любят учиться, поскольку к ним приходит понимание, что так можно добиться лучшего результата.
В возрасте 1, 5-3 лет крохи с удовольствием осваивают следующие занятия:
Конструирование. Помочь в этом могут любые многофункциональные предметы: тканевые отрезки, камушки, брусочки из дерева, веревки и т. п. Они не ограничивают детей и помогают подготовиться к ролевым играм.
Нарезание. Разрезать можно книжные картинки, открытки, или просто разноцветные листы бумаги, делая из них нечто вроде пазла. Дети могут сами разрезать или только собирать готовые детальки. Зависит от их интереса.
Распределение предметов на группы. В коробочках нужно рассортировать предметы: по размерам (от больших до маленьких, форме, цвету, специфике применения и т. п. Эта игра развивает мышление, речь, учит детей проводить классификацию и систематизацию.
Взрослый все больше переходит от функции учителя к функции наблюдателя. Дети становятся творческими. Им более интересно создавать что-то новое, меняя предметы.