Ирина Болдырева
Эссе «Воспитатель ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе на муниципальный этап конкурса «Педагог года». Номинация «Воспитатель ДОО»
«Детство – важный период человеческой жизни
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь;
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира, в решающей
степени зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Эссе „Воспитатель ДОО“» размещена в разделах
Мой жизненный путь привел меня в детский сад. Мне нравится прийти в детский сад с утра пораньше, чтобы сосредоточиться, спокойно подготовиться к занятиям и с хорошим настроением встретить своих воспитанников и их родителей. Скоро, очень скоро зазвучат детские голоса, группа наполнится звонким смехом, а иногда и плачем ребенка. А пока можно вспомнить, подумать о том, что предшествовало этому дню.
Как я решила стать воспитателем? Это случилось в 2013 году. Тогда мне предложили должность воспитателя младшей группы во вновь открываю- щемся детском саду зная, что у меня есть педагогическое образование. Долго ли я думала? Нет, недолго. Я решила поступить в Элистинский педагогичес- кий колледж на дошкольное отделение, поскольку считала, что мое высшее, хотя бы и педагогическое образование не может дать мне навыков работы с маленькими детьми. Что мне дала учеба? Дала, безусловно, многое. У меня были замечательные педагоги, которые постарались подготовить меня к будущей профессии. Они учили нас, как вести современный образовательный процесс, знать его стандарты, формы, методы. Мы узнали, что приоритет в любом государстве должен отдаваться образованию. Им, безусловно, многое удалось вложить в нас, своих студентов. Учиться было интересно. Но до открытия детского сада нужно было еще помочь в ремонте здания. Что это были за дни! В любое время года в любую погоду я со своими коллегами приходила в детский сад, чтобы носить кирпичи, доски, разгружать песок, убирать помещения и двор от мусора, красить, белить, мыть. Сделано было действительно очень много работы. И сильно устав, я думала: «Ну вот, откроется детский сад… Станет полегче… Буду воспитателем… Придут дети… Я покажу все, чему научилась…»
И вот наступил этот день! Я прибежала с утра пораньше, чтобы надуть воздушные шары, которые хотела подарить детям. Я очень сильно волновалась, но это было приятное волнение. Наконец, вошли дети…
Уже почти четыре года я работаю воспитателем. Конечно же, это очень мало. Что изменилось с тех пор? Мне кажется, что если я скажу, что изменилось все - это будет правда. И главное изменилась я, изменилось мое мироощущение, мои взгляды. И та моя физическая работа не идет ни в какое сравнение с работой настоящей. Да, я училась писать конспекты, знать анатомию, физиологию, психологию. Ну и много чего еще. Безусловно, это нужно и важно. Но когда ты принимаешь ребенка у родителей и остаешься с ним один на один - это уже совсем другая наука. А детей у тебя два с лишним десятка. И никто не научит тебя, что делать в той или иной повседневной ситуации. Я и представить себе не могла, что воспитатель должен уметь столько всего! Разрабатывать и проводить занятия, организовывать различные утренники и развлечения, следить за состоянием здоровья детишек. Разобраться, почему Миша не дает игрушку Вите? Где Гилянин носовой платок? А почему Санан не хочет делать утреннюю зарядку? Объяснить, что все получится и не стоит расстраиваться, если линии никак не хотят писаться ровно и красиво. Я должна справиться с такой шумной и непредсказуемой ватагой. Заинтересовать этих детей, растущих в эпоху высоких технологий, современных гаджетов. Но, несмотря на все это, никто не отменял живого человеческого общения, которое я должна показать и научить ему детей. И самое главное, объединить детей в один сплоченный коллектив.
Конечно, я не открою Америку если скажу, что главное в воспитании - это любовь к ним. Мы очень любим своих родных детей. Вот такую же любовь мы должны подарить и ребенку, пришедшему в детский сад. Но я считаю, что любовь должна быть разумная, не излишне обильная и суетливая, как с родными детьми. Ребенок должен почувствовать, что ты его уважаешь, поддерживаешь, советуешь, принимаешь такой какой он есть, но проявишь твердый характер, если он захочет манипулировать тобою, как своими родителями. Взять тонкие детские ручки, протянутые к тебе. Принять его взгляд, обращенный к тебе. И важно не сломать тот хрупкий мостик детского доверия, переброшенный к тебе. Не разрушить хрустальный внутренний мир ребенка неосторожным словом, недовольным взглядом, отрицательной эмоцией. Детские сердца эластичны и долго не могут оставаться сжатыми. Ребенок будет снова доверять вам, но будет ли это то доверие, что и прежде? Тут, наверное применимо еще одно правило : «Не навреди». Родители доверили мне самое ценное, что у них есть. И нужно помочь родителям усовершенствовать личность ребенка. Я всегда стараюсь отбросить все свои домашние проблемы и заботы, чтобы ничто не мешало бы общению с детьми. Сказать, что все получается? Нет. Еще много надо постичь в своем ремесле. Еще многому надо научиться. Многое переоценить в себе и переделать. И теперь я не понаслышке знаю, что это большое счастье видеть, как ребенок доверяет тебе, тянется к тебе, борется за твое внимание, хочет стать для тебя самым лучшим на свете. Работая с детьми, я поняла многое, что не понимала, когда росли мои почти уже взрослые сыновья. Мне стали очевидны мои ошибки и промахи прошлых лет. Теперь я стараюсь не повторять их со своей дочерью. И, наконец, я учусь понимать ребенка через свое давно прошедшее детство. «Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства- плохой воспитатель»- говорит австрийская писательница Мария Эбнер-Эшенбах. И, общаясь с детьми, я стала вспоминать какие- то моменты из своего детства, которое я забыла казалось- бы навсегда. Я вспомнила, как важен для ребенка маленький жучок в траве, красивый конфетный фантик, цветочек выросший у забора. Как уютен маленький сказочный мир, который можно устроить под столом. Как весело лететь с высокой горки, не замечая тревожного взгляда взрослых. Как хочется снова и снова играть в любимую игру, время обеда так некстати. Все кажется таким большим и необыкновенным и ты готов впитать в себя все, что окружает тебя. Помочь вобрать ребенку в себя все лучшее, полезное и отсеять шелуху ненужного, наверное, вот одна из главных задач воспитателя. Думаю, что в современном мире и в мире будущем, профессия воспитателя не утратит своего важного значения. И как бы не развивался прогресс, никакой робот, компьютер, гаджет не заменит ребенку живого общения, веселого смеха, интересной и подвижной игры.
Я - воспитатель! И я рада, я горжусь своим званием! В. Маяковский написал: «…Все работы хороши, выбирай на вкус!» Много есть хороших профессий. Выбрать можно любую, но эту профессию не выбирают. Выбирает сама профессия! Случайные, проходные люди здесь не задержатся. Слишком много нужно отдавать хороших эмоций, терпения и сил, при этом не ожидая никакой отдачи, никакой благодарности. Случайные люди не смогут жить в этой атмосфере. Атмосфере любви и заботы, тревоги и радости за своих детей. Я рада, что дети научили меня быть бодрее, быстрее, веселее. Я научилась шить, красить, рисовать, разводить цветы. Я освоила компьютер, Интернет, научилась водить машину. И это все за столь небольшой промежуток времени. «Может хватит, пора остановиться?» Нет, я понимаю, что нельзя останавливаться на достигнутом, нужно двигаться вперед, учиться новому. И если, хоть один мой воспитанник через два - три десятка лет скажет: «Это - мой воспитатель!»- я буду знать, что годы проведенные в стенах детского сада прошли не зря.