Татьяна Сухарева
Модульный принцип воспитательно-образовательной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Ещё Л. С. Выготский писал: «Программа дошкольных учреждений должна быть построена на какой-либо системе, которая ведёт к определённой цели и преподнесена в той последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребёнка и особенностям его мышления».
И теоретики, и педагоги- практики понимают, что сейчас пришло время реализации комплексного подхода к этой проблеме. Необходимо найти «стержень», вокруг которого осуществлялось бы объединение всех видов деятельности.
Публикация «Модульный принцип воспитательно-образовательной работы с дошкольниками» размещена в разделах
В нашем ДОУ была создана модульная группа и мы хотим поделиться своим опытом работы. Рассказать, как педагоги могут давать достаточный объём знаний, не допуская учебных перегрузок, как использовать здоровьесберегающие технологии, педагогику сотрудничества и развития, как мы попытались найти нужный «стержень».
В модульной системе все виды деятельности объединены между собой на основе какого-либо сюжета. А этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре, которая развёртывается на протяжении долгого времени. Педагогический процесс в модуле перестаёт быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью. Здесь ничего не делается «понарошку», а всё происходит в реальности. Деятельность детей приобретает целесообразность. Они легко усваивают знания потому, что эти знания реально нужны сейчас или понадобятся в ближайшем будущем.
Работу по составлению модулей мы начали с выбора тематики и направленности. Затем решали вопрос о сюжете модуля, ведь он служит объединяющим стержнем для всех видов деятельности и позволяет сделать цель обучения понятной для детей. Особое внимание уделили «завязке» модуля. Она помогла связать процесс обучения с реальной жизнью детей, создала впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом. Составляя модули, мы не забывали о том, что все его части должны быть скомпонованы на строго логической основе. Любой модуль призван передать детям определённую сумму знаний и в то же время должен быть эмоционально насыщен и ориентирован ни на подготовку к жизни, а на сегодняшнюю реальную жизнь маленького человека.
Так для детей младшего возраста был разработан модуль «Домашнее животное «кошка».
В период реализации модуля у детей сформировалось представление о домашнем животном. Они научились узнавать и находить кошку и её детёнышей по отличительным особенностям внешнего вида, стали, заботливее относится к милому животному. У детей обогатился игровой опыт, закрепились к. г. н. и правила мыть руки после игры с кошкой. В процессе созданных условий дети погружались в мир ощущений связанных с тактильным восприятием (трогали, гладили, ласкали).
Познавательные модули «Волшебница вода», «Волшебная глина», «Цветы» помогли детям старшего дошкольного возраста ответить на вопросы: какая бывает вода и кому она нужна; как люди используют воду и как она на них работает; почему воду нужно беречь. Дети совместно со взрослыми создали мини музей «Волшебница вода».
Получили определённый объём знаний о глине, цветах.
Экологический модуль «Куда девается мусор» помог детям разобраться в вопросах: откуда появляется мусор; какой вред приносит; какой мусор можно закапывать в землю, а какой нет; как его можно использовать. Ребятами и родителями были изготовлены разнообразные поделки из бросовых материалов.
Интересной и незабываемой была реализация игровых модулей : «Телевидение», «Выборы», «Путешествие на морское дно».
Ребята готовили репортажи об интересных событиях, освещали работу д/у по разным направлениям, готовили фотоматериалы.
Провели по установленным правилам выборы «царя зверей».
Чтобы исследовать морское дно совершили «погружение в специальном батискафе».
И детям, и педагогам нашего ДОУ интересна работа по модульной системе. Ведь в играх и разнообразных занятиях наши ребята познают мир, современную жизнь, получают особый эмоциональный настрой и всегда готовы к встрече с новым, интересным. А наш д/с «Василёк» остаётся для них уютным уголком детства.